Ного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в
борьбе за жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы:
развитие живой природы осуществляется в условиях постоян-
ной борьбы за выживание, что и составляет естественный ме-
ханизм отбора наиболее приспособленных видов. Вслед за
Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм» как направ-
ление, сторонники которого стали объяснять эволюцию обще-
ственной жизни биологическими законами естественного от-
бора. Также основанную на принципе борьбы за существова-
ние, но уже чисто социологическую концепцию разрабатывал
Герберт Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние проти-
воборства универсально и обеспечивает равновесие не только в
рамках общества, но также между обществом и окружающей
природой. Закон конфликта рассматривался Г. Спенсером как
Конфликтология
всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до
тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигну-
то полное равновесие между народами и расами.
Близкой точки зрения придерживался и американский со-
циальный дарвинист Уильям Самнер (1840-1910), утверждав-
ший, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие
представители человеческого рода. Победители (преуспеваю-
щие американские промышленники, банкиры) являются ис-
тинными творцами человеческих ценностей, лучшими людьми.
В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют
немного последователей, но отдельные идеи этой теории ока-
зываются полезными при разрешении нынешних конфлик-
тов. Представители социального дарвинизма дали описание
разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрес-
сивного ______________поведения людей:
территориальная агрессия;
агрессия доминирования;
сексуальная агрессия;
агрессия родителей;
агрессия ребенка;
моралистическая агрессия;
агрессия грабителя;
агрессия жертвы по отношению к грабителю.
Безусловно, в реальной жизни существует немало прояв-
лений подобных типов агрессии, однако они, к счастью, не
носят всеобщего характера.
Вторая теория – социально-психологическая, объясня-
ет конфликт посредством теории напряженности. Наиболее
широкое ее распространение относится к периоду Второй
мировой войны. В ее основе лежит утверждение: черты совре-
менного индустриального общества неизбежно влекут за со-
бой состояние напряженности у большинства людей, когда
нарушается равновесие между индивидом и средой. Это свя-
зывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенно-
стью и нестабильностью отношений.
Социальной подоплекой напряженности выступает
Фрустрация, проявляющаяся в виде дезорганизации внут-
История конфликтологии
Реннего состояния личности на социальные препятствия к
достижению цели. Явление фрустрации порождается в том
случае, если блокируются все возможные пути к достижению
цели и может проявиться в реакциях агрессии, регрессии или
уходе в себя.
Но объяснение конфликта с помощью теории напря-
женности представляет некоторую трудность, так как она не в
силах определить, на каком уровне напряжения должен воз-
никнуть конфликт. Показатели напряжения, проявляющиеся
в конкретной ситуации, являются индивидуальными состоя-
ниями личностей и вряд ли могут быть применимы для про-
гнозирования коллективных взрывов агрессии.
Третья точка зрения, традиционно называемая клас-
совой, или теорией насилиясостоит в утверждении: соци-
Альный конфликт воспроизводится обществами с определен-
ной социальной структурой. Среди авторов подобных взгля-
дов на конфликт – Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс
(1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Мао Цзедун (1893-1976);
немецко-американский социолог, представитель неомарксиз-
ма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социолог ле-
ворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962).
Не без влияния марксизма сложилась итальянская школа по-
литической социологии, создавшая теорию элит, классиками
которой стали Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска
(1858-1941), Роберт Михельс (1876-1936).
Марксистская социология внесла существенные коррек-
тивы в господствовавшие представления о процессах общест-
венного развития.
Материалистическое понимание истории изложено
К. Марксом в его книге «К критике политической экономии»
(1859), где структура общества представлена им четырьмя ос-
новными элементами:
производительные силы;
производственные отношения;
политическая надстройка;
формы общественного сознания.
Конфликтология
К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-
за разделения людей на различные классы в соответствии с их
положением в экономической системе. Основными классами
общества, по Марксу, являются буржуазия и пролетариат, между
которыми происходит постоянная вражда, так как целями бур-
жуазии являются господство и эксплуатация наемных рабочих.
Антагонистические конфликты приводят к революциям, кото-
рые являются локомотивами истории. Конфликт в этом случае
рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно
правильно организовать во имя ускорения развития общества, а
насилие оправдывается задачами будущего созидания.