Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
Содержание
Введение
Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
1.1. Деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации
1.2. Сущность и функции ПФРФ
Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития
2.1 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
2.2 Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда
2.3 Источники доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации .
3. Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ
3.1 Анализ доходов и расходов бюджета фонда
3.2 Планирование развития пенсионной системы
Заключение
Библиографический список
Введение
Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации. Происходит формирование новых институтов: базовых пенсий, пенсионного страхования, накопительных и профессиональных пенсий. Это влечет за собой изменение параметров и структуры пенсионной системы, содержания правоотношений и требует создания новых финансовых и организационных механизмов. В правовом регулировании трансформируется соотношение публичного и частного начал применительно к вопросам собственности, пенсионных накоплений приобретения и реализации пенсионных, прав, а также деятельности расширяющегося круга субъектов. В этих условиях необходимо повышенное внимание к международным стандартам, соблюдение которых является обязательством России, а также позитивному опыту иностранных государств.
На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макроэкономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъективные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физическими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ). Формы и методы взаимодействия между участниками системы пенсионного страхования зависят от многочисленных факторов, определяющих их развитие. В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание самых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется реформирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса. При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования - поддержание покупательной способности пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного экономического и социального развития. В настоящее время в России размер пенсий, в том числе, и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности. Все эти факторы усиливали потребность реформирования пенсионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.
Сегодня облик пенсионной системы России постепенно меняется: развивается рынок дополнительного пенсионного обеспечения, преображается сектор государственных пенсий. В 2002 г. была осуществлена персонификация накоплений работающего населения страны, в 2003 г. граждане России получили право выбора управляющей компании, 2004 г . — негосударственного пенсионного фонда. Предоставление гражданам возможности влиять па размер своей пенсии путем управления ее накопительной частью является наиболее существенным моментом проводимой реформы. Впервые населению предложено разделить с государством ответственность за свое будущее. Аксиомой новой пенсионной системы России является следующее утверждение: благосостояние старости - личная проблема каждого человека. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии. Размеры страховой и накопительной частей формируют личные заработки граждан. Чем выше официальный заработок у человека, тем больше он накопит средств на свою будущую пенсию.
У граждан, выходящих на пенсию после 2012 года, пенсии будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Именно накопительную часть пенсии, которая начала формироваться у данной категории граждан с 2002 года, люди сумеют проинвестировать.
Целью работы является анализ современной пенсионной системы РФ и направлений ее реформирования.
В первой главе освещаются теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.
Вторая глава звучит как «Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития»
Третья глава содержит формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
Пенсионный фонд — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный прежде всего на выплату пенсий.
Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция РФ; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В России установлены следующие виды трудовых пенсий:
по возрасту;
по инвалидности;
по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
мужчины, достигшие возраста 60 лет;
женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: 1) за выслугу лет; 2) по возрасту; 3) по инвалидности; 4) социальная пенсия. Пенсии федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет устанавливаются в размере 45% их среднемесячного заработка за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка, при этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего. Если размеры пенсий государственным служащим более или менее понятны, то расчеты размеров трудовых пенсий довольно сложны, непонятны народу, запутанны. Надо полагать, ни в одной стране мира нет таких запутанных расчетов трудовых пенсий, как в России. Эти сложные расчеты внесло в Федеральное Собрание правительство М. Касьянова и лоббированием в Федеральном Собрании добилось их утверждения. Разве справедливо, что сейчас профессор получает пенсию на уровне уборщицы, вахтера? Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни. Пенсионный фонд РФ образован с 1 января 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ). Этот фонд является финансово-кредитным учреждением и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и утвержденным Правительством РФ Положением.
Согласно ст. 2 Положения о Пенсионном фонде денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения и осуществляет следующие основные функция: целевой сбор от плательщиков страховых взносов и аккумуляцию средств, необходимых для выплаты государственных пенсий и пособий на детей; организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;
индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда. Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001 г. № 9 признал, что Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречит Конституции РФ. Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ РФ входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ РФ, а также управляющие отделениями ПФ РФ.
Организации начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд в процентах от заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров, один раз в месяц и в сроки, установленные для получения заработной платы.
Организации и предприятия инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ. При недостатке поступлений средств в Пенсионный фонд Банк России может предоставить кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года. Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
В обязанности Правительства РФ входит выделение для Пенсионного фонда РФ валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники. На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.
Средства Пенсионного фонда РФ используются: на выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
на оказание материальной помощи престарелым и не трудоспособным гражданам;
на выплату пособий на погребение получателям пенсий;
на финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;
на прочие расходы.
Размеры поступлений средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда, который утверждается в форме закона Федеральным Собранием РФ.
Таблица 1