История развития отношений между государством и общественным сектором в сфере социальных услуг
Коммунальное государственное казенное предприятие
«Региональный центр переподготовки и повышения квалификации государственных служащих» акимата Костанайской области
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Стратегии сотрудничества государства и неправительственного сектора в сфере предоставления социальных услуг: зарубежный и отечественный опыт
ВЫПОЛНИЛА: Жумагали М.Х.
ДОПУСК К ЗАЩИТЕ:
Костанай, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………......…3
1. История развития отношений между государством и общественным сектором в сфере социальных услуг……………………………………………………………………..……….4
2. Проблема доверия людей государству и НПО…………………………....7-8
3. Политическое влияние НПО в современном мире, источники финансирования НПО в разных странах…………………………………..8-10
4. Роль НПО в сфере оказания специальных социальных услуг в Казахстане…………………………………………………………………...10-11
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы …………………………………………12
Введение
Сфера оказания социальных услуг в современном мире – одна из важнейших сфер жизни общества. Данная сфера развивается во всём мире с каждым днём и государственный аппарат, из-за огромного потока нуждающихся граждан, не способен предоставить в большом количестве качественный сервис людям. Чтобы решить данную проблему, в современном мире формируются неправительственные и частные организации, которые оказывают социальные услуги гражданам.
Существует очень много мнений об эффективности данных организаций. Помогают ли они в работе государственного аппарата или наоборот создают конкуренцию на рынке социальных услуг. Должно ли государство поддерживать и помогать данным организациям в развитии, или запрещать их деятельность. Сколько людей, столько и мнений. Но на сегодняшний день такая проблема есть, и данная тема очень актуальна.
Цель данной работы – анализ взаимодействия органов государственной власти с неправительственными организациями на рынке социальных услуг.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю развития отношений между государством и общественным сектором в сфере социальных услуг. Рассмотреть эффективность и проблемы развития отношений;
2) Рассмотреть данную сферу отношений с точки зрения граждан. Проблема доверия людей государству и НПО;
3) Рассмотреть вопрос политического влияния НПО в современном мире, а так же рассмотреть источники финансирования НПО в разных странах.
Объектом исследования данной работы является сфера оказания специальных социальных услуг.
Предмет аналитической записки – определить эффективность, проблемы и перспективность взаимодействия государственного сектора с неправительственными и частными организациями в сфере оказания социальных услуг.
История развития отношений между государством и общественным сектором в сфере социальных услуг
Неправительственные организации являются неотъемлемой частью такой важнейшей категории современной политической теории, как гражданское общество. Само понятие «гражданское общество» восходит к периоду античности. Оно было введено в научный оборот великим древнегреческим философом Аристотелем: «Перед тем как определить, что есть государство, следует прояснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское сообщество». Вместе с тем гражданское общество не есть лишь нечто отличное от государства, оно тесно связано с ним. Именно поэтому оно и образует естественный фундамент политической демократии, без которого последняя просто невозможна или неэффективна.
Развитие отношений в сфере оказания социальных услуг между государством и общественным сектором имеет свою длительную историю.
Можно выделить три основные фазы в развитии этих отношений:
- социокультурная;
- профессионально – бюрократическая;
- политико-экономическая.
На социокультурной фазе деятельность неправительственных организаций в обществе имеет стихийный, неконтролируемый характер, финансируется она преимущественно за счет благотворительности и собранных пожертвований.
В условиях профессионально-бюрократической фазы государство начинает оказывать поддержку деятельности НПО. Неправительственные учреждения по предоставлению услуг становятся похожи на учреждения государственного сектора, усиливается политическое влияние НПО. Государство и неправительственные организации сотрудничают, распределяя деятельность по предоставлению социальных услуг. Однако не все считают это правильным. Некоторые считают, что неправительственные организации, тесно сотрудничающие с государством и им финансируемые, начинают получать все меньше средств из других, в особенности частных, источников.
Политико-экономическая фаза в развитии отношений государства и общественного сектора характеризуется такими особенностями, как контрактность, конкуренция с частными представителями социальных услуг, усилением элементов рыночных отношений. Создается рынок социальных услуг, в котором на равных условиях могут конкурировать государственные, частные и неправительственные организации, предоставляющие услуги и соблюдающие регламент условий и стандартов оказания услуг.
Несмотря на всё это существуют и другие взгляды на роль государства в предоставлении социальных услуг.
Исторически так сложилось, что сфера предоставления социальных услуг не являлась задачей государства. Социальные услуги не были даже институциализированы, то есть в отличие от таких сфер как просвещение, здравоохранение, система социального страхования сфера оказания социальных услуг не имела отдельного института.
Вопрос взаимодействия государства с неправительственными организациями, а так же его роли в их развитии, очень спорный и сложный, поэтому имеет массу мнений по этому поводу. Рассмотрим основные из них.
Немецкий психолог Р. Вейсборд утверждает, что НПО возникают и функционируют как противовес государственным институтам. Он считает, что неправительственные организации создают конкуренцию государству в сфере оказания социальных услуг. Данная сфера должна предоставляться государством, а не организациями.
Американский политолог Г. Джонс оценивает эту конфронтацию с властью критически, утверждая, что неправительственные организации ставят под сомнения демократические принципы, то есть отражение воли большинства и деятельности избранного правительства.
В принципе обе точки зрения в чём-то схожи. Оба автора считают, что сфера оказания социальных услуг должна реализовываться государственным аппаратом, которого избрал народ законным путём. Они считают, что должна быть монополия на рынке социальных услуг и должна быть представлена государством. Неправительственные организации не должны вмешиваться в государственный аппарат. Авторы считают, что мотивом такого поведения является желание общественных деятелей увеличить своё политическое влияние. Но нельзя исключать, что гражданское общество, в лице неправительственных организаций, может оппонировать власти как хорошо, так и плохо. Рассмотрим данную точку зрения.
Во – первых, необходимо учитывать тот факт, что сфера оказания социальных услуг очень сложная и проблематичная. Неправительственные организации в этом плане применяют гибкую тактику и справляются с этой трудностью, быстро реагируя на нужды населения. С точки зрения немецкого астронома И. Боде существуют две формы гибкости неправительственных организаций.
1) Неправительственные организации умело сочетают ресурсы, предоставляемые обществом для решения социальных проблем, с индивидуальными потребностями отдельного человека
2) Неправительственные организации успешно функционируют в постоянно меняющихся условиях и находят решения адекватные ситуациям.
Во – вторых, сфера предоставления социальных услуг основывается на тех же принципах, что и деятельность неправительственных организаций - равенстве, взаимопомощи, участии. Эти принципы, несомненно, являются более важными и универсальными, нежели принципы, которыми руководствуются частные предприятия, например стремление к получению прибыли, или государственный сектор, мотив которого - обеспечить себе долгую политическую власть. Именно поэтому люди лучше слышат голос неправительственных организаций.
В – третьих, оказание социальных услуг – это помощь и забота о нуждах несчастных, беспомощных людей. Именно в эту область очень активно включаются добровольцы. Для добровольцев и спонсоров неправительственные организации вызывают больше доверия, чем частные предприятия или государственный сектор, поэтому неправительственные организации могут с большей вероятностью получить финансирование из дополнительного источника.
В – четвёртых, неправительственные организации возникают и функционируют по инициативе «снизу», они не понаслышке знакомы с проблемами потенциальных получателей услуг, поэтому лучше себе представляют пути и способы их решения.
В решении ключевых задач формирования гражданского общества значительную роль играют неправительственные организации, которые образуют так называемый третий сектор, что призвано подчеркнуть его значимость наряду с двумя другими, представляющими государство и чисто рыночные структуры.
Третий сектор образуется по принципу самоуправления, в результате активности граждан «снизу». Это довольно неопределенная категория и собирательное понятие, к которому относят независимые от государства общественные (неправительственные) объединения разных форм, создаваемые гражданами для реализации инициатив некоммерческого характера и направленные как на самореализацию, так и на достижение социальных изменений, значимых для общества в целом. Это ресурс общественности и общественной инициативы, под которой мы понимаем не только организационно-правовую форму (общественные организации, общественные движения и т.п.), но и те группы, в том числе и профессиональные, которые обеспечивают выполнение социально значимых функций.
Неправительственные организации являются важным институтом развитого гражданского общества. Развитость этого сектора в структурном, качественном отношениях — своего рода показатель развитости демократии как таковой в данном обществе, индикатор уровня социального развития, умонастроений, реальных прав, свобод и возможностей граждан.
НПО может быть учреждена только в тех организационно-правовых формах, которые определены законами каждой страны.
В США, например, существует 26 типов общественных организаций, начиная от ассоциаций предпринимателей до благотворительных организаций и частных клубов. Однако надо отметить, что, несмотря на такое многообразие, любая организация, входящая в эти 26 категорий, должна обладать следующими пятью основными характеристиками:
- иметь организационный статус, т.е. обладать определенной структурой и постоянством;
- быть неправительственной организацией, т.е. не входить в состав государственного аппарата;
- быть организацией, которая не имеет права на выплату доходов ее владельцам и руководителям, но обязана использовать их на цели организации;
- быть самоуправляемой, т.е. не подчиняться каким-либо другим ведомствам или организациям;
- работать на благо общества.
Прежде всего, чтобы анализировать сотрудничество государства и общественного сектора в сфере оказания социальных услуг, нужно отталкиваться не только от ценностных и идеологических аспектов, но и учитывать экономические и политические мотивы. В странах Западной Европы государство воздействует на общественный сектор через правовую базу. Оно определяет стандарты и устанавливает требования по оказанию социальных услуг, финансирует услуги, которые предоставляет НПО, контролируя их качество. Раньше НПО рассматривали с точки зрения их политической роли, но не как представителей сферы оказания социальных услуг.
На сегодняшний день всё изменилось, и политические стандарты заменяются экономическими. Ключевым вопросом становятся затраты на социальные услуги, возможность их уменьшения, поднимается проблема эффективности услуг.