Болгария при князе Борисе I
Крещение Болгарии, создание славянской письменности и формирование в стране новой христианской духовной культуры стали главными событиями болгарской истории второй половины IX — первой четверти X в. Путь Болгарии к христианству был длительным. Признанная Византией еще в 681 г., Болгария приняла новую религию лишь почти два века спустя, при хане Борисе I (852—889). Болгарский хан, решив ввести в стране новую веру, должен был справиться одновременно с двумя сложнейшими задачами: решить, принудительно или добровольно крестить свой народ, найти достойное место для Болгарии в ряду христианских государств. Для христианских Европы и Византии языческая Болгария не являлась полноправным партнером.
К середине IX в. в Европе сложилась достаточно устойчивая церковно-политическая ситуация, которая, однако, не исключала
возникновения разного рода конфликтов между Римским Папой и Константинопольским патриархом.
Хан Борис, решившийся окрестить Болгарию, — личность, несомненно, яркая и драматичная. Язычник Борис и христианин Борис (в крещении Михаил) — это одно и то же лицо. Смиренный монах и разгневанный правитель, приказавший уничтожить не только 52 участника языческого бунта, но и все их семьи от мала до велика, а также повелевший ослепить собственного сына за измену христианству, — это тоже Борис I.
Поиски своего места в иерархии христианских европейских государств Болгария начала с помощью оружия. Однако Бориса преследовали военные неудачи. Вскоре после вступления на престол он в союзе с Великой Моравией начал войну против немецкого короля Людовика, но потерпел поражение. Неудача постигла его и в борьбе с Византией в 855—856 гг. Болгария потеряла тогда область Загоры и Филиппополь. Не помог в борьбе с Византией и союз с Людовиком Немецким — Борис снова потерпел поражение. Византия же обусловила заключение мирного договора принятием христианства от Константинополя. Почему болгарский правитель принял решение о крещении? Возможно, под влиянием военных неудач, а также благодаря предложению Византии вернуть в этом случае Болгарии ряд отторгнутых у нее областей. Возможно, возобладало желание вписаться в христианскую общность европейских народов.
В начале 864 г. хан Борис был окрещен вместе с семьей и ближайшими сановниками в своем дворце в обстановке полной секретности священниками, прибывшими из Византии. Этот акт не был публичным. Народ в целом не понимал и не принимал новую религию. Не замедлил подняться мощный языческий бунт, тотчас же жестоко подавленный Борисом. Став духовным сыном византийского императора Михаила III, болгарский хан принял титул князя и христианское имя Михаил.
Справившись с антихристианским движением, правитель Болгарии тем не менее был еще очень далек от заветной цели — добиться для Болгарии самостоятельной церковной организации. Предстояла длительная борьба за ее достижение. Борис искусно лавировал между двумя могущественными христианскими центрами — Римом и Константинополем. Стремясь получить необходимые разъяснения относительно положения болгарской церкви, он отправляет послания в разные христианские центры. Константинопольский патриарх Фотий в ответ на вопросы болгарского князя прислал морально-этическое послание, в котором ни словом не обмолвился о статусе болгарской церкви. Он наставлял Бориса в том, что глава государства обязан заботиться не только
о своем спасении, но и о вверенном ему народе, руководить им и вести к совершенству.
Тогда Борис решил обратиться по другим адресам. Болгарские посольства были отправлены в Регенсбург к Людовику Немецкому, а также в Рим к Папе Римскому (866). Папа откликнулся объемным посланием, прислав 106 ответов на вопросы болгар. Судя по этим ответам, болгарского князя более всего интересовали проблемы учреждения в Болгарии патриархии и процедура рукоположения патриарха. Борис просил разъяснить основы новой религии, прислать богослужебные книги и проповедников. Папа писал, что Болгарии пока подобает иметь епископа, а не патриарха. После рукоположения епископа можно избрать архиепископа, а уж затем и патриарха, рукоположить которого может более высокий церковный чин, то есть кто-то из уже существующих патриархов. Глава Римской церкви подробно наставлял болгар, каких патриархов следует считать истинными. При этом он не преминул подчеркнуть, что Константинопольская церковь не является апостольской и создана лишь по благоволению светских властей, в то время как Римская церковь освящена апостолами Петром и Павлом. Таким образом, новообращенные болгары были вовлечены в пучину длительной распри между Римом и Константинополем.
В 867 г. умер папа Николай I. В том же году был низложен с патриаршего престола Фотий. Борису пришлось иметь дело с новыми партнерами по переговорам. Болгарское посольство отправилось в Рим к новому папе с просьбой рукоположить архиепископом Болгарии выдвинутого болгарами кандидата. Папа же настаивал на своей кандидатуре. История с определением статуса болгарской церкви завершилась на Константинопольском Вселенском соборе 869—870 гг., где болгарская церковь была передана под верховенство Константинопольской патриархии. Ее возглавил рукоположенный Константинопольским патриархом архиепископ.