Глава 1. правовое регулирование оценочной деятельности 1 страница

ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНИК

3-е издание, переработанное и дополненное

В.Е.Кацман, И.В.Косорукова, А.Ю.Родин, С.В.Харитонов

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области антикризисного управления

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Антикризисное управление"

и другим экономическим специальностям

ПРЕДИСЛОВИЕ

Более 10 лет тому назад мне предложили возглавить Академию оценки. Академия была достаточно популярным в то время учебным заведением для будущих оценщиков. Но само обучение проходило "на пальцах" - почти не было учебных пособий. Не вполне удачный перевод нескольких глав книги Ш.П. Пратта "Valuing a Business", который размножали для слушателей с помощью ксерокса, и еще перевод книги Фридмана и Ордуэйя (с моим предисловием) об оценке стоимости недвижимости - это все, чем мы располагали.

Первым делом я попытался наладить выпуск новых учебных пособий. В короткий срок были выпущены 8 книг, ориентированные на специфические российские условия оценки различных объектов: недвижимости, машин и оборудования, земельных ресурсов, транспортных средств и даже ювелирных изделий. Но что никак не удавалось сделать, так это подготовить учебные пособия по оценке нематериальных активов и, самое главное, по оценке стоимости бизнеса. Именно оценка стоимости бизнеса интегрировала в себе разные аспекты оценивания. Причина того, что, несмотря на все усилия, это никому в то время не удавалось сделать, была одна - отсутствие специалистов, "пропустивших через себя" непохожие на другие оценочные дисциплины методические условия оценки стоимости бизнеса и нематериальных активов. К тому времени кое-что уже появилось в печати по этой тематике. Но это были компилятивные неуклюжие публикации, ориентированные на обработку малоинформативных переводов зарубежных, главным образом американских, авторов, или монографии, названия которых звучали солидно (например, "Оценка стоимости бизнеса"), но на самом деле они представляли собой притянутые за уши, совковые по существу рассуждения относительно оценки эффективности инвестиций.

Сейчас появились весьма достойные издания как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные разным аспектам оценочной деятельности. Но вот что интересно: никто не посягнул на то, чтобы представить всю оценочную деятельность в целом. Это впервые удалось сделать коллективу авторов Московского финансово-промышленного университета "Синергия". Организатором публикации выступил коллектив кафедры Оценочной деятельности - один из немногих в нашей стране специализированных научно-педагогических коллективов. Большинство авторов огромного труда - молодые сотрудники этой кафедры. У них все впереди. Но вот что радует: сделанное ими уже можно только повторить - ведь они первыми среди специалистов по оценке собрали воедино ее разные аспекты и направления в данной сфере.

Честность в общении с читателем - вот что, по моему мнению, характеризует этот учебник. Именно правдивости в изложении материала не хватало другим авторам, лихо представлявшим

собственные фантазии на тему оценочной деятельности. Один из них везде где только можно, устно и печатно, утверждал, что переведенная под его редакцией работа по оценке представляет "наилучшую практику", хотя, как оказалось, данное словосочетание - неправильный перевод одного специального термина.

Эта книга попала в руки специалисту, хорошо знающему английский язык. Вот что он написал: "...неверно представлять буквальный перевод термина "best practices" как "наилучшая практика". Более точная передача смысла при сохранении оттенков, заложенных во множественном числе, требует...

переводить слово practices как "процедуры" ("наилучшие" либо "оптимальные")". Небольшая поправка, а смысл изменился. После этой ремарки тот автор перестал вешать лапшу на уши о "наилучшей практике" доверчивым слушателям и читателям.

Отмечу тот факт, что книга оснащена современным юридическим аппаратом. Это важно потому, что Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), принятый еще в середине 1990-х гг., игнорировал оценочную деятельность. В ГК РФ ни разу не упоминаются оценщики как участники экономических процессов. Лишь в самое последнее время делаются попытки уточнения ряда положений ГК РФ с учетом реально складывающихся экономических изменений, предвидеть которые, естественно, в начале 1990-х гг. не могли разработчики этого действительно системообразующего документа, сыгравшего исключительно важную роль в создании единого правового и экономического поля развития страны. Но и этот документ (ГК РФ) сейчас нуждается в улучшениях. Если их не провести, то реальное совершенствование законодательства будет как бы обходить стороной незыблемую "на века" конструкцию ГК РФ.

Она (конструкция) все в большей мере (без таких улучшений) будет превращаться в интересный памятник эпохе становления в России правового государства. И все в меньшей степени этот памятник (на то он и памятник) будет востребован реальной практикой организации экономических процессов.

Представляемое мною издание состоит из трех глав: первая посвящена характеристике общих основ оценки стоимости собственности; в гл. 2 изложены условия оценки активов (имущества); третья представляет направления оценки стоимости бизнеса и ценных бумаг с описанием в рамках отдельной главы особенностей определения стоимости кредитно-финансовых институтов.

Учебник охватывает широкий спектр проблем оценочной деятельности и некоторые нарастающие ее аспекты, например особенности оценки спортивных команд, трансферов профессиональных спортсменов, оценивание разнообразных медицинских учреждений, условия определения стоимости жилищно-коммунальных структур. Выпуск этого учебника - большое событие для российских оценщиков, и я рад, что причастен к нему.

Валерий Рутгайзер

Глава 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Правовое регулирование оценочной деятельности

В целях упорядочивания деятельности экспертов-оценщиков в Российской Федерации принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность. Широкое определение понятия оценочной деятельности подразумевает, что оценка представляет собой суждение кого-либо, обладающего специальными знаниями об объекте окружающей действительности <1>. Оценка в рамках Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ) (далее - Закон об оценочной деятельности) рассматривается в контексте установления суждения о стоимости объекта оценки. Оценочная деятельность как объект правового регулирования, являясь юридическим фактом <2>, также представляет собой и услугу оценщиков (независимых профессиональных экспертов).

--------------------------------

<1> Оценка (в философии) - отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.). Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны, учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности - необходимое условие правильной оценки этого действия.

<2> Юридический факт - это факт реальной действительности, с которым действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. См.: Гражданское право: в 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд. М.: WoltersKluwer, 2004. Т. 1. С. 431.

Под оценочной деятельностью в российском законодательстве понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Таким образом, деятельность, направленная на установление рыночной стоимости, осуществляемая не субъектами оценки, не входит в сферу его регулирования. Однако оценка, не соответствующая требованиям законодательства, не запрещена законом, что можно наблюдать на практике: инвестиционные, аналитические компании, другие юридические и физические лица, государственные органы определяют и анализируют стоимость отдельных видов имущества. Но такой отчет, составленный непрофессиональными оценщиками, не может иметь доказательственного значения.

Законодательство об оценочной деятельности в его настоящем виде является составной частью правовой системы России. Закон об оценочной деятельности является частью законодательства России и не имеет большей силы, чем другие законы и кодексы Российской Федерации, как это было до качественных изменений этого нормативного правового акта, принятых 24 июля 2007 г., а также всех последующих. Однако не стоит забывать о принципе правового регулирования, связанного с приоритетом специальных правовых норм над общими. Так, общие и специальные нормы права имеют один предмет регулирования, но применяются специальные нормы права <1>. Если кратко охарактеризовать систему российского законодательства, то наивысшей юридической силой будут обладать Конституция РФ и международные договоры, федеральные конституционные законы. Большей силой, чем законы, обладают кодексы (например ГК РФ), законы имеют большую силу, чем подзаконные нормативные правовые акты. Комментируемый Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков" <2>. Согласно этому Закону Российская Федерация вправе осуществлять меры по повышению капитализации банковских кредитных организаций, являющихся акционерными обществами, путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков. Нормы, установленные этим Законом, обладают большей юридической силой, чем Закон об оценочной деятельности. Обычно нормативные правовые акты одного уровня правовой системы имеют равную силу, однако вышеприведенный Закон по воле законодателей обладает большей юридической силой, чем Закон об оценочной деятельности.

--------------------------------

<1> См., например: Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.Б. Венгерова [Глава 13].

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 29. Ст. 3618.

Сфера правового регулирования

Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям (публичное имущество), физическим и юридическим лицам для целей совершения сделок с этим имуществом, а также для иных целей.

Для осуществления деятельности, связанной с имущественным оборотом на территории Российской Федерации, необходимо иметь статус физического или юридического лица. Юридические лица для осуществления своей деятельности обязаны пройти соответствующие законные процедуры для признания их статуса на территории Российской Федерации.

В российском законодательстве об оценочной деятельности, кроме того, установлено, что публичное имущество, а также имущество, принадлежащее физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность за рубежом, также попадает в сферу правового регулирования законодательства об оценочной деятельности.

Поправками к Закону об оценочной деятельности, принятыми за период 2002 - 2009 гг., расширена сфера правового регулирования данного Федерального закона. Если ранее сфера отношений, регулируемых законодательством об оценочной деятельности, ограничивалась целями совершения сделок с объектами оценки, то после внесения поправок в законодательство сфера оценочной деятельности была расширена и включила в себя не только определение стоимости для целей сделок с объектами оценки, но и для иных целей. Причем законодатель не привел исчерпывающего перечня целей оценки, регулируемых законодательством об оценочной деятельности, установив, таким образом, диспозитивный характер этой нормы. Диспозитивный характер данной нормы означает, что субъекты оценочной деятельности свободны в привлечении оценочной экспертизы для любых целей в отношении

объектов оценки, кроме тех целей, для которых законодательством предусмотрен иной порядок оценки имущества.

Таким образом, новые поправки к законодательству об оценочной деятельности расширили сферу регулирования с позиции регулирования стоимости объектов оценки в рамках гражданско-правового регулирования сделок до распространения законодательства об оценочной деятельности на иные, в том числе и на публично-правовые сферы.

Право на оценку

Собственник объекта оценки имеет право на оценку принадлежащего ему объекта. Данное право является безусловным, результаты оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского отчета и отчетности. Характерно, что безусловное право на оценку объекта оценки имеют лишь собственники данного объекта. У перечисленных выше участников правоотношений также имеется безусловное право на повторную оценку и на обжалование заинтересованными лицами результатов проведения оценки. Однако несобственникам объектов не запрещено проведение оценки, если такая оценка не будет противоречить законодательству.

Понятие рыночной стоимости

Фундаментальной категорией законодательства об оценочной деятельности является категория рыночной стоимости. В ст. 3 Закона об оценочной деятельности рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 7 Закона об оценочной деятельности в случаях проведения обязательной оценки (если в нормативно-правовых актах содержится требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки) либо если в договоре об оценке не определен конкретный вид определяемой стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Это положение Закона является одним из принципов оценочной деятельности и устанавливает предположение об установлении рыночной стоимости, если в договоре об оценке не указано иное.

Также предположение об установлении рыночной стоимости объектов оценки подлежит применению в случае нормативно-правового использования не предусмотренных Законом об оценочной деятельности или стандартами оценки, обязательными к применению, терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, например, таких как "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и т.д.

Категория рыночной стоимости напрямую связана с категорией рыночной экономики. Рыночная экономика - это хозяйство, предполагающее удовлетворение потребностей посредством обмена. Принятие решений является прерогативой самостоятельных экономических субъектов <1>. Основы рыночной экономики заложены в ст. ст. 8, 35, 36 Конституции РФ. Рыночная экономика предполагает наличие определенной степени саморегуляции. Таким образом, в какой-то степени рынок может быть определен как сфера гражданско-правового оборота, в которой субъекты обладают свободой воли и вся система отношений обладает определенной степенью саморегуляции. Поэтому одно из принципиальнейших экономических явлений - явление стоимости определяется саморегулированием экономической системы, а не императивом одного лица или властного органа. Оценщик, определяя рыночную стоимость, выражает свое суждение о вероятной расчетной сумме, на которую объект оценки может быть обменен. Оценщик по общему правилу не устанавливает рыночную, не диктует собственнику ту расчетную сумму, цену, которую он должен назначить для своей собственности, а лишь

высказывает суждение о предполагаемой ее величине в данных условиях.

--------------------------------

<1> Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. М., 1999. С. 317.

Это положение связано с категорией свободы договора, закрепленной в ст. 421 ГК РФ. Так, данная норма в п. 4 закрепляет, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание или существенное условие предписано законами или иными нормативно-правовыми актами. Так, согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора купли-продажи оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев применения цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Свобода договора в отношениях свободы определения цены сделки в большинстве видов сделок в российской правовой системе составляет основу формирования рыночных отношений и является базой для определения рыночной стоимости в работе экспертов-оценщиков. В затратном, сравнительном и доходном подходах к оценке для определения рыночной стоимости эксперт-оценщик использует информацию о заключенных на рынке сделках с имуществом, которая необходима для суждения о рыночной или иной стоимости объекта оценки.

Таким образом, само существование рыночной стоимости обязано свободе установления цены сделок в сфере гражданско-правовых отношений. Действия эксперта-оценщика по определению рыночной или иной стоимости в случае, если результат его суждения о стоимости всегда был бы обязателен для совершения сделок со всеми объектами собственности, искоренили бы саму суть оценочной деятельности, так как лишили бы базу суждения оценщика о стоимости объекта оценки, определенную из индикативов стоимости, установленной свободы установления цены сторонами договора. Таким образом, можно определить оценочную деятельность как деятельность по выражению суждения о стоимости имущества в отдельных случаях по волеизъявлению стороны, заказавшей или потребовавшей оценку, и только в отдельных случаях суждение о стоимости может быть обязательным для заключения сделки по установленной оценщиком цене.

Статья 7 Закона об оценочной деятельности устанавливает презумпцию установления рыночной стоимости объекта оценки. Предположение об установлении рыночной стоимости справедливо, если в законе или ином нормативно-правовом акте содержится требование об обязательном проведении оценки, или в договоре не определен вид стоимости объекта оценки, или использованы термины, не предусмотренные стандартами оценки или Законом об оценочной деятельности, в том числе термины "разумная стоимость", "действительная стоимость", "реальная стоимость" и т.д. Такое положение справедливо при адаптации международных и других необязательных к применению в Российской Федерации стандартов оценки, в которых есть упоминание вышеизложенных терминов. Кроме того, данное положение предоставляет свободу применения услуг независимых оценщиков.

Так, например, в случае отсутствия в договоре условия цены согласно гражданскому законодательству такой договор может быть оплачен исходя из цены, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги. Здесь, по мнению автора, в качестве обоснования цены возможен отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости предмета договора. Понятие рыночной стоимости, по мнению автора, недостаточно раскрыто в отечественных нормативно-правовых документах по оценочной деятельности.

Так, например, многие зарубежные и международные стандарты оценки разъясняют, что дата отчета об определении рыночной стоимости не может быть ранее чем дата оценки <1>. Данный факт связан с тем, что деятельность оценщика по определению данного вида стоимости основывается на анализе уже сложившейся рыночной конъюнктуры на дату оценки, что позволяет определять рыночную стоимость обоснованно.

--------------------------------

<1> См., например, Микерин Г.И., Павлов Н.В. Международные стандарты оценки. М.: Интерреклама, 2003.

Субъекты оценочной деятельности как лица, деятельность которых регулируется законодательством об оценочной деятельности.

Оценщики и заказчики как субъекты оценки

Оценщиками являются только физические лица, занимающиеся профессиональной практикой

индивидуально либо заключившие трудовой договор с юридическим лицом. При этом Закон не устанавливает требования оценщикам регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако такое требование может вытекать из положений ГК РФ в связи с недоработкой норм о статусе оценщика в новой редакции Закона. Формально деятельность оценщика, занимающегося частной практикой, подпадает под требования ст. 2 ГК РФ, и, соответственно, к нему могут быть применены требования ст. 23 ГК РФ. Правовое положение предпринимателя без образования юридического лица регулируется ст. ст. 23 - 25 ГК РФ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, и, в случае признания его банкротом, требования кредиторов удовлетворяются за счет этого имущества, за исключением того имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если эта деятельность причинила крупный ущерб либо сопряжена с извлечением дохода в крупном размере, является основанием для привлечения гражданина к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) <1>. Таким образом, оценщик как субъект оценочной деятельности обладает следующими признаками.

--------------------------------

<1> Подробно об этом составе преступления см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1999. С. 398.

1. Оказывает услуги по оценке. Оценщики оценивают имущество в форме услуги, предоставляемой заказчику (потребителю). Возмездное оказание услуг как вид гражданских правоотношений регулируется гл. 39 ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить услуги <2>.

--------------------------------

<2> См. ст. 779 ГК РФ.

2. Оценщик должен быть независимым. Раскрытие категории независимости оценщика дано в ст. 16 Закона об оценочной деятельности. Согласно п. 14 Стандартов оценки, обязательных к применению, оценка может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если оценщик не отвечает требованию независимости, он обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

3. Оценщик должен являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) его профессии, уплачивать взносы, установленные этой СРО, и сообщать информацию заказчику о членстве в этой организации, а также (по желанию заказчика) выписку из реестра членов своей СРО. Детализирован список законов и иных нормативных правовых актов (НПА), которые должен соблюдать оценщик. Помимо общегосударственных НПА это федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является, правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков. Очевидно, что деловая и профессиональная этика является для оценщика столь же обязательной, как и стандарты СРО, членом которой он состоит. Скорее всего, используя правила деловой этики, СРО сможет устанавливать минимальные тарифы на оценку и обязанность оценщиков их соблюдать. На оценщика возложена обязанность сообщать о невозможности проведения им объективной оценки либо заказчику, либо своему работодателю. Вероятно, законодатель имел в виду случаи индивидуальной или наемной практики оценщика, хотя статья допускает неоднозначное толкование, которое позволяет говорить о том, что оценщик может сообщить контрагенту (заказчику) о невозможности приведения объективной оценки минуя своего работодателя. В случае наступления оснований ответственности оценщика оценщик не может сослаться на отношения подчинения со своим работодателем, поэтому несет ответственность за неисполнение этой обязанности. Оценщик должен сообщать СРО о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, и о его соответствии требованиям Закона. Также оценщик обязан информировать обо всех изменениях, связанных с его работодателем, касающихся существенных вопросов регулирования оценочной деятельности. Новой

редакцией введены требования к обязанностям юридического лица - работодателя оценщика: иметь в штате двух оценщиков, обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки; сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки; заключать договор обязательного страхования ответственности оценщика. Так же как оценщик, работодатель обязан не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки; предоставлять саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной конфиденциальной информации. Последняя обязанность может исключить возможность контроля за оценкой со стороны СРО. Указанное юридическое лицо, так же как оценщик, обязано предоставлять копии отчетов уполномоченным государственным органам по их требованию.

4. Гражданская ответственность оценщика должна быть застрахована. Новой редакцией Закона введены подробные предписания к страхованию гражданской ответственности оценщиков. Объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения им ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения им требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба.

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности. Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации. Страховой тариф по договору обязательного страхования ответственности может определяться страховщиками в зависимости от стажа осуществления оценочной деятельности оценщиком, количества предыдущих страховых случаев

Наши рекомендации