Совет Федерации и Государственная Дума: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура, организация работы палат
Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента – Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы, однако современная двухпалатность (бикамеральность) принципиально отличается от прежней. Компетенция палат строго разделена, круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осуществляют исключительно на самостоятельных (раздельных) заседаниях. Совместные заседания палат возможны в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств, при этом никаких решений на таких совместных заседаниях не принимается.
Таким образом, в Конституции РФ не устанавливается компетенция Федерального Собрания (закреплена компетенция только его палат), невозможны решения Федерального Собрания (возможны решения только Государственной Думы и решения Совета Федерации). В то же время Федеральному Собранию присуще единство правовой природы: единственным законодательным и представительным органом Российской Федерации является именно Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации), в качестве постоянно действующего органа определено также Федеральное Собрание, а не одна из палат, законы являются результатом деятельности обеих палат, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают одинаковым статусом и т. д.
Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях(все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью системы «сдержек и противовесов»):
1) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);
2) в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);
3) в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).
Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным: Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает иограничения для роспуска Государственной Думы:даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3–5 ст. 109 Конституции РФ):
1) в течение первого года после ее избрания;
2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ (в рамках процедуры отрешения последнего от должности) до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;
5) исполняющим обязанности Президента РФ.
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ или ЦИК назначает внеочередные выборы, с тем чтобы вновь избранная Дума приступила к работе не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Порядок формирования Совета Федерации за непродолжительный срок функционирования Конституции РФ 1993 г. уже дважды изменялся: первый состав Совета Федерации в 1993 г. был сформирован посредством прямых выборов в субъектах РФ сроком на два года; с 1995 г. в состав Совета Федерации по должности входили глава региона и председатель законодательного органа субъекта РФ.
Совет Федерации
n Не имеет сроков полномочий
n Не может быть распущен
n Своя компетенция
n Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат
n Одобрение законов
n Фильтр для решений Госдумы (законы, «импичмент»)
n Заседания не реже 2-х раз в месяц (1 день = утреннее и вечернее заседания)
Государственная Дума
n Срок полномочий – 5 лет
n Может быть распущена
n Своя компетенция
n Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат
n Принятие законов
n Принятие политических решений
n Заседания не реже 2 раз в неделю (1 день=1 заседание)
Формирование СФ:
Представителя от каждого субъекта РФ – по 1 от исполнительной и законодательной власти
n 1993-1995– прямые выборы гражданами (Указ Президента РФ)
n 1995-2000– замещение по должности (ФЗ от 5.12.1995 г.)
n 2000-2012– представители глав регионов и законодательных собраний (ФЗ от 5.08.2000 г.)
С 1 января 2013 г. – ФЗ от 3.12.2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации…»
Общее требование: граждане с 30 лет, проживающие в регионе не менее 5 лет.
Представитель от законодательной власти
n Представитель ЗАКС – только депутат данного органа
n Вносят по 1-й кандидатуре председатель ЗАКС и группа депутатов (не менее 1/5 от общего состава)
n Становится членом СФ по постановлению ЗАКС (простое большинство)