Стандарты на продукцию и услуги
УРОК 12 Системы стандартизации
Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ)
Государственная система стандартизации РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. ГСС устанавливает общие организационно-технические правила системы стандартизации в России.
В зависимости от назначения и содержания в ГСС разрабатываются стандарты следующих видов:
• основополагающие;
• на продукцию и услуги;
• на работы (процессы);
• на методы контроля.
Основополагающие стандарты
В основополагающих стандартах изложена ГСС Российской Федерации.
• ГОСТ Р 1/0—92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;
• ГОСТ Р 1.2—92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;
• ГОСТ Р 1.3—92 Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;
• ГОСТ Р 1.4—92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятий. Общие положения;
• ГОСТ Р 1.5—2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;
• Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечение единства измерений и обязательной сертификации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287.
• Правила по стандартизации. Порядок проведения Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора. Утверждены постановлением Правительства России от 23 сентября 2002 г. №91.
Правовые основы стандартизации устанавливает закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г.
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила.
Основополагающие стандарты обеспечивают общие требования в процессах создания и использования продукции, охраны окружающей среды, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества.
Так, ГОСТ Р 1.0—92 определяет цели и задачи стандартизации, основные принципы и организацию работ по стандартизации в Российской Федерации, категории нормативных документов в области стандартизации, виды стандартов, основные положения по международному сотрудничеству РФ в области стандартизации, по применению стандартов и технических условий, по государственному надзору за соблюдением стандартов.
Основополагающие стандарты, как правило, образуют определенные системы (комплексы). Комплекс стандартов объединяет взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую направленность. Так, комплекс основополагающих стандартов содержит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодательству, обеспечивали достижение общей цели и выполнение обязательных требований к продукции, процессам, услугам.
Таким комплексом стандартов являются также государственные стандарты системы менеджмента качества:
• ГОСТ Р ИСО 9000—2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
• ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Системы менеджмента качества, требования;
• ГОСТ Р ИСО 9004—2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
Стандарты на продукцию и услуги
Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к конкретному виду продукции (услуги) либо к группе однородной продукции (услуги).'
К этому виду стандартов в общественном питании относятся: ГОСТ Р 50762—95 «Общественное питание. Классификация предприятий»; ГОСТ Р 50763—95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению»; ГОСТ Р 50764—2009 «Услуги общественного питания. Общие требования».
- В соответствии с ГОСТ Р 50764—2009 -(95) к услугам общественного питания предъявляются определенные требования. Услуга общественного питания — результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга. Процесс обслуживания— совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Качество услуги должно удовлетворять установленным потребностям потребителя. Услуги общественного питания должны отвечать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, т. е. соответствие условий обслуживания гигиеническим, антропометрическим, физиологическим потребностям потребителей. Комплекс услуг должен соответствовать типу предприятий.
Основная услуга общественного питания — услуга питания.Услуга питания представляет собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия, и подразделяются на следующие:
• услуга питания ресторана;
• услуга питания бара;
• услуга питания столовой;
• услуга питания кафе;
• услуга питания закусочной.
Услуги по организации потребления продукции и обслуживания включают:
• организацию и обслуживания торжеств, ритуальных мероприятий;
• организацию питания и обслуживания участников конференций, совещаний и т. д.;
• обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта;
• обслуживание в номерах гостиниц и др.
• В ресторанах, барах большое внимание уделяется организации услуг досуга. Нормативное обеспечение качества услуг составляют как государственные стандарты, так и стандарты предприятий, технические условия, которые конкретизируют требования к конкретной услуге .
Государственный уровень | ||||||
> | f | |||||
Г У | г у | |||||
Правила, законы | Основопо- Классифи- лагающие каторы стандарты | ГОСТР по видам услуг | ||||
У | г У | г | ||||
Уровень предприятия | ||||||
• I