Формы правления государства
Форма правления (в общем виде) - организация высших ОГВ, их структура, порядок образования, компетенция.
Форма правления – совокупность способов организации верховной гос. власти и её распределение м/у центральными органами гос-ва, определяющими и характеризующиеся степенью участия народа в формировании этих органов (Баранов). Форма правления показывает, как организована верховная власть, кому и на каких началах она принадлежит, допущен ли народ к формированию гос. органов.
Основные формы правления:
1. монархия – вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который выполняет функции главы государства, законодательной, и во многом исполнительной власти, занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Формы монархии:
1. абсолютная (неограниченная) – некоторые монархии Среднего Востока – Саудовская Аравия.
Основной признак - отсутствие каких-либо ГО, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.
2. ограниченная (конституционная) – высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами
а) дуалистическая(ОАЭ, Монако, Австро-Венгрия в 19-20 веке) – власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.
Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и права абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха. формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента.
б) парламентарная (Великобритания, Испания) конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет представительскую или церемониальную роль. Правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним. Лидер партии - становится главой правительства. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом.
Конституция формально относит к компетенции монарха широкий круг вопросов, но он не вправе решать их самостоятельно.
Существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства.
В современных условиях есть нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через промежуток времени. В ОАЭ выборы монарха проводят раз в 5 лет.
Сословно-представительная монархия - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Складывается в условиях политической централизации. Различные сословия представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты. Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты и т.п.)
2. республика – форма правления, в ктрой органы верховной гос. власти, формируются на основе принципов срочности, выборности и сменяемости.
Классификация:
4) президентские – США. Президент является и Главой государства и Главой исполнительной власти. Действует жёсткая модель разделения властей. Парламент может отстранить Президента от должности. Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.
5) парламентарные - Италия, Германия. Исполнительная власть формируется Парламентом. Правительство подотчётно Парламенту. Глава государства – Президент по поручению Парламента.
6) смешанные - полномочия по формированию Правительства и контролю его действий в той или иной степени разделяются между Президентом и Парламентом.