Вопрос 1. Понятие и элементы системы права

Право представляет собой весьма сложную целостную систему. Под системой – понимается сложно организованное целое, включающее элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

Как указывалось, имеет два понятия: «система права» и правовая система», которые не тождественны, их следует различать.

Правовая система — понятие более широкое, чем систе­ма права. Система права входит в правовую систему, является базовой системой в системе.

В отличие от правовой системы система права — правовая категория, означающая внутреннее строение права, внутреннюю структуру права любой страны. Она выражается через распреде­ление и построение нормативного материала, с помощью кото­рого её различные блоки (части) предстают в единстве.

Система права — это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, которая состоит из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям и институтам.

Можно сказать иначе: система права — это научно органи­зованная совокупность правовых норм, распределенных по груп­пам — правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые в свою очередь образуют отрасли — целостные нормативные образования.

Признаки (черты) системы права:

1. Обусловленность реально существующей системой обще­ственных отношений. Она не может создаваться по субъектив­ному усмотрению людей существует объективно;

2. Органическая целостность, единство и взаимосвязь пра­вовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых состоит система права, не могут функционировать изолирован­но. Они взаимно согласованы и целенаправленны;

3. Структурное разнообразие. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нор­мативный материал в определеннойоследовательности.

Исследование системы права необходимо начинать с пред­варительного решения вопроса о структурных элементах и кри­териях построения системы.

Под структурой системы понима­ется единство элементного состава системы и взаимодействие составляющих ее элементов.

Структура— это способ связи элементов в системе, обеспечивающих ее направленное функ­ционирование и устойчивость (стабильность).

Структурные элементы системы права:

— отрасли права;

— институты права;

— нормы права;

Наиболее крупным элементом системы права является от­расль права.

Отрасль права - это обособившаяся совокупность норм права, которые регулируют достаточно большую область однородных общественных отношений.

Отрасль права является наи­более крупным элементом, из которых состоит система права.

Они делятся на материальные и процессуальные.

Материальные - объединяют юридические нормы, которые непосредственно регулируют общественные отношения через наделение их участников правами и возложением на них обязанностей.

Гражданское право, уголовное право, трудовое право, админис­тративное право и др. — это отрасли права.

Конституционное право - включает нормы, определяющие основы общественного и государственного строя;

Над конституционным правом как основополагающей от­раслью права всей правовой системы как бы надстроены:

— с одной стороны, административное и гражданское право — две профилирующие отрасли, воплощающие в предмете и мето­де регулирования первичные начала публичного и частного права соответственно;

— с другой стороны, уголовное право — профилирующая от­расль, нацеленная в основном на выполнение охранительных задач.

Административное право - система правовых норм, регламентирует общественные отношения в сфере государственного управления;

Гражданское право - регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые складываются между физическими и юридическими ли­цами;

Уголовное право - совокупность норм, устанавливающих круг преступных деяний и ответственность за их совершение.

Особую отрасль права составляет международное право.

Международное право — система правовых норм, которые регулируют публичные взаимоотношения между государствами (международное публичное право) или частно-правовые отноше­ния между гражданами разных стран и их объединениями (меж­дународное частное право).

Процессуальные отрасли права - определяют процедуру реализации норм материального права и производны от него.

Материальным отраслям права — административному, граж­данскому, уголовному соответствуют процессуальные — адми­нистративно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уго­ловно-процессуальное право.

Гражданско-процессуальное право — система норм права, регу­лирующая порядок рассмотрения и разрешения судом граждан­ских дел, а также порядок исполнения судебных решений.

Административно-процессуальное право — система норм пра­ва, регулирующая порядок осуществления и разбирательства административно-правовых дел, т.е. таких, которые складыва­ются в сфере государственного управления.

Уголовно-процессуальное - определяет порядок расследования преступлений и рассмотрение уголовных дел в суде

Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулиро­вания, отличающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им являются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов по применению норм материального права. Эти организационные отношения представляют особый слой, по уровню не совпадающий с предметом регулирования материального права.

Институт права - это обособившаяся в рамках отрасли совокупность норм права, которые регулируют определенную группу родственных общественных отношений

Институты права — необходимое звено в целостной системе права. Как правило, каждая отрасль права имеет институты права как свое самостоятельное структурное подразделение.

Например, отрасль конституционного права — «институт гражданства», «ин­ститут избирательного права». «институт главы государства», «институт парламента» и др.

Отрасль гражданского права — институты «институт договора» «представительства», «обязательства» «возмещения вреда», «неустойки» и др.

Отрасль уголовно­го права — институт «необходимой обороны», институт «крайней необходимости», институт «преступлений против личности» и др.

Однако институты права могут состоять из правовых норм различных отраслей, быть межотраслевыми. Главное назначе­ние институтов права — в пределах своей группы однородных общественных отношений обеспечить цельное, относительно законченное регулирование.

Норма права — «кирпичик» системы права, первичный ком­понент, из которого складываются институты и отрасли права. Не может существовать норма права, которая не входила бы в опре­деленный институт и отрасль права.

Норма права – это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера, которое регулирует тип общественных отношений.

Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании.

Некоторые исследователи кроме названных структурных элементов предлагают выделять в системе права подотрасли и субинституты.

Подотрасльправа — система однородных предметно-связан­ных институтов определенной отрасли права.

Подотрасли име­ются у многих отраслей права. Например, конституционное право имеет подотрасль избирательное право; ражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право - банковское и налоговое право;

Институты права могут включать в себя субинституты. Например, институт договора включает: купли- продажи, мены, дарения, найма, займа и.т.д.

В рамках института против личности можно выделить: против жизни, здоровья, чести, и.т.д.

ВЫВОД: Таким образом, система права – это внутреннее строение права, выражающееся в единстве, отраслей институтов и норм права.

Вопрос2. Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей и институтов права.

Деление системы права на отрасли основывается на опреде­ленных критериях.

Такими критериями являются предмет (ма­териальный критерий) и метод (юридический критерий) право­вого регулирования.

Предмет правового регулирования— совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных пра­вовыми нормами (отвечает на вопрос «что?»).

Предмет правово­го регулирования указывает, на какую группу общественных отношений направлено влияние норм права.

Предмет правового регулирования представляет собой ус­ловное выделение определенного обособленного круга (совокуп­ности) общественных отношений, которые обладают единым качеством. Это позволяет обобщить нормы права, которые регу­лируют круг (совокупность) общественных отношений, в такую нормативную общность как отрасль права.

Общественные отношения, входящие в предмет должны отвечать следующим требованиям:

1. Они должны быть социально значимы, т.е затрагивать интересы индивидов, объединений, общества в целом.

2. Они должны носить сознательно-волевой характер, т.е. их участники должны обладать сознанием для того, чтобы понимать смысл правовых предписаний и волей, для того чтобы направлять свою деятельность на реализацию данных требований.

3. Должны требовать правовую регламентацию на данном этапе развития общества.

Границы предмета правового регулирования подвижны они могут как расширяться так и сужаться.

Например, предметом экологического права является обо­собленная группа общественных отношений по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей сре­ды.

Предмет земельного права — обществен­ные отношения по рациональному использованию и охране зе­мель.

Предмет административного права — управленческие от­ношения. Предмет трудового права — трудовые отношения и т.д.

Каждая отрасль права имеет свою, относительно обособленную, сферу регулирования.

Отграничение предмета правового регулирования одной от­расли от другой осуществляется на основе выявления качествен­ной однородности составляющих его элементов:

— субъектов,

— объектов,

— содержания,

— динамических факторов.

Например, в трудовых общественных отношениях субъек­тами выступают рабочие и служащие, объектом — предметы тру­да, содержанием — трудовая деятельность, динамическими фак­торами - изменяющиеся потребности в рабочей силе. Иной состав элементов имеют имущественные отношения, управлен­ческие и т.д.

Предмет правового регулирования обычно рассматривают в качестве определяющего критерия системы права. Он — главное, объективное основание для распределения правовых норм по отраслям права. Его дополняет метод правового регулирования.

Метод правового регулирования— совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения (отвечает на вопрос «как?»).

Он несет основную нагрузку в ди­намике, в «работе» права, показывает, как регулируются обще­ственные отношения, какими приемами и способами.

Каждая отрасль права имеет свой специфический метод пра­вового влияния на общественные отношения. Метод правового регулирования во многом ориентирован на способы правового регулирования: дозволения, обязывания, запреты.

Общими являются два метода правового регулирования:

Императивный

Императивный - основан на началах власти и подчинения, не допускающий отклонений от предписанного варианта поведения. Доминирующие способы регулирования - возложение обязанностей и установление запретов, (властно-авторитарный, директивный), — стро­го-обязательный, построенный на началах власти и подчине­ния, на отношениях субординации (метод «вертикали»).

Диспозитивный— основан на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, допускающий возможность самостоятельного определения варианта поведения. Доминирующий способ регулирования – управомочивание. (метод «горизонтали)

Поощрительный -где действуют разного рода премиальные системы, направленные пи стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий. Поощрениясвойственны в основном трудовому праву. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Рекоменда­тельный -обусловленный тем, предписывает вариант желаемого поведения с точки зрения государства. По отноше­нию к не государственным организациям властно-императивные средства воздействия непри­емлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекоменда­тельных актов, советов.

Так, метод властных предписаний (обязывания) характерен, как правило, для административного права. Метод равенства сторон и свободного волеизъявления (дозволения) — для граж­данского права. Метод справедливого вознаграждения и поощ­рения — для трудового права. Метод запрета (запрещение недозволенных действий) — для уголовного права. Метод доз­воления — для предпринимательского права и т.д.

С помощью метода правового регулирования можно легче ориентироваться, к какой отрасли права относятся те или иные понятия и термины. Например, термин «договор» употребляет­ся в разных отраслях права — конституционном, международ­ном, трудовом, гражданском. Трудовой договор подпадает под действие метода регулирования трудового права — метода со­подчинения и тяготеет к связываниям, а договор как основание возникновения обязательств — под действие метода гражданс­кого права — метода автономии и предполагает дозволения.

Таким образом, основанием для обособления норм права в отрасли и институты является предмет и метод правового регулирования.

Наши рекомендации