Служит нормой политических отношений между людьми
В целом право, как политическое явление, Аристотель
Называет «политическим правом». Это означает невозмож-
Ность неполитического права, отсутствие права вообще в не-
Политических (деспотических) формах правления.
Политическое право делится им на естественное и ус-
Ловное (волеустановленное): «Что касается политического пра-
Ва, то оно частью естественное, частью условное. Естественное
Право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит
От признания или непризнания его. Условное право – то, которое
Первоначально могло быть без существенного различия таким или
Иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается».
История конфликтологии
Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и
Условное право, хотя и различаются между собой, но отно-
Сятся к сфере политических явлений и носят политический
Характер. У софистов, например, различие между естествен-
Ным правом (правом по природе) и правом условным (полис-
Ными законами) означало зачастую прямое противопоставле-
Ние. Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем об-
Стоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве
Имел в виду именно политическую природу человека: ведь
Человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе суще-
Ство политическое.
Под условным правом в концепции Аристотеля подра-
Зумевается все то, что впоследствии стало обозначаться как
Позитивное (положительное) право. К условному праву он
Относит установления и закона, и всеобщих соглашений.
Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под непи-
Саным законом (то же относящимся к условному, позитивному
Праву) понимаются правовые обычаи (обычное право).
Отступление закона от права означало бы, согласно
Аристотелю, отход от политических форм к деспотическому
Насилию, вырождение закона в средство деспотизма: «Не мо-
Жет быть делом закона властвование не только по праву, но и во-
Преки праву; стремление же к насильственному подчинению, конеч-
Но, противоречит идее права».
Политическое правление – это, по Аристотелю, правле-
Ние закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены
Чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».
Влияние Аристотеля на последующее развитие западной
Мысли было огромным. В древние и средние века его труды бы-
Ли переведены на латинский, сирийский, арабский, итальян-
Ский, французский, иврит, немецкий и английский языки. Его
Труды оказали огромное влияние на исламскую философию и в
Течение веков доминировали над европейской мыслью.
Некоторые из учений Аристотеля сегодня считаются ре-
Акционными. Например, он был сторонником рабства как яв-
Ления, согласующегося с естественными законами, и заявлял
Конфликтология
Об обусловленной природой второстепенной роли женщин в
Обществе (обе эти идеи, бесспорно, отражают господствовав-
Шие в те годы представления). Однако многие его идеи звучат
Удивительно современно: «Бедность – источник революции и
Преступления» и «Все те, кто размышляет о том, как управлять
Родом человеческим, убеждены в том, что судьба верховной власти
Зависит от образованности молодых».
Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – римский
Государственный деятель и мыслитель, определяет государство
Не только как выражение общего интереса, но и как институт,
Учитывающий интересы каждого отдельного индивидуума.
Причину происхождения государства он видит во врожденной
Потребности людей жить вместе и в необходимости охраны
собственности. Эти вопросы рассматриваются Цицероном в
Работах: «Об обязанностях», «О государстве», «О законах».
Подобно Аристотелю и Платону, Цицерон концентри-
Рует внимание на анализе различных форм государственного
Устройства, выделяя среди них царскую власть, власть оп-
Тиматов ______________(аристократию) и народную власть (демократию).
Каждая из этих форм власти имеет свои достоинства и недос-
Татки, но предпочтение Цицерон отдает царской власти, а на
Последнее место ставит демократию.
В учении Цицерона также анализируется возможность
Перехода одной формы власти в другую. Царская власть мо-
Жет легко переродиться в тиранию; власть оптиматов (достой-
Нейших из наилучших) – во власть клики богатых и знатных.
Власть народа может привести к тиранической власти вне за-
Висимости от характера тирании (единоличного властителя,
Клики или толпы), государство, как форма выражения общих
Интересов, при ней перестает существовать.
Предотвратить подобное перерождение, вредное для
Развития общества, можно лишь в условиях смешанного вида
Государственности, путем соединения положительных
Свойств трех простых форм правления. Эту модель смешанно-
Го государства Цицерон считал идеальной моделью государ-
История конфликтологии
Ства: «... желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся
И царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена
Авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были пре-
Доставлены суждению и воле народа».
В организации общества Цицерон отвергал идею равен-
Ства и, подобно предыдущим мыслителям, полагал справед-