Внутренняя политика Александра I
Главная цель внутренней политики в первой половине XIX в. — сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовав ее "в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики консерватизм сочетался с либерализмом.
Три проблемы занимали центральное место в политике правительства:
— административная — совершенствование государственного управления;
— социальная — уменьшение остроты крестьянского вопроса;
— культурно-идеологическая — улучшение системы образования, сохранение в обществе приверженности самодержавию и недопущение в Россию революционных идей.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I (1796—1801). Они были недовольны его внутренней и внешней политикой (необоснованные аресты, высылки и отставки, ликвидация местного дворянского управления, разрыв отношений с Англией). На российский престол взошел его старший сын Александр (1801—1825). Его первые внутриполитические мероприятия — их называют «эрой либерализма» — были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, чтобы завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, подвергшимся преследованиям при Павле. Вновь был разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту и общественном поведении. Эти меры создали императору славу либерала.
Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет — совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи.
Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, лишь слегка подновили фасад Российской империи.
В 1802 г. коллегии были заменены министерствами. Реформа привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором и усилению централизации. Было учреждено 8 первых министерств:
- военно-сухопутных сил,
- военно-морских сил,
- иностранных дел,
- юстиции,
- внутренних дел,
- коммерции и
- народного просвещения.
В 1810—1811 гг. количество министерств увеличилось, а функции еще более разграничивались.
Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов учредили Комитет министров.
В 1802 г. реформировали Сенат. Он стал высшим административным судебным и контролирующим органом, получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов и участвовать в обсуждении новых.
Введение принципа единоначалия затронуло и управление Православной Церковью. В Святейшем синоде расширились полномочия обер-прокурора, раньше лишь наблюдавшего за законностью его решений.
Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета, член Комиссии составления законов, товарищ министра юстиции М. М. Сперанский. По поручению Александра он создал проект реформы — «Введение к уложению государственных законов».В нем намечался созыв выборной Государственной думы и введение выборных судебных инстанций.
Одновременно М. М. Сперанский считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами.
Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, увидевшая в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России»,адресованной царю, он настаивал на сохранении незыблемости самодержавия и крепостничества. Консерваторы одержали победу — М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.
Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение Государственного советав 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Государственный совет:
-выполнял совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных;
- распределял финансовые средства между министерствами и
- рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору.
С этими функциями Государственный совет просуществовал до 1906 г.
Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.
В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились в:
- введении Конституции в Царстве Польском (1815 г.);
-сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии,
присоединенной к России в 1809 г.;
- создании Н. Н. Новосильцевым«Уставной грамоты Российской империи»
(1819—1820 гг.). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.
В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника графа А. А. Аракчеева она получила на звание «аракчеевщина».Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» университетов, насаждении палочной дисциплины в армии.
Наиболее ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. Цель их создания — облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях.
Первые военные поселения были организованы в 1808—1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815—1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Их жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 — в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи военного поселенца была строго регламен-тирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства.
А. А. Аракчеев был назначен главным начальником. К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги и от этой практики в 1857 г. отказались.
Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация - междуцарствие.В ходе переговоров между сыновьями императора Павла выяснилось, что Константин, второй сын, давно уже отрекся от престола. Однако об этом знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал Николай I (1825-1855), третий сын Павла.