Внутренняя политика Александра I

Главная цель внутренней политики в первой половине XIX в. — сохранить существовавшую социально-политическую и эконо­мическую систему, усовершенствовав ее "в соответствии с потреб­ностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней по­литики консерватизм сочетался с либерализмом.

Три проблемы занимали центральное место в политике прави­тельства:

— административная — совершенствование государственно­го управления;

— социальная — уменьшение остроты крестьянского вопроса;

— культурно-идеологическая — улучшение системы образо­вания, сохранение в обществе приверженности самодержавию и недопущение в Россию революционных идей.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I (1796—1801). Они были недо­вольны его внутренней и внешней политикой (необоснованные аресты, высылки и отставки, ликвидация местного дворянского управления, разрыв отношений с Англией). На российский пре­стол взошел его старший сын Александр (1801—1825). Его пер­вые внутриполитические мероприятия — их называют «эрой ли­берализма» — были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, чтобы завоевать популярность в общест­ве. Александр восстановил отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, подвергшимся преследованиям при Павле. Вновь был разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздра­жавшие людей регламентации в быту и общественном поведе­нии. Эти меры создали императору славу либерала.

Александр дал понять, что намерен провести реформы по са­мым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет — совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатери­нинской эпохи.

Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, лишь слегка подновили фасад Российской империи.

В 1802 г. коллегии были заменены министерствами. Реформа привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором и усилению централизации. Было учреждено 8 первых министерств:

- военно-сухопутных сил,

- военно-морских сил,

- иностранных дел,

- юстиции,

- внутренних дел,

- ком­мерции и

- народного просвещения.

В 1810—1811 гг. количество министерств увеличилось, а функции еще более разграничива­лись.

Для совместного обсуждения министрами некоторых во­просов учредили Комитет министров.

В 1802 г. реформировали Сенат. Он стал высшим администра­тивным судебным и контролирующим органом, получил право де­лать императору «представления» по поводу устаревших законов и участвовать в обсуждении новых.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление Православной Церковью. В Святейшем синоде расширились пол­номочия обер-прокурора, раньше лишь наблюдавшего за закон­ностью его решений.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы го­сударственного управления был статс-секретарь Непременного совета, член Комиссии составления законов, товарищ министра юстиции М. М. Сперанский. По поручению Александра он со­здал проект реформы — «Введение к уложению государственных законов».В нем намечался созыв выборной Государственной думы и введение выборных судебных инстанций.

Одновременно М. М. Сперанский считал необходимым создать Государствен­ный совет, который стал бы связующим звеном между императо­ром и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы М. М. Сперанский наделял лишь совеща­тельными правами.

Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, увидевшая в нем опас­ность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древ­ней и новой России»,адресованной царю, он настаивал на сохра­нении незыблемости самодержавия и крепостничества. Консер­ваторы одержали победу — М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Единственным результатом реализации планов М. М. Спе­ранского было учреждение Государственного советав 1810 г., ко­торый состоял из министров и других высших сановников, на­значаемых императором. Государственный совет:

-выполнял совещательные функ­ции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных;

- распределял финансо­вые средства между министерствами и

- рассматривал годовые от­четы министров до их предоставления императору.

С этими функциями Государственный совет просуществовал до 1906 г.

Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александ­ра I отразились в:

- введении Конституции в Царстве Польском (1815 г.);

-сохранении сейма и конституционного устройства в Фин­ляндии,

присоединенной к России в 1809 г.;

- создании Н. Н. Новосильцевым«Уставной грамоты Российской империи»

(1819—1820 гг.). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граж­дан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутрен­ней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника графа А. А. Аракчеева она получила на­ звание «аракчеевщина».Это была политика, нацеленная на упро­чение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в даль­нейшей централизации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» университетов, насаждении палоч­ной дисциплины в армии.

Наиболее ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. Цель их создания — облегчить для бюджета страны тяжесть со­держания огромной армии в мирных условиях.

Первые военные поселения были организованы в 1808—1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815—1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Нов­городской, Могилевской и Харьковской губерний. Их жены ста­новились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонис­ты, а с 18 — в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обыч­ные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести воен­ную службу. Вся жизнь семьи военного поселенца была строго регламен-тирована. За малейшее нарушение распорядка следо­вало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с вне­шним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства.

А. А. Аракчеев был назначен главным начальником. К 1825 г. около трети солдат было пере­ведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги и от этой практики в 1857 г. отказались.

Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация - междуцарствие.В ходе пе­реговоров между сыновьями императора Павла выяснилось, что Константин, второй сын, давно уже отрекся от престола. Однако об этом знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал Николай I (1825-1855), третий сын Павла.

Наши рекомендации