Судебная система: структура, принципы

Судебная система – упорядоченное построение судов, организованных на единых принципах и действующих на территории РФ в соответствии с их компетенцией.

-Совокупность всех судов РФ, созданных на основании Конституции РФ и ФКЗ РФ “О судебной системе РФ» и уполномоченных посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства в пределах своей компетенции осуществлять судебную власть.

Нормативное построение судебной системы РФ.

1-ый НПА – Конституция РФ (гл. VII – судебная власть

2-ой НПА - ФКЗ РФ «О судебной с истеме РФ» (31.12.1996г.)

№ 1 ФКЗ. Последняя редакция от 05.04.2005 года):

6 частей:

- признаки

- статус судей

- создание судов, упразднение

- органы судейского сообщества

- символы и атрибуты

- вступление, изменение закон

3-ий НПА – отдельные ФЗ и ФКЗ, регулирующие структуру и организационную систему

Деятельности конкретных судов.

Признаки судебной системы РФ (5 признаков)

Судебная система РФ характеризуется рядом признаков, которые находят прямое закрепление в законах, регулирующих организацию и деятельность судов. Эти признаки показывают связь всех судов, входящих в судебную систему РФ, а также позволяют сравнить судоустройство РФ и других государств, выявлять национальные особенности судебной ситсемы.

Единство судебной системы: (ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ», на основании КРФ и ФКЗ

- все суды должны соблюдать установленные ФЗ правила судопроизводства;

- применение всеми судами КРФ, ФКЗ, ФЗ, норм Международного права, международных органов, уставов субъектов РФ, законов РФ;

- признание обязательности исполнения на всей территории РФ всех постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательное закрепление единства статусов судей;

- финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета

3. Территориальный принцип построения:

В соответствии с этим признаком, построение судебной системы РФ обеспечивает максимальное приближение суда к населению. При этом учитывается протяженность территории РФ, федеративное устройство государства, административно-территориальное деление и дислокация воинских образований.

4. Выделение в структуре судебной системы РФ основного звена:

Основное звено – суд, которому подсудно наибольшее количество дел и который наиболее приближен к населению.

5. Инстанционность.

3. Суды, составляющие судебную систему РФ.

1. Конституционный Суд

2. Уставной суд (условно)

3. СОЮ

а) Высший орган – Верховный суд

б) Суд субъекта федерации – Мосгорсуд

в) Районные суды

г) Мировые судьи

4. Арбитражные

а) Высший Арбитражный Суд РФ

б) Федеральный Арбитражный Суд округа (10)

в) Федеральный Арбитражный апелляционный суд (20)

г) Арбитражные суды субъектов РФ

В судах РФ вне зависимости от ветви судебной власти нет иерархии, нет соподчинения.

Федеральные суды и суды субъектов федерации (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»

Федеральные суды: все арбитражные суды, Конституционный суд, все СОЮ, кроме мировых судей.

Суды субъектов федерации: мировые судьи, Конституционные (уставные) суды.

Отличия: Федеральные суды создаются и упраздняются исключительно ФЗ. Суды субъектов федерации создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Определение КС РФ от 12.03.1996 года № 32-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда субъектов РФ о проверке конституционности некоторых положений ФКЗ «О судебной системе РФ»

Понятие звена судебной системы.

Звено судебной системы – группа однородных судов, действующих на равнозначных территориях и соединённых равнозначными полномочиями. Количество звеньев различно в каждой группе судебных органов, за исключением Конституционного Суда (Сам КС РФ один)

1 звено – мировой судья, 2 – районный суд, 3 – суд субъекта федерации, 4 – Верховный Суд

1 – арбитражный суд, 2 – арбитражный суд субъекта РФ

Судебная инстанция – группа судебных органов, обладающая равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Для определения судебной инстанции главным становится то, какой из судов рассмотрел конкретное дело по существу, и как далее оно продвигалось по судебной системе.

Есть суды 1-ой инстанции, 2-ой инстанции (апелляционные, кассационные), надзорные инстанции.

1-ая инстанция – суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. Могут быть суды различных звеньев (решение, постановление, приговор, решение о закрытии, прекращении дела)

2-ая инстанция – суд, проверяющий решение нижестоящего суда (не вступившие в законную силу!!!) 2 порядка проверки решений:

- апелляционный

- кассационный

Апелляционный общей юрисдикции: проверяет законность и обоснованность не вступившего в законную силу решения, вынесенного мировым судьёй

Кассационная инстанции общей юрисдикции: суд, проверяющий не вступившее в законную силу решение, вынесенное в качестве суда 1-ой инстанции федеральным судом, а также решения апелляционной инстанции (угол)

Апелляция – дело рассматривается заново со всеми этапами

Кассация – нет нового рассмотрения, может согласится, отказать или изменить решение, но не выносит нового!!!

Надзорная инстанция – судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять

решения нижестоящего суда (1-ой, апелляционной, кассационной

и нижестоящей надзорной инстанции) проверяет вступившие в

законную силу решения!!!

Нет исследования доказательств, ограничено участие судов, то есть лишь те, которые указаны в надзорной жалобе. Дело может рассматриваться несколько раз.

Исключительная инстанция – рассмотрение дела по новым или вновь открывшимся

обстоятельствам.

Судья, статус судей

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой лишь компетенцией. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса.

Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. На них одинаково распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное и социальное обеспечение. Вместе с тем единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судей, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности.

Статус судьи обеспечивается государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества.

Процедура осуществления правосудия, предусмотренная законом, – одна из важнейших гарантий независимости судьи. В нормах процессуального законодательства и федеральных законодательных актах детально излагаются правила проведения судопроизводства по уголовным, гражданским, арбитражным делам, а также порядок осуществления конституционного контроля. Следование этим нормам объективно обеспечивает устранение из процедуры правосудия посторонних влияний, а всякое вмешательство в процессуальную деятельность судьи преследуется по закону.

В соответствии со ст. 121 Конституции РФ судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены решением квалификационной коллегии судей и не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Неприкосновенность судей – важнейший элемент судейского иммунитета. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Неприкосновенность судьи обеспечивает его защиту от преступного мира и «обиженных» в гражданском процессе сторон, а также от бюрократического администрирования со стороны государственных органов и вышестоящих судей.

Материальное и социальное обеспечение судей – важная составляющая их независимости.

Государственная защита призвана обеспечивать независимость и неприкосновенность судьи с учетом важности и значимости выносимых им решений.

Помимо мер правовой и социальной защиты, установлена система мер обеспечения безопасности судей.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти образуются органы судейского сообщества (Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общее собрание судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ) – важнейший институт обеспечения независимости судей.

Наши рекомендации