Вопрос 1. Понятие и элементы системы права
Право представляет собой весьма сложную целостную систему. Под системой – понимается сложно организованное целое, включающее элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.
Как указывалось, имеет два понятия: «система права» и правовая система», которые не тождественны, их следует различать.
Правовая система — понятие более широкое, чем система права. Система права входит в правовую систему, является базовой системой в системе.
В отличие от правовой системы система права — правовая категория, означающая внутреннее строение права, внутреннюю структуру права любой страны. Она выражается через распределение и построение нормативного материала, с помощью которого её различные блоки (части) предстают в единстве.
Система права — это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, которая состоит из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям и институтам.
Можно сказать иначе: система права — это научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по группам — правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые в свою очередь образуют отрасли — целостные нормативные образования.
Признаки (черты) системы права:
1. Обусловленность реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей существует объективно;
2. Органическая целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых состоит система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованы и целенаправленны;
3. Структурное разнообразие. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определеннойоследовательности.
Исследование системы права необходимо начинать с предварительного решения вопроса о структурных элементах и критериях построения системы.
Под структурой системы понимается единство элементного состава системы и взаимодействие составляющих ее элементов.
Структура— это способ связи элементов в системе, обеспечивающих ее направленное функционирование и устойчивость (стабильность).
Структурные элементы системы права:
— отрасли права;
— институты права;
— нормы права;
Наиболее крупным элементом системы права является отрасль права.
Отрасль права - это обособившаяся совокупность норм права, которые регулируют достаточно большую область однородных общественных отношений.
Отрасль права является наиболее крупным элементом, из которых состоит система права.
Они делятся на материальные и процессуальные.
Материальные - объединяют юридические нормы, которые непосредственно регулируют общественные отношения через наделение их участников правами и возложением на них обязанностей.
Гражданское право, уголовное право, трудовое право, административное право и др. — это отрасли права.
Конституционное право - включает нормы, определяющие основы общественного и государственного строя;
Над конституционным правом как основополагающей отраслью права всей правовой системы как бы надстроены:
— с одной стороны, административное и гражданское право — две профилирующие отрасли, воплощающие в предмете и методе регулирования первичные начала публичного и частного права соответственно;
— с другой стороны, уголовное право — профилирующая отрасль, нацеленная в основном на выполнение охранительных задач.
Административное право - система правовых норм, регламентирует общественные отношения в сфере государственного управления;
Гражданское право - регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые складываются между физическими и юридическими лицами;
Уголовное право - совокупность норм, устанавливающих круг преступных деяний и ответственность за их совершение.
Особую отрасль права составляет международное право.
Международное право — система правовых норм, которые регулируют публичные взаимоотношения между государствами (международное публичное право) или частно-правовые отношения между гражданами разных стран и их объединениями (международное частное право).
Процессуальные отрасли права - определяют процедуру реализации норм материального права и производны от него.
Материальным отраслям права — административному, гражданскому, уголовному соответствуют процессуальные — административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право.
Гражданско-процессуальное право — система норм права, регулирующая порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения судебных решений.
Административно-процессуальное право — система норм права, регулирующая порядок осуществления и разбирательства административно-правовых дел, т.е. таких, которые складываются в сфере государственного управления.
Уголовно-процессуальное - определяет порядок расследования преступлений и рассмотрение уголовных дел в суде
Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулирования, отличающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им являются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов по применению норм материального права. Эти организационные отношения представляют особый слой, по уровню не совпадающий с предметом регулирования материального права.
Институт права - это обособившаяся в рамках отрасли совокупность норм права, которые регулируют определенную группу родственных общественных отношений
Институты права — необходимое звено в целостной системе права. Как правило, каждая отрасль права имеет институты права как свое самостоятельное структурное подразделение.
Например, отрасль конституционного права — «институт гражданства», «институт избирательного права». «институт главы государства», «институт парламента» и др.
Отрасль гражданского права — институты «институт договора» «представительства», «обязательства» «возмещения вреда», «неустойки» и др.
Отрасль уголовного права — институт «необходимой обороны», институт «крайней необходимости», институт «преступлений против личности» и др.
Однако институты права могут состоять из правовых норм различных отраслей, быть межотраслевыми. Главное назначение институтов права — в пределах своей группы однородных общественных отношений обеспечить цельное, относительно законченное регулирование.
Норма права — «кирпичик» системы права, первичный компонент, из которого складываются институты и отрасли права. Не может существовать норма права, которая не входила бы в определенный институт и отрасль права.
Норма права – это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера, которое регулирует тип общественных отношений.
Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании.
Некоторые исследователи кроме названных структурных элементов предлагают выделять в системе права подотрасли и субинституты.
Подотрасльправа — система однородных предметно-связанных институтов определенной отрасли права.
Подотрасли имеются у многих отраслей права. Например, конституционное право имеет подотрасль избирательное право; ражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право - банковское и налоговое право;
Институты права могут включать в себя субинституты. Например, институт договора включает: купли- продажи, мены, дарения, найма, займа и.т.д.
В рамках института против личности можно выделить: против жизни, здоровья, чести, и.т.д.
ВЫВОД: Таким образом, система права – это внутреннее строение права, выражающееся в единстве, отраслей институтов и норм права.
Вопрос2. Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей и институтов права.
Деление системы права на отрасли основывается на определенных критериях.
Такими критериями являются предмет (материальный критерий) и метод (юридический критерий) правового регулирования.
Предмет правового регулирования— совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами (отвечает на вопрос «что?»).
Предмет правового регулирования указывает, на какую группу общественных отношений направлено влияние норм права.
Предмет правового регулирования представляет собой условное выделение определенного обособленного круга (совокупности) общественных отношений, которые обладают единым качеством. Это позволяет обобщить нормы права, которые регулируют круг (совокупность) общественных отношений, в такую нормативную общность как отрасль права.
Общественные отношения, входящие в предмет должны отвечать следующим требованиям:
1. Они должны быть социально значимы, т.е затрагивать интересы индивидов, объединений, общества в целом.
2. Они должны носить сознательно-волевой характер, т.е. их участники должны обладать сознанием для того, чтобы понимать смысл правовых предписаний и волей, для того чтобы направлять свою деятельность на реализацию данных требований.
3. Должны требовать правовую регламентацию на данном этапе развития общества.
Границы предмета правового регулирования подвижны они могут как расширяться так и сужаться.
Например, предметом экологического права является обособленная группа общественных отношений по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Предмет земельного права — общественные отношения по рациональному использованию и охране земель.
Предмет административного права — управленческие отношения. Предмет трудового права — трудовые отношения и т.д.
Каждая отрасль права имеет свою, относительно обособленную, сферу регулирования.
Отграничение предмета правового регулирования одной отрасли от другой осуществляется на основе выявления качественной однородности составляющих его элементов:
— субъектов,
— объектов,
— содержания,
— динамических факторов.
Например, в трудовых общественных отношениях субъектами выступают рабочие и служащие, объектом — предметы труда, содержанием — трудовая деятельность, динамическими факторами - изменяющиеся потребности в рабочей силе. Иной состав элементов имеют имущественные отношения, управленческие и т.д.
Предмет правового регулирования обычно рассматривают в качестве определяющего критерия системы права. Он — главное, объективное основание для распределения правовых норм по отраслям права. Его дополняет метод правового регулирования.
Метод правового регулирования— совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения (отвечает на вопрос «как?»).
Он несет основную нагрузку в динамике, в «работе» права, показывает, как регулируются общественные отношения, какими приемами и способами.
Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового влияния на общественные отношения. Метод правового регулирования во многом ориентирован на способы правового регулирования: дозволения, обязывания, запреты.
Общими являются два метода правового регулирования:
Императивный
Императивный - основан на началах власти и подчинения, не допускающий отклонений от предписанного варианта поведения. Доминирующие способы регулирования - возложение обязанностей и установление запретов, (властно-авторитарный, директивный), — строго-обязательный, построенный на началах власти и подчинения, на отношениях субординации (метод «вертикали»).
Диспозитивный— основан на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, допускающий возможность самостоятельного определения варианта поведения. Доминирующий способ регулирования – управомочивание. (метод «горизонтали)
Поощрительный -где действуют разного рода премиальные системы, направленные пи стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий. Поощрениясвойственны в основном трудовому праву. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.
Рекомендательный -обусловленный тем, предписывает вариант желаемого поведения с точки зрения государства. По отношению к не государственным организациям властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.
Так, метод властных предписаний (обязывания) характерен, как правило, для административного права. Метод равенства сторон и свободного волеизъявления (дозволения) — для гражданского права. Метод справедливого вознаграждения и поощрения — для трудового права. Метод запрета (запрещение недозволенных действий) — для уголовного права. Метод дозволения — для предпринимательского права и т.д.
С помощью метода правового регулирования можно легче ориентироваться, к какой отрасли права относятся те или иные понятия и термины. Например, термин «договор» употребляется в разных отраслях права — конституционном, международном, трудовом, гражданском. Трудовой договор подпадает под действие метода регулирования трудового права — метода соподчинения и тяготеет к связываниям, а договор как основание возникновения обязательств — под действие метода гражданского права — метода автономии и предполагает дозволения.
Таким образом, основанием для обособления норм права в отрасли и институты является предмет и метод правового регулирования.