Ее эволюция в XVIII – XIX вв
Реставрация монархии. Основные конституционные акты. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля (1658 г.) ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к “законной власти”.
Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюартов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. В Бредской декларации 1660 г. новый король Карл II, который правил в течение 25 лет (1660 – 1685 гг.), обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут оставлены на разрешение парламента. Однако участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства, а также старый порядок их формирования.
Политический режим, характеризующийся стремлением Карла II и Якова II (брат Карла II правил в 1685 – 1688 гг.) к восстановлению абсолютизма, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране.
Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В парламенте складываются две политические группировки: представители придворной аристократии и часть джентри, опирающаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию тори. Оппозиция – купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, которых поддерживала промышленная буржуазия, образовала партию вигов.
Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (“Хабеас корпус акт”), принятый 26 мая 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля над сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил процедуру получения судебного приказа о доставке арестованного в суд. Любой подданный, задержанный “за уголовное или считаемое уголовным” деяние, имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ “Хабеас корпус акт”.
После рассмотрения копии предписания об аресте судья должен был выдать такой приказ. Получив приказ, шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд и указать истинные причины ареста. Далее судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела. Если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, такой приказ не издавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождение на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу “Хабеас корпус акт”, нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.
Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний – высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.
Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью замены Якова II более “удобным” монархом. Этот переворот получил название славной революции, революции без пролития крови, в результате которой монарх (Яков II) был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский. Он был женат на дочери Якова II, принцессе Марии, вместе с которой и был облечен королевскими регалиями.
Важнейшим политическим результатом переворота стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. (13 февраля) и в Акте об устроении 1701 г. (26 мая).
Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. В нем зафиксированы следующие моменты:
– всякий закон и всякий налог исходят только от парламента;
– никто, кроме парламента, не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действия;
– запрещение требовать чрезмерные налоги, наложение чрезмерных штрафов или “жестоких и необычных наказаний”;
– провозглашение свободы слова, прений, а также свободы выборов членов парламента, свободы подачи петиций и др.;
– гарантия регулярного созыва парламента;
– право парламента давать согласие на “набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства”.
Срок полномочий парламента был определен сначала в три года, а затем семь лет.
Акт об устроении устанавливал порядок престолонаследования и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступавшие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение королевской власти выражалось в том, что судьи, назначаемые королем, могли оставаться на своих постах, “пока ведут себя хорошо”, и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короля на деятельность палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра. Акт предусматривал правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрассигнатура). Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
Таким образом, на рубеже XVII – XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип несменяемости судей.
Установленная актами 1689 и 1701 гг. конституционная монархия была дуалистической, поскольку в руках монарха оставались сильная исполнительная власть и право абсолютного вето в отношении актов парламента.
Развитие конституционной монархии. Становление “ответственного правительства”. Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти – становление “ответственного правительства”. Важнейшей особенностью этих изменений явилось то, что они сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать “правительство его величества”. Именно конституционные соглашения, а не акты конституционного значения (Великая хартия, Билль о правах и т. д.) послужили основой британской “неписаной” конституции.
Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705 – 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708 – 1715 стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешенной основе. Победившая на выборах партия, имевшая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию. В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.
Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск палаты кабинетом – в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.
Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как партийное правление и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной.
Избирательные реформы и дальнейшая эволюция формы государства.Еще Кромвель собирался отменить средневековые формы представительства в парламенте нации, однако их восстановление произошло отчасти при самом Кромвеле (в 1657 г. была восстановлена палата лордов), отчасти при последних Стюартах. В течение XVIII в. из 658 депутатов парламента 467 были делегированы из мелких городов и селений, даже “гнилых местечек” (заброшенных деревень). Фактически это представительство контролировалось знатными землевладельцами при помощи специальной процедуры. Голосование было открытым. Депутатов называли заранее (это делали местные лендлорды), и тех, кто их не поддерживал, наказывали. Подсчитано, что примерно 424 депутата из числа парламентариев были фактически назначены местными землевладельцами.
В ходе этой реформы, как и последовавших за ней в течение XIX в. еще двух реформ, были осуществлены перемены в двух направлениях: 1) перераспределение избирательных округов; 2) расширение круга самих избирателей.
Согласно акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, 56 “гнилых местечек” с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте, 30 небольшим городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам – двух депутатов вместо четырех. Высвобожденные таким образом 146 (по другим источникам – 143) мест были переданы в пользу городов, графств и регионов Шотландии, Ирландии и Уэльса. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 фунтов стерлингов, а арендаторы – с годовой рентой не менее 50 фунтов стерлингов. В городах такое право получили все мужчины, владеющие правом собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 фунтов стерлингов. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе.
Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа – палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. Хотя избирательный корпус в результате реформы вырос почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. В ходе политической борьбы в 30 – 40-е гг. XIX в. наиболее радикальные требования по дальнейшему реформированию избирательной системы были выдвинуты рабочим чартистским движением. В Народной хартии чартистов (1838 г.) предусматривались установление всеобщего избирательного права, равного представительства, введение тайного голосования и отмена имущественного ценза. Эти требования были отклонены парламентом.
Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах распространялось не только на собственников, но и на нанимателей квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 фунтов стерлингов в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза, причем право голоса наряду с массой мелкой буржуазии получили и рабочие.
В период избирательных реформ 30 – 60-х гг. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться либеральная и консервативная. Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867 – 1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов и образован центральный офис партии. В 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Принцип партийного правления получил свое окончательное оформление, выборы вели к смене кабинета.
Развитие парламентской монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в центре и на местах. В конце XVIII в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.
До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управления, оформившаяся в средние века. По закону 1835 г. управление городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики. Городской совет избирал на один год мэра города.
Реформа, однако, на затронула вопросов управления графствами, что означало очередной компромисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в сельской местности в своих руках.
Произошли изменения и в государственном устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707 г.) и Ирландией (1801 г.) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебные системы, а также пресвитерианскую церковь. С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.
В конце XIX в. была проведена важная реформа судебной системы. Серией актов 1873 – 1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды “общего права” и суды “справедливости”. Созданный вместо прежних центральных судов Верховный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярские, королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды – четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX в. для рассмотрения гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне, который был судом ассизов для Большого Лондона.