Тема 13. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении (в сфере административно-правового регулирования)
1. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
2. Понятие и виды контроля как способа обеспечения законности и дисциплины.
3. Понятие и виды надзора как способа обеспечения законности и дисциплины. ,
4. Контрольно-надзорная деятельность как способ обеспечения законности и дисциплины.
Нормативные акты
1. Закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 29 марта 2008 г.).
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 13 октября 2008 г.).
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г.).
4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ( в ред. от 24 июля 2007 г.).
5. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г.).
6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. от 30 декабря 2006 г.).
7. Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729.
8. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) (в ред. от 3 июля 2008 г.).
Задачи
Задача 1.
Охарактеризуйте понятие контроля с позиции всех составляющих его элементов, перечислите виды контроля по различным классификационным основаниям.
Раскройте соотношение и взаимосвязь следующих понятий: «контроль», «проверка исполнения», «ревизия», «инспектирование». Проиллюстрируйте каждое понятие примерами.
Задача 2.
Охарактеризуйте понятие надзора и раскройте признаки, отличающие его от контроля. Какие вам известны виды надзора?
Чем надзорная деятельность отличается от контрольно-надзорной деятельности?
Назовите три—четыре органа, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.
Задача 3.
Дайте подробную характеристику общего надзора прокуратуры, форм и методов обшенадзорной прокурорской деятельности согласно действующему законодательству.
Покажите различия между протестом прокурора и представлением прокурора, являющимися основными средствами общенадзорного прокурорского реагирования.
Задача 4.
Используя Конституцию РФ, Устав (Основной закон) субъекта РФ и другое законодательство, назовите и охарактеризуйте основные контрольные полномочия представительных органов власти федерального уровня, уровня субъекта Федерации и муниципального уровня в отношении органов исполнительной власти.
Задача 5.
Назовите всех субъектов президентского контроля. Охарактеризуйте формы, методы и полномочия осуществляемого ими президентского контроля по действующему законодательству.
Задача 6.
Охарактеризуйте полномочия Министерства финансов РФ, Центрального Банка России, налоговых органов как важнейших органов надведомственного контроля.
Задача 7.
Изучите Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280) и на этой основе перечислите и разграничьте его функции и полномочия как органа надведомственного и внутриведомственного контроля.
Задача 8.
На общем собрании трудового коллектива НГДО (нефтегазодобывающего объединения), являющегося закрытым акционерным обществом (ЗАО), многие вступающие критиковали начальника объединения за несоблюдение обязательств по коллективному договору, грубость, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, несвоевременную выплату зарплаты и требовали смешения его с занимаемой должности. Вопрос был поставлен на голосование, и большинство присутствующих поддержали критику и проголосовали за последнее предложение.
Правомерно ли решение общего собрания и каковы его максимально возможные юридические последствия?
Ответ аргументируйте ссылками на конкретные нормы действующего законодательства.
Задача 9.
Какими контрольными полномочиями обладают граждане и общественные объединения граждан по действующему законодательству?
Задача 10.
Может ли суд осуществлять предварительный контроль за решениями и действиями государственных органов исполнительной власти?
При положительном ответе приведите два—три примера по действующему законодательству.
Задача 11.
Назовите и охарактеризуйте правовые основания, условия и порядок вынесения и рассмотрения частных определений суда и сообщений арбитражного суда как своеобразных и специфических форм судебного контроля за соблюдением законности и дисциплины в сфере реализации своих полномочий субъектами исполнительной власти.
Задача 12.
В федеральные суды общей юрисдикции различных уровней (от районного до Верховного Суда РФ) нередко поступают письма-жалобы от граждан на беззаконие, бюрократизм, отсутствие должной четкости и порядка в деятельности работников домоуправлений и жилищно-коммунальных контор, почтовых отделений, органов и должностных лиц ГИБДД и других органов без предъявления конкретных требований.
Могут ли суды направлять эти письма-жалобы граждан в конкретные организации и органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит рассмотрение затрагиваемых в них вопросов?
Задача 13.
Какие нормы Конституции РФ и какие именно федеральные законы составляют конституционные основы судебного контроля в сфере реализации исполнительной власти?
Какие конкретно формы и методы судебного контроля предусматриваются действующим законодательством?
Задача 14.
В чем принципиальное различие судебно-контрольной деятельности Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда (и территориальных судов), с одной стороны, и Конституционного Суда РФ, а также Уставных судов субъектов Российской Федерации — с другой?
Ответы обоснуйте ссылками на конкретные нормы действующего законодательства и постановлений судебных органов.
Задача 15.
Какие функции и полномочия арбитражных судов в обеспечении законности и дисциплины хозяйствующих субъектов во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами исполнительной власти закрепляет Арбитражный процессуальный кодекс РФ?
Задача 16.
Могут ли быть опротестованы прокурором незаконная резолюция должностного лица на документе или телеграфное распоряжение руководителя органа исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре РФ»?