Теологические теории происхождения государства
Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий грехопадения первозданных людей. Люди нуждаи, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.
Секулярные идеологи зачастую представляют теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, сводя её к одной лишь "воле Бога". Однако происхождение государства согласно данной теории заключается в синергии (соучастии) Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности. В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает - как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства.
Понятие государства и его отличительные признаки.
Государство есть особая организация политической власти, распространяющейся на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат управления и принуждения.
Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.
Признаки государства
· Наличие организационных документов(в которых изложены цель создания и задачи государства):
· конституция,
· военная доктрина,
· законодательство.
· Управление и планирование:
· публичная власть:
· глава государства (правительство),
· парламент,
· суд.
· нормирование жизни общества (система права),
· государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,
· хозяйственная деятельность (экономика):
· собственная денежная система,
· налоговые сборы,
· государственная казна.
· Собственность (ресурсы);
· Территория;
· Население;
· Наличие подчинённых организаций:
· правоохранительная деятельность,
· вооружённые силы,
· периферийные административные организации.
· Наличие государственного языка (языков);
· Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект);
· Гражданство;
· Государственные символы.
Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.
10. Государственный суверенитет: понятие и содержание.
Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина.
Государственный суверенитет - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития.
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.
Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа.
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором - вопрос о верховности власти самого государства.
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.