Латинская Америка и Карибский бассейн
По нарастающей развивались отношения с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Свидетельство
тому – интенсивность политических контактовроссийского руководства с главами латиноамериканских государств. В июле Президент Российской Федерации В.В.Путин посетил с визитами Кубу, Никарагуа, Аргентину и Бразилию, принял участие в 6-м саммите БРИКС в бразильском г. Форталеза, встрече лидеров БРИКС – Южная Америка в формате «аутрич». Во время пребывания в Бразилии В.В.Путин также провел двусторонние переговоры с президентами Венесуэлы, Боливии и Уругвая. В ноябре официальный визит в Россию нанес Президент Перу О.Умала.
Активный характер носил диалог по линии внешнеполитических ведомств. Переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова со своими латиноамериканскими коллегами состоялись в ходе его поездок на Кубу, в Никарагуа, Перу и Чили (апрель), визитов в Москву министров иностранных дел Аргентины (май), Венесуэлы (май, октябрь). Наряду с этим состоялись встречи С.В.Лаврова с министрами иностранных дел Аргентины и Венесуэлы в рамках сессии СПЧ в Женеве (март) и с министрами иностранных дел «квартета» Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК: Гондурас, Куба, Мексика, Чили) «на полях» 69-й сессии ГА ООН (сентябрь). По их итогам следует отметить сохраняющуюся близость подходов России и государств ЛАКБ к выстраиванию международных отношений – с опорой на верховенство права, стремление к укреплению центральной роли ООН, коллективные действия по решению глобальных проблем, отказ от диктата и попыток навязать другим странам рецепты и модели развития. Совпадение взглядов на данные базовые принципы способствовало и сближению позиций по ключевым вопросам международной повестки дня, включая события на Украине, – подавляющее большинство государств региона заняло взвешенную и сбалансированную позицию в отношении украинского кризиса. Тесно взаимодействовали на ведущих международных площадках, в первую очередь в ООН. Партнерами был поддержан целый ряд российских инициатив, в том числе о неразмещении первыми оружия в космосе, укреплении международной информационной безопасности, противодействии героизации нацизма и др.
Сохранению достигнутого за последние годы уровня межпарламентских связей способствоваливизиты Первого заместителя Председателя Совета Федерации – в Чили (март), Венесуэлу (июль), Первого Заместителя Председателя Государственной Думы – в Бразилию (июль). Россию посетили Председатель Палаты депутатов Национального Конгресса Аргентины (июнь), Вице-президент, Председатель Генеральной Ассамблеи и Сената Уругвая (июнь), Председатель Палаты представителей Генеральной Ассамблеи Уругвая (октябрь), делегации парламентской Группы дружбы «Бразилия - Россия» Национального Конгресса Бразилии (апрель) и парламентской Группы дружбы «Венесуэла - Россия» Национальной Ассамблеи Венесуэлы (октябрь).
В целях реализации имеющихся договоренностей об укреплении взаимодействия с интеграционными объединениями региона продолжался процесс формирования постоянного механизма политического диалога и сотрудничества Россия-CEЛAK. Одновременно шло согласование практических аспектов присоединения России к Центральноамериканской интеграционной системе (ЦАИС) в качестве внерегионального наблюдателя (включая проект меморандума о сотрудничестве с этим объединением), обсуждались параметры планируемого к подписанию Меморандума о сотрудничестве между ЕАЭС и МЕРКОСУР.
Итоги 10-й встречи Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня (май), заседания двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Чили (июнь), Аргентиной (сентябрь), Перу (октябрь), Кубой (декабрь) и Никарагуа (декабрь) подтвердили наличие солидного потенциала для дальнейшего роста торгово-экономических связей с государствами региона. Российские государственные и частные компании нарастили свое присутствие на латиноамериканских рынках, в том числе в таких стратегических отраслях, как мирный атом (Аргентина, Бразилия), энергетика (Венесуэла, Эквадор), ВТС (Бразилия, Венесуэла, Перу), а также в сферах био- (Бразилия, Никарагуа, Куба) и информационных технологий (Бразилия, Колумбия, Никарагуа, Перу).
Дальнейший импульс получили контакты ФСКН России с Комиссией руководителей полицейских органов Центральной Америки, Мексики и Колумбии в сфере борьбы с наркотрафиком. Вырос интерес к обучению латиноамериканских специалистов на региональных курсах ФСКН России по подготовке и повышению квалификации наркополицейских, которые функционируют в Никарагуа и Перу.
Планомерно осуществлялись проекты по линии МЧС России. В июле на базе училища МВД Кубы в Гаване начал функционировать Региональный российско-кубинский центр по подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля. В счет взноса нашей страны в фонд Международной организации гражданской обороны в размере 26,6 млн. долл. США МЧС России завершило реализацию трехлетней (2012 – 2014 гг.) программы помощи Никарагуа в развитии национальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Расширению взаимного безвизового пространствасо странами региона будут способствовать заключенные Россией межправительственные соглашения об отмене визовых формальностей с Гондурасом (сентябрь) и с Панамой (декабрь).