Служит нормой политических отношений между людьми

В целом право, как политическое явление, Аристотель

Называет «политическим правом». Это означает невозмож-

Ность неполитического права, отсутствие права вообще в не-

Политических (деспотических) формах правления.

Политическое право делится им на естественное и ус-

Ловное (волеустановленное): «Что касается политического пра-

Ва, то оно частью естественное, частью условное. Естественное

Право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит

От признания или непризнания его. Условное право – то, которое

Первоначально могло быть без существенного различия таким или

Иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается».

История конфликтологии

Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и

Условное право, хотя и различаются между собой, но отно-

Сятся к сфере политических явлений и носят политический

Характер. У софистов, например, различие между естествен-

Ным правом (правом по природе) и правом условным (полис-

Ными законами) означало зачастую прямое противопоставле-

Ние. Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем об-

Стоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве

Имел в виду именно политическую природу человека: ведь

Человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе суще-

Ство политическое.

Под условным правом в концепции Аристотеля подра-

Зумевается все то, что впоследствии стало обозначаться как

Позитивное (положительное) право. К условному праву он

Относит установления и закона, и всеобщих соглашений.

Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под непи-

Саным законом (то же относящимся к условному, позитивному

Праву) понимаются правовые обычаи (обычное право).

Отступление закона от права означало бы, согласно

Аристотелю, отход от политических форм к деспотическому

Насилию, вырождение закона в средство деспотизма: «Не мо-

Жет быть делом закона властвование не только по праву, но и во-

Преки праву; стремление же к насильственному подчинению, конеч-

Но, противоречит идее права».

Политическое правление – это, по Аристотелю, правле-

Ние закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены

Чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».

Влияние Аристотеля на последующее развитие западной

Мысли было огромным. В древние и средние века его труды бы-

Ли переведены на латинский, сирийский, арабский, итальян-

Ский, французский, иврит, немецкий и английский языки. Его

Труды оказали огромное влияние на исламскую философию и в

Течение веков доминировали над европейской мыслью.

Некоторые из учений Аристотеля сегодня считаются ре-

Акционными. Например, он был сторонником рабства как яв-

Ления, согласующегося с естественными законами, и заявлял

Конфликтология

Об обусловленной природой второстепенной роли женщин в

Обществе (обе эти идеи, бесспорно, отражают господствовав-

Шие в те годы представления). Однако многие его идеи звучат

Удивительно современно: «Бедность – источник революции и

Преступления» и «Все те, кто размышляет о том, как управлять

Родом человеческим, убеждены в том, что судьба верховной власти

Зависит от образованности молодых».

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – римский

Государственный деятель и мыслитель, определяет государство

Не только как выражение общего интереса, но и как институт,

Учитывающий интересы каждого отдельного индивидуума.

Причину происхождения государства он видит во врожденной

Потребности людей жить вместе и в необходимости охраны

собственности. Эти вопросы рассматриваются Цицероном в

Работах: «Об обязанностях», «О государстве», «О законах».

Подобно Аристотелю и Платону, Цицерон концентри-

Рует внимание на анализе различных форм государственного

Устройства, выделяя среди них царскую власть, власть оп-

Тиматов ______________(аристократию) и народную власть (демократию).

Каждая из этих форм власти имеет свои достоинства и недос-

Татки, но предпочтение Цицерон отдает царской власти, а на

Последнее место ставит демократию.

В учении Цицерона также анализируется возможность

Перехода одной формы власти в другую. Царская власть мо-

Жет легко переродиться в тиранию; власть оптиматов (достой-

Нейших из наилучших) – во власть клики богатых и знатных.

Власть народа может привести к тиранической власти вне за-

Висимости от характера тирании (единоличного властителя,

Клики или толпы), государство, как форма выражения общих

Интересов, при ней перестает существовать.

Предотвратить подобное перерождение, вредное для

Развития общества, можно лишь в условиях смешанного вида

Государственности, путем соединения положительных

Свойств трех простых форм правления. Эту модель смешанно-

Го государства Цицерон считал идеальной моделью государ-

История конфликтологии

Ства: «... желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся

И царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена

Авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были пре-

Доставлены суждению и воле народа».

В организации общества Цицерон отвергал идею равен-

Ства и, подобно предыдущим мыслителям, полагал справед-

Наши рекомендации