Предпосылки образования Чехо-Словацкой Республики
Активизации освободительной борьбы чехов и словаков способствовала Февральская революция в России. Обстановка в Австро-Венгрии к этому времени заметно обострилась. Усилилась дезорганизация экономики, в первой половине 1917 г. оживилось забастовочное движение. Внешнеполитический и внутренний кризис монархии углубился. Под влиянием революции в России ширилось движение за восстановление демократических прав и свобод. В результате вступивший на престол в ноябре 1916 г. император
Карл I вынужден был возобновить деятельность рейхсрата. Предпринимались попытки достичь компромисса с лояльными политиками славянских народов. Но к этому моменту их отношение к монархии изменилось: в их выступлениях зазвучало требование независимости. Это было сделано, в частности, в обращении чешских деятелей культуры и науки с трибуны парламента в конце мая 1917 г.
Особенно радикальными лозунги, формы и методы борьбы чешского лагеря стали с осени 1917 г., после Октябрьской революции в России. Главной тенденцией освободительного движения становится борьба за создание независимого государства под эгидой западных держав, выход из Австро-Венгрии. Заметно упрочилась связь чехов и словаков с зарубежными центрами эмиграции в Париже и в России. Эти центры много сделали для пропаганды чешского и словацкого вопросов. Чешские лидеры установили тесные контакты с правящими кругами стран Антанты, добиваясь признания ими своих национальных требований. До 1918 г. эти попытки не увенчались успехом, поскольку долгое время ликвидация габсбургской монархии не входила в планы западных держав.
Чехословацкий национальный совет развернул деятельность по формированию военных легионов во Франции, Италии, России. К лету 1917 г. в них насчитывалось 40 000 человек, а к середине 1918 г. в одной России их численность уже составляла 50 000. Этому способствовало пребывание М. Штефаника, а затем Т. Масарика в революционной России (с мая 1917 по март 1918 г.). Дипломатические успехи к чехословацкой эмиграции в Париже пришли в мае 1918 г., когда Чехословацкий национальный совет был признан Францией в качестве временного чехословацкого правительства, а созданные им воинские части — союзной Антанте армией. В августе его признала Великобритания, а затем Япония и США. Этому признанию способствовало вооруженное антибольшевистское выступление чехословацкого корпуса в России на стороне Антанты.
Существенную поддержку освободительному движению оказывала и эмиграция в США. 10 мая 1918 г. ряд чешских и словацких организаций подписали в Питтсбурге соглашение, в котором говорилось о необходимости объединения чехов и словаков в едином независимом государстве. Соглашение предусматривало автономию Словакии, особый словацкий сейм и было подписано будущим президентом ЧСР Т. Масариком.
В последний год войны чешские политики предпринимают дополнительные шаги по консолидации политического лагеря. В феврале 1918 г. ряд буржуазных партий объединились в единой
государственно-правовой партии (во главе с К. Крамаржем). Летом 1918 г. реорганизовался Национальный комитет как будущий орган законодательной и исполнительной власти. Шла подготовка к захвату власти в случае развала монархии. В сентябре 1918 г. был создан Словацкий национальный совет.
Существенными предпосылками создания независимого государства чехов и словаков были радикализация антигабсбургских настроений трудящихся и обострение кризиса в правящих кругах. В этих условиях чешские деятели сделали все возможное для захвата власти в чешских землях без социальных потрясений.
Нарастание кризиса, ожидание развала империи вынудило имперское правительство приступить к вывозу из чешских земель в Австрию сырья, товаров, продовольствия. В октябре 1918 г. было принято, например, решение отправлять каждый день по 20 вагонов муки, и это при полуголодном существовании населения Чехии. Подобные грабительские меры вызвали массовое недовольство; сопротивление действиям Вены вылилось в общенародную акцию. По инициативе А. Швеглы, стоявшего во главе Земельного экономического совета, и при поддержке Национального комитета и партий социалистической ориентации была организована акция протеста против вывоза продовольствия. На 14 октября 1918 г. была назначена всеобщая забастовка. Она переросла в мероприятие политического характера большого масштаба, в ряде случаев выдвигались лозунги национальной независимости, образования «свободной Чехо-Словацкой республики». В Прагу были введены дополнительные части австрийской армии, которые препятствовали приходу демонстрантов в центр города с рабочих окраин. Забастовка стала почти всеобщей, в ней участвовали десятки тысяч человек.
События 14 октября, однако, еще не привели к провозглашению республики чехов и словаков. Но именно они предопределили дальнейшее развитие обстановки. Вывоз ценностей из чешских земель был блокирован. Чешские политики в стране продемонстрировали свою готовность к решительным действиям.
Вена пыталась спасти положение путем преобразования габсбургской монархии в федеративное многонациональное государство. Эта задача возлагалась на новое австрийское правительство, сформированное 25 октября 1918 г. Но было очевидно, что время монархии прошло. Чешские лидеры в Праге приняли решение вступить в переговоры с окружением Т. Масарика, представлявшим движение сопротивления за границей, и во главе с К. Крамаржем немедленно отправились в Швейцарию. 28 октября 1918 г. в Женеве начались их переговоры с Э. Бенешем, поскольку Т. Масарик в это время еще находился в США.
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Решающие для провозглашения независимости чехов и словаков события произошли 28 октября 1918 г. В этот день правительство Австро-Венгрии объявило о своем намерении заключить перемирие с державами Антанты, тем самым признав свое поражение. Пражский Национальный комитет, взявший в свои руки гражданскую и военную администрацию, объявил о создании независимого государства. На него и были возложены функции временного правительства. Власть на местах было поручено осуществлять прежней администрации, сохранялось старое законодательство, в том числе и касавшееся отношений собственности. Комитет возглавила пятерка политиков, названная позже «мужи 28 октября» — чехи А. Швегла, А. Рашин, Ф. Соукуп, Й. Стршибр-ный и словак В. Шробар. 30 октября Словацкий национальный совет поддержал независимость «чешско-словацкого народа» на основании права словаков на национальное самоопределение. Октябрьские дни стали национально-демократической революцией, положившей начало чешско-словацкой государственности.
14 ноября 1918 г. в Праге состоялось торжественное заседание национального собрания. Чехословакия провозглашалась демократической республикой. Первым президентом ее был единогласно избран Т. Масарик. Был утвержден состав правительства, согласованный еще в Женеве. Оно получило название кабинета «общенациональной коалиции». Его возглавил лидер национально-демократической партии К. Крамарж.
Смена власти в чешских землях в основном прошла спокойно. Напряженность чувствовалась лишь в Брно и пограничных областях из-за сопротивления новым реалиям чешских немцев. Здесь появились четыре «независимые немецкие провинции», на основании провозглашенного президентом США В. Вильсоном права наций на самоопределение объявившие себя составной частью Австрии. Однако правительство ЧСР довольно быстро покончило с попытками отторжения этих территорий, к декабрю 1918 г. они были заняты чешскими войсками.
В декабре 1918 г. Масарик с триумфом возвратился в Прагу. Под его руководством в республике восторжествовала система парламентской демократии. Был создан центральный госаппарат. В ноябре 1918 г. была принята временная конституция, введен восьмичасовой рабочий день. Национальный комитет был расширен до 254 членов и провозглашен парламентом республики. В него вошли представители всех чешских и словацких политических партий.
В Словакии полномочным министром с широкими полномочиями был назначен В. Шробар. Вопрос о границах стал причиной
серьезного конфликта между ЧСР и Венгрией. В конце 1918 — начале 1919 г. чешские войска заняли спорные районы со смешанным населением, которые по решению Антанты отходили к ЧСР. Они также вошли в состав союзнических оккупационных сил в Венгрии. Но летом 1919 г. венгерская Красная армия в ходе контрнаступления заняла Восточную Словакию и 16 июня 1919 г. в Прешове была провозглашена Словацкая республика советов, заявившая о своем объединении с Советской Венгрией. После падения Венгерской советской республики подобная участь постигла и Словацкую республику советов.
Составной частью ЧСР стала и Подкарпатская Русь (ныне Закарпатская область Украины), за что в конце 1918 г. высказался ряд ее представителей. Окончательно вопрос о границах решался на Парижской мирной конференции 1919 г. ЧСР на ней представляли премьер К. Крамарж и министр иностранных дел Э. Бенеш. В ходе конференции были подписаны мирные договоры стран Антанты с побежденными Германией, Австрией и Венгрией. Они подводили черту под военным конфликтом и закрепляли новое территориальное устройство Европы. На решение вопроса о границах существенно влияли противоречия между великими державами. Границы ЧСР были установлены Версальским (1919 г.), Сен-Жерменским (1919 г.) и Трианонским (1920 г.) договорами. Неудовлетворенными остались лишь претензии ЧСР на так называемый Бургенландский коридор (ряд земель Австрии и Венгрии), обладание которым должно было обеспечить общую границу с Королевством сербов, хорватов и словенцев и беспрепятственный выход к Адриатическому морю. Споры вызвал также вопрос о Тешине. В конце 1918 г. большая часть этого региона оказалась под польской администрацией. В январе 1919 г. ЧСР решилась на оккупацию столь жизненно важного для ее экономического развития района. Для прекращения начавшегося военного конфликта сюда была направлена союзническая комиссия для контроля. В 1920 г. Совет послов Антанты решил вопрос о Тешинской области, разделив ее между ЧСР и Польшей.
Мирные соглашения 1919—1920 гг. зафиксировали глубокие перемены в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе и образование национальных государств, включая Чехословакию. Последняя становилась составной частью новой Европы и системы, названной Версальской. Победа стран Антанты в мировой войне способствовала усилению и развитию парламентской- демократии в регионе. На конференции в Париже по предложению В. Вильсона была создана новая международная организация — Лига Наций. Ее задачей было поддержание прочного мира и территориального status quo.
За обретенную свободу ЧСР брала на себя нелегкие обязательства и должна была выплатить союзникам большую часть довоенных долгов Австро-Венгрии.
В официальной трактовке ЧСР возникла как «чехословацкое» государство, в котором две «ветви» единого целого — чехи и словаки — составляли «чехословацкий народ» как национально-политическую категорию. На ее основе строилось гражданское общество республики. По расчетам творцов теории «чехословакизма», в будущем должно было возникнуть «этническое единство». Они исходили из языковой близости двух народов, но упускали из вида различия исторического развития и культурных традиций. Концепция «чехословакизма» безусловно имела политический подтекст.
В новом государстве чехи составляли половину всего населения и лишь вместе со словаками (около 2 млн) образовывали заметное большинство — около 8,8 млн человек (при 3 млн немцев). Таким образом «чехословаки» в ЧСР считались государ-ствообразующим народом. Немецкая, венгерская, польская части граждан республики получили статус национальных меньшинств. Русинам (так в ЧСР называли жителей Подкарпатской Руси) была обещана территориальная автономия. Наиболее развитую социальную структуру имело немецкое население, оно отличалось большой долей занятости в промышленности. В этом отношении к нему приближались поляки Тешинской Силезии. Самой отсталой областью была Подкарпатская Русь, уступавшая по уровню социального и экономического развития Словакии.
Чешские политики преследовали цель создания унитарного государства. Предоставление автономии национальным меньшинствам рассматривалось как весьма опасный прецедент. Централизованное государство, в их понимании, легче могло преодолеть послевоенные трудности и трения с соседними странами. Такой подход был вызван и глубокими социальными проблемами. Предстоял сложный процесс интеграции разных по уровню социально-экономического развития и национальному составу населения регионов.
ЭКОНОМИКА ЧСР В ПЕРИОД МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
Чехословакия была наиболее развитым из всех вновь созданных государств Центральной Европы. Она унаследовала большую часть промышленности Австро-Венгрии, имела товарное сельское хозяйство, особенно в чешской части республики. Ее экономика не пострадала от военных действий, поэтому не пришлось тратить больших средств на восстановление.
Факторами, негативно сказывавшимися на состоянии народного хозяйства Чехословакии, были значительные диспропорции в уровне развития отдельных регионов, их длительное вхождение в состав различных экономических организмов (Австрии и Венгрии), ограниченная доступность прежних внутренних рынков сбыта, в значительной своей части оказавшихся в составе других государств, и трудности завоевания новых из-за сильной конкуренции развитых стран мира, наконец, общая несбалансированность мирового хозяйства после войны. В связи с этим к числу актуальных экономических задач Чехословакии относились: интеграция отдельных исторических регионов, создание емкого внутреннего и поиск внешних рынков сбыта, реструктуризация промышленности применительно к новым условиям.
Оставаясь частью мирового хозяйства, чехословацкая экономика вместе с ним переживала взлеты и падения экономической конъюнктуры. После непродолжительного послевоенного оживления спроса в начале 20-х гг. наступил спад, но уже в 1924 г. начался экономический рост.
Определенное положительное значение для экономического развития страны и расширения внутреннего рынка имела аграрная реформа. Закон о ее проведении был принят в апреле 1919 г. Он предусматривал изъятие помещичьей земли сверх установленного размера в 150 га пашни и 250 га угодий в целом. Изымаемая земля за выкуп передавалась малоземельным крестьянам, тем самым снималась социальная напряженность в деревне. Шляхте и церкви принадлежало около 30% всей обрабатываемой земли. Острие аграрной реформы прежде всего было направлено против инонациональных помещиков. Из 4 млн га изъятых земель крестьянство получило около 45%, столько же было возвращено прежним владельцам. Около 10% земельного фонда достались ведущим функционерам аграрной партии, создавшим крупные капиталистические хозяйства. Реформа почти не коснулась церковного землевладения.
Вторая половина 20-х гг. в целом характеризовалась благоприятной экономической конъюнктурой. Позитивно сказывались также результаты аграрной реформы. По ряду показателей и достигнутому уровню жизни ЧСР смогла войти в десятку самых развитых стран. Ведущее место в экономике ЧСР занимали такие крупнейшие предприятия, как оружейные заводы «Шкода», а также известный концерн по производству обуви Томаша Бати.
Мировой экономический кризис конца 20-х гг. поразил ЧСР в 1930 г., а наибольшей глубины достиг в 1932—1933 гг. В разгар кризиса промышленное производство упало по сравнению с 1929 г. на 40%. Глубокими были финансовый и аграрный кризисы. Число безработных по официальным, явно заниженным,
данным достигло к началу 1933 г. 920 тыс., причем пособие по безработице выплачивалось лишь 240 тыс. лиц. Кризис усугублялся из-за падения внешнеторгового оборота, за счет которого обеспечивалось 30—40% национального дохода ЧСР. Происходила постепенная утрата рынков сбыта в пользу соседней Германии. Объем экспорта составлял в 1933 г. 29% от уровня 1929 г.
Медленнее, чем в промышленности, финансах и сельском хозяйстве, разворачивался кризис в строительстве и производстве стройматериалов. Интенсивно развивался автомобильный транспорт и связанная с ним реконструкция и прокладка новых шоссейных дорог. Плотность их сети приблизилась к западноевропейскому показателю. Продолжалась электрификация, особенно чешских и моравских сел и Словакии.
Кризис в экономике был столь глубоким, что его последствия не удалось преодолеть до конца первой республики. Только в 1936 г. наметилось общее оживление в экономике страны, а в 1937 г. валовый внутренний продукт составил 98,4% докризисного максимума. На медленные темпы выхода народного хозяйства ЧСР из кризиса влиял также экономический консерватизм крупнейших банков, таких, как Живнобанк и Англопрагобанк. Высокие темпы роста демонстрировали только энергетика, автомобилестроение и оборонная промышленность, повышенный спрос на продукцию которой диктовался военной конъюнктурой. Концерн «Шкода», в который были сделаны крупные французские капиталовложения, занимал видное место в мировой торговле оружием, в том числе и с СССР.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ в 1920-1938 гг.
Февральская конституция 1920 г., авторами которой были в основном чешские деятели, определяла ЧСР как парламентскую демократическую республику. Высшим законодательным органом был парламент. Он состоял из двух палат — палаты депутатов и сената, включавших соответственно 300 и 150 представителей. Однако и президент, избираемый парламентом, располагал большими полномочиями. Он назначал правительство и мог отправить его в отставку, имел право роспуска парламента, являлся главнокомандующим армии. Сенат большой роли не играл и иронично назывался «промокашкой» палаты депутатов. Конституция провозглашала равенство всех граждан, неприкосновенность личности, жилища, частной переписки, свободу слова, собраний, вероисповедания, право на забастовку, на создание общественных и политических организаций разной направленности.
Национальным меньшинствам предоставлялись довольно широкие права. Все они практически пользовались культурной автономией. А там, где нацменьшинства составляли 20% населения, делопроизводство велось на двух языках. Появился более демократичный, по сравнению с австрийским, закон о выборах в органы местного самоуправления. Произошла общая демократизация всех сфер общественной жизни. В стране вводился 8-часовой рабочий день, устанавливалась система пособий по безработице, был повышен уровень зарплаты, снижены цены на товары первой необходимости. Достижению внутриполитической стабильности во многом способствовала аграрная реформа.
Идею парцелляции земельных владений особенно поддерживала аграрная партия, она же возглавила ее проведение. Социал-демократы, выступавшие за создание госхозов и кооперативов, скорее отпугнули от себя крестьянство. Достаточно последовательное проведение реформы привело к тому, что аграрии являлись ведущей партией ЧСР на протяжении всего межвоенного двадцатилетия.
ЧСР превращалась в наиболее демократическую страну региона. Хотя по уровню социальной напряженности ее порой сравнивали в послевоенные годы с вулканом, правящим кругам все же удалось избежать сползания в крайности. Прежняя система национального угнетения была ликвидирована, но причины национальных противоречий не только сохранились, но и пополнились новыми в связи с изменением статуса немцев и венгров — превращением их в национальные меньшинства. При этом концепция единой «чехословацкой» нации не обеспечила прочной основы для интеграции чехов и словаков и не была реализована.
Политические партии, которых насчитывалось более двух десятков, создавались исходя из социальных, политических, конфессиональных, национальных и др. принципов. По результатам общих парламентских выборов формировалась, как правило, правящая коалиция из нескольких партий, согласовывались кандидатуры в правительство и его программа деятельности. Можно выделить три главных течения в политическом спектре — республиканское, национальное (а то и националистическое) и коммунистическое.
Первое, стоявшее цз. платформе парламентской демократии в духе Масарика, включало как чешские, чешско-словацкие, так и немецкие партии. К нему можно отнести социал-демократов, национальных социалистов, аграриев и партии католической ориентации. Несмотря на ряд противоречий, в том числе и на национальной почве, они сотрудничали в правящей коалиции и парламенте на компромиссной основе.
Два других течения были по-своему непримиримыми к существующему режиму и, как правило, действовали в оппозиции в системе парламентской демократии. Партии крайне выраженного национального толка добивались переустройства ЧСР с учетом многонационального характера населения. Одни из них, подобно Словацкой народной партии во главе со священником А. Глинкой, приветствовали создание независимого государства, другие же — партии немецких и польских националистов — не признавали его.
Революционное течение, руководимое известным деятелем Б. Шмералем (1880-1941), до 1921 г. развивалось в рамках социал-демократии. Радикализм в течение привносили те, кто прошел горнило первой мировой войны и плена, а также революций в России, и вернулся в конце концов на родину.
Вся политическая система функционировала в рамках предоставленных конституционных свобод. Деятели националистической и коммунистической ориентации стремились к дестабилизации ЧСР. Важным испытанием существующего строя на прочность стали события декабря 1920 г. В это время произошел раскол в рабочем и социалистическом движении на правое и многочисленное левое, марксистское, крыло. Поводом для конфронтации правящих кругов с левым течением, в тот момент доминировавшим в социал-демократии, послужила тяжба в партии за здание Народного дома и партийную кассу. Судебные органы вступились за правоцентристов и, согласно их решению, левые должны были передать имущество своим оппонентам. Власти с помощью полиции помогли отбить у левых Народный дом. Произошла стычка, были раненые. В знак протеста против подобных действий началась демонстрация, переросшая 10 декабря в генеральную забастовку. В ряде мест было введено чрезвычайное положение. Декабрьские события не стали переломными на пути коммунистической трансформации существующего строя, чего добивалась марксистская левая. Но они ускорили организационное оформление многочисленных коммунистических групп. В мае 1921 г. была создана Коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ), которая стала секцией Коммунистического Интернационала. Она добивалась установления в стране диктатуры пролетариата. КПЧ долгое время, до 1935 г., отвергала буржуазную государственность.
Первые после обретения независимости парламентские выборы состоялись в апреле 1920 г. Наибольшего числа депутатских мандатов добилась Словацкая народная партия Глинки, второе место заняли аграрии. Значительный успех выпал на долю социал-демократов и национальных социалистов. На основе партий социалистической ориентации и аграриев была сформирована
правящая коалиция, получившая определение «красно-зеленой». Правительство первоначально возглавил социал-демократ В. Ту-сар, а бурной осенью 1920 г. его сменил назначенный специально президентом ЧСР «независимый» специалист Я. Черны. В результате подавления декабрьской забастовки в политической жизни страны усилилось республиканское течение. Дополнительной стабилизации режима служил принятый в 1923 г. после бурного обсуждения закон в защиту республики.
В 1922 г. произошла перегруппировка политических сил и сформировалась так называемая «общенациональная» коалиция. Ее основными структурными компонентами была пятерка наиболее влиятельных чешско-словацких партий республиканской ориентации — аграрии, национальные демократы, социал-демократы, национальные социалисты, клерикальная народная партия, объединявшая католиков. С момента ее оформления и до начала 1926 г. правительство этой коалиции возглавлял председатель партии аграриев А. Швегла, большой мастер политического компромисса.
Деятельность коалиции «национального единения» свидетельствовала об окончательном отходе от прежней довольно популярной идеи «социализации» общества, за которую ратовали социалисты, особенно левые. «Пятерка» становилась средоточием реальной политической власти и своеобразной кузницей государственных компромиссов. Коалиция развивала линию на последовательное отстаивание интересов основных группировок правящего класса, не останавливаясь даже в условиях экономического спада начала 1920-х гг. перед снижением уровня жизни широких трудовых слоев. В целом же группировка «Града» (от названия президентской резиденции в Праге), это своеобразное объединение видных представителей политических и деловых кругов вокруг Т. Масарика, а затем его преемника на посту президента ЧСР Э. Бенеша, придерживалась реформистского курса во внутренней политике. Она исходила из того, что возможности парламента как высшего законодательного органа и важнейшего инструмента политической жизни достаточно велики, нужно только настойчиво искать пути их эффективного использования.
«Общенациональная» коалиция в 1925 г. распалась, осенью состоялись досрочные выборы в парламент. Они показали некоторое ослабление позиций социалистов, а также крупной буржуазной партии национальных демократов. Победу на выборах одержали аграрии, получив 13,5% голосов. Большого успеха добилась КПЧ, занявшая второе место. В Словакии наибольшее число мандатов завоевала народная партия Глинки, которая, в отличие от действовавших там и достаточно влиятельных унитаристских партий, настойчиво добивалась обещанной словакам автономии.
Была предпринята попытка сохранить прежнюю правящую коалицию за счет включения в нее небольшой партии ремесленников, но она не спасла ситуацию. В марте 1926 г. президентом было назначено внепарламентское «правительство специалистов». Распад коалиции «национального единения», державшейся на сотрудничестве наиболее влиятельных чехословацких политических партий, привел к временным трудностям в функционировании парламентской системы.
Выходом из правительственного кризиса явилось привлечение к коалиционному сотрудничеству партнеров из политических партий чешских немцев, а также Словацкой народной партии. Этот по тем временам достаточно смелый шаг группировки «Града» свидетельствовал о ее желании и готовности к стабилизации политической системы парламентскими средствами путем частичного урегулирования немецкого и словацкого вопросов и налаживания межнационального сотрудничества в сфере власти. Осенью 1926 г. в правительство А. Швеглы были включены представители немецких аграрной и христианско-социальной партий, которые взяли на себя обязательство отстаивать интересы венгерского меньшинства.
Деятельность буржуазной, или, как ее тогда называли, «панской» коалиции, находившейся у власти до конца 20-х гг., получила противоречивые оценки. Вместе с тем ее создание следует считать крупным политическим успехом президента, смотревшего на внутреннюю политику прежде всего через призму немецкого вопроса. Повторное переизбрание Масарика президентом ЧСР в мае 1927 г. показало поддержку большинством политических сил избранного им пути в развитии демократии и разрешении национальных противоречий. В условиях экономической стабильности второй половины 20-х гг. социалисты с готовностью шли на конструктивное сотрудничество с буржуазными партиями, мотивируя это общностью интересов всех классов в поддержании уровня жизни общества.
Существенной уступкой партии Глинки было принятие в 1927 г. закона о реформе системы административного управления. Происходила некоторая ее децентрализация, вводилось управление по землям — административно-территориальным единицам (Чехия, Моравия и Силезия, Словакия, Подкарпатская Русь). Были созданы местные органы самоуправления на выборной основе, однако треть их состава назначалась. Учреждение земель облегчило впоследствии национальную консолидацию Словакии в четких пределах административной автономии.
Ряд законов, принятых межнациональной коалицией в 20-е гг., например о налоговой реформе, ставившей в привилегированное
положение имущие классы, свидетельствовал об определенном смещении вправо внутриполитического курса ЧСР. Непопулярность этих мер продемонстрировали выборы 1928 г. в органы земельного самоуправления. Позиции коалиции были ослаблены в результате выхода из нее сторонников Глинки и утраты ею парламентского большинства.
Последовало решение о роспуске парламента, и в октябре 1929 г. были проведены досрочные (вместо 1931 г.) выборы. Успеха добились социал-демократы — 13,5% голосов и национальные социалисты — 10,4%, немецкие социал-демократы получили 7%. Коммунисты утратили 20% голосов по сравнению с предыдущими выборами. Из буржуазных партий прежней коалиции успех выпал лишь на долю аграриев — 14,9%. Этому способствовала не только их предвыборная активность, но и ранее приобретенная репутация гаранта рентабельности отечественного сельскохозяйственного производства, пусть и с помощью жесткого протекционизма. В Словакии прежние позиции удалось сохранить народной партии.
В системе правящего блока после выборов 1929 г. произошли существенные сдвиги, определившие политическое развитие страны вплоть до 1938 г. При активном участии Масарика был обеспечен возврат к коалиции центра — прежде всего реформистских и буржуазных партий. Возникла самая широкая за весь период развития правящая коалиция. В ней были представлены чешско-словацкие и немецкие демократические партии. С привлечением к сотрудничеству социалистов произошла демократизация структуры правящего блока, способствовавшая в условиях кризиса 30-х гг. некоторому ослаблению социальной напряженности. Из прежнего состава в коалиции недоставало лишь Словацкой народной партии Глинки, усилившей борьбу за национально-политическую автономию. Новое правительство возглавил аграрий Ф. Удржал.
В условиях экономического кризиса усиливалась радикализация рабочего и крестьянского движения, неоднократно происходили стычки демонстрантов и участников забастовок с полицией. В результате применения властями оружия погибло несколько десятков рабочих и крестьян, что вызывало протесты прогрессивной интеллигенции. Правительство широкой коалиции Ф. Удр-жала пыталось действовать с помощью полумер и активизации программ социальной поддержки безработных. С августа 1930 г. было организовано бесплатное питание, не состоявшие в профсоюзе безработные стали получать по 10—20 крон в неделю на пропитание. Были развернуты картофельная, хлебная, молочная и другие благотворительные кампании.
Осенью 1932 г. правительство Удржала, не справившись с социальными последствиями кризиса, было вынуждено уйти в отставку.
К власти пришло правительство «сильной руки» агрария Я. Малипетра, удержавшееся у власти до осени 1935 г. С вступлением в силу в июне 1933 г. чрезвычайного закона о расширенных полномочиях исполнительной власти в социальной и экономической сферах парламентская система претерпевала заметную модификацию. Действие закона продлевалось до конца 30-х гг., в результате чего закреплялась практика делегирования прав парламента правительству. Между тем требование правых сил о наделении чрезвычайными полномочиями премьер-министра было отклонено, что предотвратило последующее развитие политической системы ЧСР по авторитарному сценарию. Несмотря на издание более 240 указов и постановлений, направленных на внесение корректив в развитие экономики и увеличение роли правительства в ее регулировании, усилия государства в деле преодоления экономических трудностей и структурной модернизации народного хозяйства не были достаточно эффективными.
В годы кризиса произошла активизация оппозиционных антидемократических течений, а также коммунистов, выступавших под лозунгами «единственное спасение — Советы»; «не Масарик, а Ленин». К авторитарным методам правления склонялись даже такие традиционные партии, как аграрная и национально-демократическая. Однако в большинстве своем чешское и словацкое общество отвергало внутреннюю реакцию.
Экономический кризис особенно тяжело сказался на экономике приграничных районов, сориентированной на экспорт. Они получали меньшую государственную поддержку, чем чешские области. Это облегчало задачу гитлеровской пропаганды, разжигавшей враждебное отношение немцев к чехам и их государству. Демонстративные действия немецких националистов, копировавших национал-социалистскую символику, побудили правительство приостановить деятельность немецких политических партий. В октябре 1933 г. две немецкие радикальные партии были запрещены. Однако их лидеры смогли уже через несколько дней создать Судетско-немецкий патриотический фронт, переименованный в 1935 г. в Судетско-немецкую партию. Ее возглавил учитель физкультуры К. Генлейн, по имени которого сепаратистское движение получило название генлейновского. Усиление последнего крайне насторожило чешскую политическую элиту.
Своего рода пробой сил реакции и демократии в ЧСР стали парламентские и президентские выборы 1935 г. Выборы в парламент показали, что в чехословацком политическом лагере не
произошло существенной перегруппировки. Среди традиционных партий самой сильной была аграрная (14,3%). Некоторого укрепления позиций добились коммунисты. Настораживающим моментом становились симпатии ряда чешских, словацких и немецких избирателей к тоталитаризму. Чешский фашизм в лице Национального объединения («Народни съедноцени») получил 5,5% голосов. В Словакии значительно укрепилась партия Глинки. Но угрозу таил прежде всего успех генлейновцев (15,2%), их абсолютный перевес среди немецких избирателей. Лишь процедурные уловки при распределении мандатов обеспечили аграриям перевес в парламенте и позволили сохранить пост премьера за чехами.
Созданным осенью 1935 г. правительством широкой коалиции во главе с аграрием М. Годжей был предпринят ряд мер против внутренней опасности в лице генлейновского судето-немецкого движения, вся деятельность которого была направлена на дестабилизацию и развал ЧСР. Так, например, был наложен запрет на проведение судетонемецкой культурной недели и съезда генлейновцев, намеченного на апрель 1936 г. Власти ЧСР прибегли также к ограничению их пропагандистской и политической деятельности и даже готовились к роспуску партии судетонемецких сепаратистов. Одновременно ЧСР стала надежным прибежищем преследуемых нацистами демократов и борцов против фашизма из Германии и Австрии, сумевших развернуть здесь антигитлеровское движение.
Следующим испытанием для демократических сил стали президентские выборы в декабре 1935 г. В результате сложнейших закулисных переговоров удалось вместо подавшего в отставку по болезни Т.Г. Масарика провести на пост президента ЧСР Э. Бенеша. За него было подано 340 бюллетеней в парламенте, 76 оказались недействительными, а 24 — за кандидата от правого блока. Бенеша поддержали и коммунисты. Таким образом, в ходе жесткой конфронтации демократических и крайне правых сил был сохранен прежний демократический характер политической системы ЧСР.
ЧЕХОСЛОВАКИЯ В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
в 20-30-е годы
Внешняя политика ЧСР, направленная на упрочение Версальской системы, зиждилась на принципах, сформулированных в 1918 г. Т.Г. Масариком. Перспективной целью его программы было объединение новых государств региона в рамках широкой федерации по принципу американской. Однако идею президента