Понятие европейской безопасности
Система европейской безопасности относится к региональным системам поддержания международного мира и безопасности, создание которых допускается Уставом ООН. Под региональной системой безопасности понимается совокупность принципов и норм, а также структура, действующие в пределах определенного международным соглашением региона и регулирующие сотрудничество государств региона в области поддержания мира и безопасности.
Уставом ООН определены условия, в соответствии с которыми могут создаваться и действовать региональные системы безопасности: их компетенция должна ограничиваться вопросами, относящимися к региональным действиям, их целям и принципам, а также к деятельности. Условия должны быть совместимыми с целями и принципами ООН; они вправе заниматься мирным разрешением споров, находящихся в пределах ответственности региональных соглашений и органов; могут использоваться для принудительных действий по решению Совета Безопасности и под его руководством, при этом никакие принудительные действия не должны приниматься региональными органами или в силу региональных соглашений без полномочий Совета Безопасности; Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, принимаемых или намечаемых в силу региональных соглашений и региональными органами для поддержания международного мира и безопасности. Ни Устав ООН, ни материалы Сан-Францисской конференции по принятию Устава ООН не содержат определений таких важных понятий, как региональное соглашение, региональный орган, местный спор. За время более полувековой деятельности ООН эти понятия не были уточнены ни в рамках ООН, ни в рамках региональных соглашений и региональных организаций. Это дало возможность трактовать понятие «регион», руководствуясь не только географическими представлениями, но и политическими реалиями. Вместе с тем важно подчеркнуть, что создание любых региональных систем безопасности должно укладываться в рамки, определенные для этого Уставом ООН.Идея создания системы безопасности в Европе имеет длинную историю.
Достаточно вспомнить известные проекты французов - аббата Сюлли и короля Генриха IV, чешского короля Подебрады, русского юриста Малиновского и др. Известны также проекты договора о коллективной безопасности в Европе, выдвинутые Советским Союзом до и после Второй мировой войны. Идею европейской безопасности удалось реализовать в рамках хельсинкского процесса по безопасности и сотрудничеству в Европе, начало которому было положено подписанием в1975 году Заключительного акта, принятого после длительных и трудных переговоров между странами НАТО, Варшавского договора и неприсоединившимися и нейтральными странами Европы (группа Н + Н). В основе европейской безопасности лежат принципы и обязательства, содержащиеся в Заключительном акте 1975 г. и в документах, принятых на последующих встречах на высшем уровне и других форумах в рамках европейского процесса.
Парижская хартия и Дополнительный документ к ней 1990 г. положили начало институализации системы европейской безопасности через создание ряда структур, которые должны были стимулировать и направлять общеевропейский процесс. Хельсинкские документы 1992 г. закрепили основные результаты перехода хельсинкского процесса в новое качество, признав его региональным соглашением по смыслу главы VIIУстава ООН, что открыло путь к прямому сотрудничеству с ООН в деле поддержания, регулирования и разрешения конфликтов.
Лиссабонская декларация 1996 г. о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века конкретизировала и развила указанные концептуальные основы европейской безопасности. В ней подчеркивалась необходимость создания единого пространства безопасности, основополагающими элементами которой являются всеобъемлющий и неделимый характер безопасности, приверженность разделяемым ценностям, обязательствам и нормам поведения. Безопасность должна быть основана на сотрудничестве и опираться на демократию, уважение прав человека, основных свобод и верховенство закона, рыночную экономику и социальную справедливость. Она должна исходить из присущего каждому государству-участнику права свободно выбирать или изменять способы обеспечения своей безопасности, включая союзные договоры, по мере их эволюции. Ни одно из государств-участников ОБСЕ не должно укреплять свою безопасность за счет безопасности других.
Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Кодекс был принят в 1994 г. в Будапеште Форумом СБСЕ по сотрудничеству в области безопасности во время встречи на высшем уровне. Вступил в силу 1 января 1995 г.
В Кодексе подчеркивается основополагающее значение для стабильности и безопасности уважения принципов Хельсинкского Заключительного акта 1975 г. и добросовестного выполнения всех обязательств, принятых в рамках СБСЕ.
В Кодексе были сформулированы концептуальные основы европейской безопасности и в ее контексте определена ключевая роль ОБСЕ. В документе подчеркивалось, что безопасность неделима и что безопасность каждого из государств-участников неразрывно связана с безопасностью всех других государств-участников. Ни одна страна не должна укреплять собственную безопасность в ущерб другим государствам. В документе также подчеркивалось, что аспекты безопасности являются взаимосвязанными, например меры по поддержанию мира - с уважением прав человека, укреплением демократии и правопорядка; безопасность и стабильность - с экономическим, экологическим, научно-техническим сотрудничеством. В этом контексте были предусмотрены совместные и национальные меры по таким аспектам неделимой и взаимосвязанной безопасности, как разоружение, борьба с терроризмом, осуществление права на индивидуальную и коллективную самооборону, укрепление доверия, создание здоровых экономических и экологических условий и др. Вслед за хельсинкскими документами 1992 г. в Кодексе поведения отмечалось, что безопасность предполагает наличие гибких глобальных, региональных, субрегиональных и трансграничных связей.
В Кодексе заявлено о решимости действовать в духе солидарности в случае нарушения обязательств, принятых в рамках ОБСЕ.
Отдельный раздел посвящен сотрудничеству в деле борьбы с терроризмом. Подтверждено право каждого государства на участие в союзных договорах и на нейтралитет. Каждое государство, согласно Кодексу, может иметь лишь такой военный потенциал, который необходим для поддержания его индивидуальной или коллективной безопасности. Размещение вооруженных сил на территории другого государства допускается только в соответствии с соглашением, а также в соответствии с международным правом. Кодекс обязывает добросовестно осуществлять договоренности в области разоружения и контроля над вооружениями.
К политическим аспектам безопасности Кодекс относит сотрудничество в области экономики и экологии с целью противодействия росту напряженности, способной привести к конфликту. Потенциальным источником напряженности признаны также нарушения прав человека, агрессивный национализм, расизм, шовинизм, ксенофобия и антисемитизм. В случае вооруженного конфликта государства будут стремиться содействовать прекращению военных действий и создавать благоприятные условия для его политического урегулирования. В качестве важного элемента стабильности и безопасности142ГЛАВА IV. Международно-правовые основы европейской безопасности
Кодекс признает демократический политический контроль над военными и военизированными силами, проявление сдержанности в военных расходах, а также открытость информации о вооруженных силах.
По Кодексу государства обязаны обеспечивать знание военнослужащими международного гуманитарного права, соблюдение Гаагских конвенций 1907 и 1954 гг., Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г., а также Конвенции 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
Государства обязались обеспечить широкое ознакомление с Кодексом.
Хартия европейской безопасности. Принятая на Стамбульской встрече ОБСЕ на высшем уровне 19 ноября 1999 г. Хартия европейской безопасности определила основы европейского взаимодействия на начало XXI века. В этом смысле ее можно рассматривать как своеобразную конституцию для новой Европы. Она подтвердила полную приверженность государств-участников Уставу ООН, Хельсинкскому Заключительному акту и другим принятым в рамках ОБСЕ документам, сформулировавшим четкие нормы обращения государств-участников друг с другом. Это означает, что общепризнанной основой международных отношений в Европе по-прежнему остаются уважение суверенного равенства государств, их территориальной целостности, неприкосновенности границ, неприменение силы или угрозы силой, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, соблюдение прав человека и др. В Хартии подчеркнуто, что добросовестное выполнение всех без исключения обязательств, принятых в рамках ОБСЕ, является существенным для отношений между государствами.
В Хартии признается, что ОБСЕ является основной организацией по мирному урегулированию споров в регионе ответственности ОБСЕ и главным инструментом в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления. В Хартии закреплено важное положение о том, что в рамках ОБСЕ ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть региона ОБСЕ в качестве сферы своего влияния. Вместе с тем Хартия предполагает самое широкое сотрудничество между ОБСЕ и компетентными европейскими организациями с учетом ключевой координирующей роли ОБСЕ как единственной общеевропейской организации безопасности, призванной обеспечивать мир и стабильность в регионе.
В Хартии закреплено положение, ограничивающее расширение военных союзов: этот процесс не должен наносить ущерба безопасности государств - участников ОБСЕ. В ней подчеркнута также готовность государств-участников строить свои отношения в духе партнерства и взаимной помощи. При этом такая помощь будет не навязываться, а предлагаться с учетом согласия на это соответствующего государства-участника или его просьбы об оказании такой помощи.
Хартия и приложение к ней - Платформа безопасности для сотрудничества - предусмотрели ряд конкретных мер по укреплению оперативного потенциала ОБСЕ.