Стандарты на продукцию и услуги

УРОК 12 Системы стандартизации

Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ)

Государственная система стандартизации РФ начала форми­роваться в 1992 г. в связи со становлением государственной са­мостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. ГСС устанавливает общие организационно-технические правила системы стандартизации в России.

В зависимости от назначения и содержания в ГСС разраба­тываются стандарты следующих видов:

• основополагающие;

• на продукцию и услуги;

• на работы (процессы);

• на методы контроля.

Основополагающие стандарты

В основополагающих стандартах изложена ГСС Российской Федерации.

• ГОСТ Р 1/0—92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

• ГОСТ Р 1.2—92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государствен­ных стандартов;

• ГОСТ Р 1.3—92 Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Порядок согласования, утвержде­ния и регистрации технических условий;

• ГОСТ Р 1.4—92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятий. Общие по­ложения;

• ГОСТ Р 1.5—2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

• Положение об организации и осуществлении государствен­ного контроля и надзора в области стандартизации, обеспе­чение единства измерений и обязательной сертификации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287.

• Правила по стандартизации. Порядок проведения Государ­ственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора. Утверждены поста­новлением Правительства России от 23 сентября 2002 г. №91.

Правовые основы стандартизации устанавливает закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г.

Основополагающие стандарты устанавливают общие орга­низационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и пра­вила.

Основополагающие стандарты обеспечивают общие требо­вания в процессах создания и использования продукции, охраны окружающей среды, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества.

Так, ГОСТ Р 1.0—92 определяет цели и задачи стандартиза­ции, основные принципы и организацию работ по стандартиза­ции в Российской Федерации, категории нормативных докумен­тов в области стандартизации, виды стандартов, основные положения по международному сотрудничеству РФ в области стан­дартизации, по применению стандартов и технических условий, по государственному надзору за соблюдением стандартов.

Основополагающие стандарты, как правило, образуют опре­деленные системы (комплексы). Комплекс стандартов объеди­няет взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целе­вую направленность. Так, комплекс основополагающих стандар­тов содержит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодательству, обеспечивали достижение общей цели и выполнение обязательных требований к продукции, про­цессам, услугам.

Таким комплексом стандартов являются также государствен­ные стандарты системы менеджмента качества:

• ГОСТ Р ИСО 9000—2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

• ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Системы менеджмента качества, требования;

• ГОСТ Р ИСО 9004—2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Стандарты на продукцию и услуги

Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требова­ния к конкретному виду продукции (услуги) либо к группе одно­родной продукции (услуги).'

К этому виду стандартов в общественном питании относят­ся: ГОСТ Р 50762—95 «Общественное питание. Классификация предприятий»; ГОСТ Р 50763—95 «Общественное питание. Кули­нарная продукция, реализуемая населению»; ГОСТ Р 50764—2009 «Услуги общественного питания. Общие требования».

- В соответствии с ГОСТ Р 50764—2009 -(95) к услугам общественно­го питания предъявляются определенные требования. Услуга общественного питания — результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей по­требителя в питании и проведении досуга. Процесс обслужива­ния— совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализа­ции кулинарной продукции и организации досуга. Качество ус­луги должно удовлетворять установленным потребностям потре­бителя. Услуги общественного питания должны отвечать требо­ваниям безопасности и экологичности, целевому назначению. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичнос­ти, т. е. соответствие условий обслуживания гигиеническим, ан­тропометрическим, физиологическим потребностям потребите­лей. Комплекс услуг должен соответствовать типу предприятий.

Основная услуга общественного питания — услуга питания.Услуга питания представляет собой услуги по изготовлению ку­линарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия, и подразделяются на следующие:

• услуга питания ресторана;

• услуга питания бара;

• услуга питания столовой;

• услуга питания кафе;

• услуга питания закусочной.

Услуги по организации потребления продукции и обслужи­вания включают:

• организацию и обслуживания торжеств, ритуальных меро­приятий;

• организацию питания и обслуживания участников конфе­ренций, совещаний и т. д.;

• обслуживание потребителей в пути следования пассажир­ского транспорта;

• обслуживание в номерах гостиниц и др.

• В ресторанах, барах большое внимание уделяется организа­ции услуг досуга. Нормативное обеспечение качества услуг со­ставляют как государственные стандарты, так и стандарты пред­приятий, технические условия, которые конкретизируют требо­вания к конкретной услуге .

  Государственный уровень  
>     f
Г У г у
Правила, законы Основопо- Классифи- лагающие каторы стандарты ГОСТР по видам услуг
  У г У г  
  Уровень предприятия  
   
             

• I

Наши рекомендации