Если СФ отклоняет принятый Думой закон, то
по Конституции РФ:
• 1-й вариант – создается согласительная комиссия (по инициативе СФ или ГД), после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой
• 2-й вариант – Дума голосует за закон в прежней редакции, но требуется квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от общего числа депутатов)
по Регламенту ГД
• 3-й вариант – закон снимается с повторного рассмотрения и Дума вообще отказывается от него или возвращает к 1-му чтению
8 стадия: Подписания/отклонение и обнародование закона Президентом.
• Одобренный СФ закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ:
Ø Советом Федерации (в т.ч. при «молчаливом одобрении»)
Ø Госдумой, преодолевшей «вето» Совета Федерации
• В течение 14 дней Президент принимает решение: подписать или отклонить закон
• Если подписывает, то обнародует (доводит с помощью средств массовой коммуникации до всеобщего сведения. Главным образом – публикует)
• Если отклоняет – отправляет в ГД с мотивированным заключением (копия в СФ)
• Может принять также решение возвратить закон, если была нарушена процедура его принятия (пост. КС РФ от 22 апреля 1996 г.). Это не считается отклонением, но ГД обязана вновь принять такой закон и вновь передать его в СФ
Порядок формирования Правительства РФ. Структура и состав Правительства. Порядок работы Правительства.
Премьера назначает Президент с согласия Думы. Две недели дается после инаугурации или отставки правительства, неделя – после отклонения кандидатуры Думой. Все празднично, все весело, все всем известно под названием «игра в одни ворота»: предлагать можно одну и ту же кандидатуру. Президент ничем фактически не ограничен – так сказал КС РФ 11.12.98 № 28-П.
Далее у премьера есть неделя на то, чтобы придумать структуру и состав.
Структура сейчас проста: премьер, вице-премьеры (8), федеральные министры (23).
Состав интереснее: Абызов (человек, которому даже министерства ради приличия не придумали, работает, словно он на Альбионе, министром без портфеля) и ещё 22 министерства:
· Развития Дальнего Востока
· Природных ресурсов и экологии
· МВД
· Минюст
· По делам Северного Кавказа
· МИД
· Минобрнауки
· Минпромторг
· Минкульт
· Строительства и ЖКХ
· Минспорт
· Связи и массовых коммуникаций
· Энергетики
· МЧС
· По делам Крыма
· Минфин
· Минздрав
· Минтранс
· Минсельхоз
· Труда и соцзащиты
· МЭР
· Минобороны
Честно говоря, что сказать о порядке работы Правительства – я не знаю, буду рад feedback’у с более конкретной формулировкой вопроса, так как под порядком работы может пониматься все что угодно.
Конституционные основы системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Основы взаимоотношений федеральных и региональных органов исполнительной власти. Президент и высшие должностные лица (руководители органов исполнительной власти) субъектов РФ.
Конст. основы системы ОГВ субъектов РФ содержатся в ст.ст. Конституии РФ: 72 (совместное ведение), 73 (ведение субъектов РФ), 76 (порядок правового регулирования), 77 (системы ОГВ субъектов создаются самостоятельно, с учетом общих принципов, заложенных на федеральном уровне; в пределах ведения федерации и совместного ведения ОГВ образуют единую структуру с ФОИВ), 78 (передача полномочий по соглашению). Это же, по сути, и является основами взаимоотношений ФОИВ и РОИВ.
Что же касается последнего вопроса, то тут уместно вспомнить ст. 85 Конституции РФ (согласительные процедуры, приостановление действия актов РОИВ). В остальном последние изменения законодательства в значительной мере изменили характер правоотношений между президентом и высшими должностными лицами субъектов. Впрочем, осталась ст. 19 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», позволяющая президенту отрешить ВДЛ субъекта в случае выражения тому недоверия региональным парламентом (двумя третями от всего состава, инициатива же должна быть поддержана третью). Кстати, это не единственное основание – есть ещё утрата доверия (коррупция, конфликт интересов, счета в иностранных банках, владение или пользование иностранными финансовыми инструментами в предвыборный период).
36. Особенности и конституционно-правовые проблемы статуса Президента РФ. Принципы и порядок наделения полномочиями Президента РФ. Администрация Президента РФ.
Особенности и конституционно-правовые проблемы статуса Президента РФ – это именно то, за что РФ называют суперпрезидентской республикой. Мало того, что он избирается на шесть лет (ст. 81 КРФ; вот вам первая особенность – один из наиболее продолжительных сроков полномочий), так ещё и неограниченное количество сроков (только бы не более двух подряд, разумеется), третье особенность (ст. 83) – полный контроль над Правительством. От выбора кандидатуры Председателя (при выборе которой он может пренебречь мнением Федерального Собрания от слова «совсем») и назначения его замов и федеральных министров «по предложению Председателя», до отправления Правительства в отставку. Какой парламентский контроль, какая роль ГосДумы – все это может быть смело отнесено к разряду ненаучной фантастики; четвертая особенность, как говорил Сэмюель Л. Джексон, в том, что «все суды в его власти», даже КС и ВС, кандидатов куда предлагает членами СФ именно Президент. К этому добавляется карт-бланш на роспуск ГД РФ (ст. 84). Вишенкой на торте ко всему вышесказанному идет довольно непростой порядок отрешения Президента от должности (ст. 93).
Принципы и порядок наделения полномочиями Президента РФ – вопрос по сути о выборах президента. Все коротко и по существу изложено в ст. 81 (избирается на принципах всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на 6 лет не более двух сроков подряд; не моложе 35-ти, живет в РФ не менее 10 лет). Можно к этому присовокупить ст.ст. 82 (присяга), 91 (неприкосновенность) и 92 (течение срока полномочий от присяги до присяги или до отставки, отрешения или стойкого нездоровья).
Администрация Президента РФ – упомянутый в Конституции орган, формируемый Президентом РФ и осуществляющий свою деятельность на основе Указа Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490. Указ довольно длинный и бессодержательный, как и описание структуры АП, которое можно найти на Википедии, если кому это интересно (вряд ли это будет требоваться при ответе). Для описания данного органа достаточно сказать (с точки зрения юриста, а не политолога), что он формируется в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства. Остальное – детали. Значительные, но детали. Их я бы не советовал запоминать, т.к. их всегда можно вывести из этой основной цели простой дедукцией («обеспечивает реализацию полномочий главы государства – значит, контролирует исполнение решений главы государства – значит, взаимодействует с органами власти: СФ, ГД, ФОИВ, судами, Генпрокуратурой, СК» и т.д.). Ваши рассуждения вряд ли выйдут за рамки того карт-бланша, который дает АП Указ Президента РФ от 06.04.04.