Ного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в

борьбе за жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы:

развитие живой природы осуществляется в условиях постоян-

ной борьбы за выживание, что и составляет естественный ме-

ханизм отбора наиболее приспособленных видов. Вслед за

Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм» как направ-

ление, сторонники которого стали объяснять эволюцию обще-

ственной жизни биологическими законами естественного от-

бора. Также основанную на принципе борьбы за существова-

ние, но уже чисто социологическую концепцию разрабатывал

Герберт Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние проти-

воборства универсально и обеспечивает равновесие не только в

рамках общества, но также между обществом и окружающей

природой. Закон конфликта рассматривался Г. Спенсером как

Конфликтология

всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до

тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигну-

то полное равновесие между народами и расами.

Близкой точки зрения придерживался и американский со-

циальный дарвинист Уильям Самнер (1840-1910), утверждав-

ший, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие

представители человеческого рода. Победители (преуспеваю-

щие американские промышленники, банкиры) являются ис-

тинными творцами человеческих ценностей, лучшими людьми.

В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют

немного последователей, но отдельные идеи этой теории ока-

зываются полезными при разрешении нынешних конфлик-

тов. Представители социального дарвинизма дали описание

разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрес-

сивного ______________поведения людей:

 территориальная агрессия;

 агрессия доминирования;

 сексуальная агрессия;

 агрессия родителей;

 агрессия ребенка;

 моралистическая агрессия;

 агрессия грабителя;

 агрессия жертвы по отношению к грабителю.

Безусловно, в реальной жизни существует немало прояв-

лений подобных типов агрессии, однако они, к счастью, не

носят всеобщего характера.

Вторая теория – социально-психологическая, объясня-

ет конфликт посредством теории напряженности. Наиболее

широкое ее распространение относится к периоду Второй

мировой войны. В ее основе лежит утверждение: черты совре-

менного индустриального общества неизбежно влекут за со-

бой состояние напряженности у большинства людей, когда

нарушается равновесие между индивидом и средой. Это свя-

зывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенно-

стью и нестабильностью отношений.

Социальной подоплекой напряженности выступает

Фрустрация, проявляющаяся в виде дезорганизации внут-

История конфликтологии

Реннего состояния личности на социальные препятствия к

достижению цели. Явление фрустрации порождается в том

случае, если блокируются все возможные пути к достижению

цели и может проявиться в реакциях агрессии, регрессии или

уходе в себя.

Но объяснение конфликта с помощью теории напря-

женности представляет некоторую трудность, так как она не в

силах определить, на каком уровне напряжения должен воз-

никнуть конфликт. Показатели напряжения, проявляющиеся

в конкретной ситуации, являются индивидуальными состоя-

ниями личностей и вряд ли могут быть применимы для про-

гнозирования коллективных взрывов агрессии.

Третья точка зрения, традиционно называемая клас-

совой, или теорией насилиясостоит в утверждении: соци-

Альный конфликт воспроизводится обществами с определен-

ной социальной структурой. Среди авторов подобных взгля-

дов на конфликт – Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс

(1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Мао Цзедун (1893-1976);

немецко-американский социолог, представитель неомарксиз-

ма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социолог ле-

ворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962).

Не без влияния марксизма сложилась итальянская школа по-

литической социологии, создавшая теорию элит, классиками

которой стали Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска

(1858-1941), Роберт Михельс (1876-1936).

Марксистская социология внесла существенные коррек-

тивы в господствовавшие представления о процессах общест-

венного развития.

Материалистическое понимание истории изложено

К. Марксом в его книге «К критике политической экономии»

(1859), где структура общества представлена им четырьмя ос-

новными элементами:

 производительные силы;

 производственные отношения;

 политическая надстройка;

 формы общественного сознания.

Конфликтология

К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-

за разделения людей на различные классы в соответствии с их

положением в экономической системе. Основными классами

общества, по Марксу, являются буржуазия и пролетариат, между

которыми происходит постоянная вражда, так как целями бур-

жуазии являются господство и эксплуатация наемных рабочих.

Антагонистические конфликты приводят к революциям, кото-

рые являются локомотивами истории. Конфликт в этом случае

рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно

правильно организовать во имя ускорения развития общества, а

насилие оправдывается задачами будущего созидания.

Наши рекомендации