Нормативно-правовой акт: понятие, признаки,классификация
Нормативно-правовые акты - это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.
Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.
Признаки нормативно-правовых актов:
1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.
2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.
3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)
4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.
5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)
Нормативные акты классифицируются по следующим критериям:
1) по сфере деятельности;
а) внутренние;
б) внешние.
2) по видам;
3) по способу оформления и придания юридической силы:
а) первичные акты, приобретающие юридическую силу, вводимые в действие;
б) утверждаемые акты.
4) по порядку принятия:
а) акты, принимаемые государственным органом в коллегиальном порядке;
б) акты, принимаемые на основе единоначалия.
Виды нормативно-правовых актов:
Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:
-нормативные акты государственных органов
-нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)
- нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)
- нормативные акты принятые на референдуме
В зависимости от сферы действия делятся на :общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.
В зависимости от срока действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.
Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:
1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.
2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.
3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.
4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.
5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.
Закон:понятие,виды. Роль закона в правовом гос-ве.
(НЕТ РОЛИ ЗАКОНА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ)
Закон— это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует общественные отношения и охраняется государственной властью.
Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
1)по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
2) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
3)по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
4)по сроку действия (постоянные законы и временные);
5) по характеру (текущие и чрезвычайные);
6) по сферам действия (общефедеральные и региональные);
7) по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
8) по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
9) по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
19)по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.