Экспертиза следов колес. методика производства экспертизы и оформление результатов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»
(КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
Государственно-правовых дисциплин
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Судебная экспертиза»
НА ТЕМУ
«Судебная транспортно-трасологическая экспертиза»
Выполнила студентка
ПДД-12 учебной группы
Махинова Маргарита Михайловна
КАЛУГА
Предметом трасологической экспертизы является установление фактических данных в процессе изучения следов с целью установления механизма их образования и определения оставившего их объекта.
В зависимости от объекта трасологические экспертизы можно разделить на следующие виды:
Экспертиза следов человека (гомеоскопия). В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов рук (дактилоскопия), следов зубов и губ, следов ног и обуви, следов одежды и др.
Экспертиза орудий, инструментов и механизмов (механоскопия). В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов орудий и механизмов, следов взлома, исследование замков, пломб, запирающих устройств и следов на них, установление целого по частям, исследование изделий массового производства.
Транспортно-трасологическая экспертиза. В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов ходовой части транспортных средств, выступающих частей транспортных средств, отделившихся частей транспортных средств.
Экспертиза следов животных. В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов копыт, подков, лап, зубов, когтей животных, «тавро» и др.
В рамках трасологической экспертизы решаются следующие задачи:
Идентификационные:- установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов и животных;
- установление тождества целого по частям.
Диагностические:
- обнаружение и фиксация следов;
- определение пригодности следов для идентификации;
- установление времени и механизма образования следов;
- установление последовательности образования следов и т.д.
КОГДА И ЗАЧЕМ НУЖНА ТРАНСПОРТНО- ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА?
1. если возник спор при определении виновности в ДТП;
2. если страховая компания отказывает в страховом возмещении;
3. если Вас объвиняют в несовершенном вами ДТП.
Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах ДТП, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия Вашего автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.
Исследование следов и повреждений транспортных средств по делам о ДТП занимает особое место и имеет огромное значение. Российский Федеральный центр судебной экспертизы разработал ряд методик транспортно-трасологических исследований, которые дают возможность делать определенные выводы по типичным ситуациям дорожно-транспориных происшествий, связанных со столкновением, заносом и опрокидыванием транспортных средств.
Вот примерный перечень вопросов, на которые может дать ответ экспертиза такого вида:
Являются ли данные следы результатом воздействия колес транспортного средства.
В каком напралении двигалось транспортное средство.
Каковы признаки конфигурации шины, оставившей следы; какова модель шины.
Какие дефекты имеют шины, оставившие следы, о каких неисправностях транспортного средства свидетельствуют особенности шин, отобразившиеся в следах (дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора как следствие неправильной регулировки углов установки или дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора и др.).
Грузовым или легковым автомобилем оставлены следы (ширина колеи, количество осей, число колес на осях).
Каков механизм образования имеющихся следов (удар, сколжение, волочение и пр.).
В каком направлении в воспринимающей поверхности двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения).
Какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы.
Каким видам транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации).
Транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы.
Какой частью транспортного средства нанесены повреждения.
Положение транспортных средств в момент их столкновения по обнаруженным на транспортном средстве повреждениям.
Возможная траектория и характер движения транспортных средств до столкновения.
Относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени).
Приведенный перечень задач, решаемых в настоящее время комплексной автотехнической и транспортно-трасологической экспертизой, нельзя признать исчерпывающим. Однако он свидетельствует о широких возможностях этого вида экспертизы.
ЭКСПЕРТИЗА СЛЕДОВ КОЛЕС. МЕТОДИКА ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий: - предварительное исследование; - детальное исследование; - оценка результатов исследования; - оформление материалов экспертизы;
На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими материалами, изучает состояние упаковки и объектов, соответствие объектов указанных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографирует упаковку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы.
Детальное исследование - это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы. Исследование вещественных доказательств, как правило начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия. При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком материале. Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в них отражена, достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если исследуемый слепок с объемного следа, важно выяснить на каком материале образован след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготовлен исследуемый слепок. Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.
Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это прежде всего размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов. В следе, исследуемом в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами. Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе. Названных двух параметров - ширины беговой дорожки и рисунка протектора - чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами. При неполном отражении в ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе.
Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка которые отражены в следе. Подлежащие измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах. В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.
Это объясняется: - нечеткостью отражения протектора в следе и неизбежными при этом ошибками измерений; - деформацией протектора, его выступающий частей под действием нагрузки на шину; - износом протектора. Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от степени износа разница в длине и ширине может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести угловые величины фигур. Общий вывод по pезультатам исследования может быть либо опpеделенным, когда установлена одна конкpетная модель шины, либо альтеpнативным с указанием двух или более pавновеpоятных моделей и объяснением пpичин этого.