Государственное устройство. По Конституции, принятой парламентом 21 ноября 1991 г
По Конституции, принятой парламентом 21 ноября 1991 г. и одобренной всенародным референдумом 8 декабря 1991 г., Румыния - национальное, унитарное, правовое, демократическое и социальное государство.
В административном отношении территория разделена на коммуны, города и уезды. На основании закона некоторые города могут быть объявлены муниципиями.
По форме правления Румыния - смешанная (парламентско-президентская) республика. Политический режим - демократия в процессе становления.
Законодательную власть осуществляет Парламент, состоящий из Палаты депутатов и Сената, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права сроком на 4 года.
Палата депутатов и Сенат проводят свою работу на отдельных и совместных заседаниях. На совместные заседания они собираются, чтобы: а) получить послание Президента Румынии; б) утвердить государственный бюджет и бюджет государственного социального обеспечения; в) объявить общую или частичную мобилизацию; г) объявить состояние войны; д) отменить или прекратить военные действия; е) рассмотреть отчет Высшего совета обороны страны и Счетной палаты; ж) назначать, по предложению Президента Румынии, директора Румынской службы информации и осуществлять контроль над этой службой; з) выполнять другие обязанности, которые, соответственно Конституции или регламенту, осуществляются на общих заседаниях.
Законодательная инициатива принадлежит Правительству, депутатам, сенаторам, а также по меньшей мере 250 тыс. граждан с правом голоса.
Органические законы и постановления о регламенте палат принимаются большинством голосов членов каждой палаты. Обыкновенные законы и постановления принимаются голосами большинства присутствующих членов каждой палаты. Принятые одной палатой законопроекты или законодательные предложения передаются другой палате Парламента. Если последняя отклоняет законопроект (законодательную инициативу), он возвращается для нового обсуждения принявшей его палате. Второе отклонение окончательно. Принятый закон передается Президенту Румынии для промульгации, которая осуществляется в двадцатидневный срок. До утверждения Президент может один раз потребовать пересмотра закона Парламентом.
Глава государства - Президент, избираемый на 4-летний срок непосредственно гражданами (с правом переизбрания только на один новый срок). Он представляет румынское государство и является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Президент Румынии следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием государственных органов. В этих целях он наделен правом посредничества между властями государства, а также между государством и обществом.
Президент назначает кандидата на должность Премьер-министра и весь состав Правительства на основе вотума доверия Парламента. В случае изменения состава Правительства или объявления вакантных постов Президент отзывает от должности и назначает, по предложению Премьер-министра, других членов Правительства.
Президент может принимать участие в заседаниях Правительства, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся внешней политики, обороны страны, обеспечения общественного порядка, а также по просьбе Премьер-министра и в других случаях. Президент председательствует на таких заседаниях.
После консультации с председателями обеих палат и лидерами парламентских групп Президент Румынии может распустить Парламент, если он не оказывает вотума доверия сформированному Правительству в течение 60 дней спустя после первой просьбы о мандате и после отклонения по меньшей мере двух просьб. В течение одного года Парламент может быть распущен только один раз. Парламент нельзя распустить в период последних шести месяцев мандата Президента Румынии, а также во время осадного или чрезвычайного положения.
Президент Румынии после консультации с Парламентом может поставить перед народом вопрос о необходимости путем референдума выразить свою волю относительно проблем, представляющих национальный интерес.
В области внешней политики Президент заключает от имени Румынии международные договоры, по которым Правительство вело переговоры, и выносит их на ратификацию Парламента в течение 60 дней. По предложению Правительства он аккредитует и отзывает дипломатических представителей Румынии; одобряет создание, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий.
Президент Румынии является главнокомандующим вооруженными силами и занимает должность председателя Высшего совета обороны страны, имеет право вводить, согласно закону, осадное или чрезвычайное положение по всей стране или в ряде местностей (с последующим одобрением этой меры Парламентом).
Президент выполняет и другие обычные обязанности главы государства: присваивает награды, почетные и высшие воинские звания, осуществляет помилование и т.д.
Выполняя свои обязанности, Президент издает декреты. Если они касаются полномочий, осуществляемых Президентом по предложению или по согласованию с Правительством, такие декреты должны быть контрасигнованы (скреплены подписью) Премьер-министром.
Высший административный орган в Румынии - Правительство, ответственное перед Парламентом. Согласно программе своей деятельности, одобренной Парламентом, оно обеспечивает реализацию внутренней и внешней политики страны и осуществляет общее управление государственной администрацией.
Правительство состоит из Премьер-министра, министров и других его членов, установленных органическим законом. Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов при соблюдении возложенных на них обязанностей. Он представляет также Палате депутатов или Сенату отчеты и заявления о политике Правительства.
Президент Румынии назначает кандидата на должность Премьер-министра после консультации с партией, пользующейся большинством в Парламенте, а если подобного большинства не существует, - с партиями, представленными в Парламенте. Кандидату на должность Премьер-министра после его назначения на этот пост Парламент предоставляет 10-дневный срок для разработки программы деятельности Правительства и формирования состава кабинета. Программа Правительства и список с именами его членов обсуждаются Палатой депутатов и Сенатом на совместном заседании. Парламент оказывает доверие Правительству голосами большинства депутатов и сенаторов.
Правительство организует исполнение законов и издает ордонансы (в силу специального закона) о полномочиях в пределах и условиях, предусмотренных им, либо в срочном порядке.
Правительство несет политическую ответственность перед Парламентом за свою деятельность. Каждый его член (солидарно с другими) несет указанную ответственность за деятельность Правительства и его акты. Правительство и каждый его член обязаны отвечать на вопросы или интерпелляции, сформулированные депутатами или сенаторами. Палата депутатов и Сенат могут потребовать на совместном заседании отставки Правительства путем вотума недоверия, принятого большинством голосов депутатов и сенаторов.
Правительство может взять на себя ответственность перед Палатой депутатов и Сенатом (на их совместном заседании) в связи с программой, заявлением о генеральной политике или определенным законопроектом. Если в течение трех дней ему не будет вынесен вотум недоверия, представленный законопроект считается принятым, а его программа или заявление о генеральной политике становятся для Правительства обязательными.
Правовая система
Общая характеристика
Румыния входит в романо-германскую правовую семью. В силу родственности языка румынское право с момента создания независимого государства в начале XIX в. тяготело к романской правовой культуре.
В то же время географическое положение Румынии определило ее историческую связь с византийским правовым наследием. На протяжении веков на значительной части территории нынешней Румынии действовало византийское право, представлявшее собой переработку классического римского права в феодальном и отчасти религиозном духе. Наметившийся в XVIII в. в Валахии процесс возрождения византийского права был прерван в начале XIX в. рецепцией сначала австрийского, а затем французского права.
Большинство основных отраслей права было кодифицировано во второй половине XIX в.; некоторые кодексы этого периода все еще частично действуют.
В 1950-1980 гг. румынская правовая система, сохраняя прочную связь с романо-германским правом, входила в социалистическую правовую семью.
В 1990-е гг. правовая система Румынии была в значительной мере обновлена в соответствии с принципами и нормами демократической Конституции 1991 г. Однако несмотря на формальное безоговорочное возращение Румынии в романо-германскую правовую семью, современный менталитет румын весьма далек от западноевропейского. Их поведение нередко определяется не предписаниями новых демократических законов, а стереотипами, унаследованными от недавнего тоталитарного прошлого.
Источниками права в Румынии являются законодательные и другие нормативные акты, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного суда. Иерархия нормативных актов включает Конституцию, конституционные, органические или обыкновенные законы, декреты Президента, ордонансы и решения Правительства, приказы и инструкции министерств, акты местных органов власти и самоуправления.
Конституционными законами осуществляется пересмотр Конституции. Органические законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией; ими, в частности, регламентируются: избирательная система; организация и порядок работы политических партий; организация и проведение референдума; организация Правительства; режим осадного или чрезвычайного положения; правонарушения, наказания и режим их отбытия; предоставление амнистии или коллективного помилования; организация и порядок работы Высшего совета магистратуры, судебных инстанций, прокуратуры и Счетной палаты; административная юстиция; общий юридический режим собственности и наследственное право; общие нормы, касающиеся трудовых отношений, профсоюзов и социальной защиты.
В Румынии существует институт делегированного законодательства. Парламент может принять специальный закон о полномочиях, которым предоставит Правительству возможность издавать ордонансы в областях государственной деятельности, не являющихся предметом регулирования органических законов. Закон о полномочиях может требовать вынесения принятых ордонансов на утверждение Парламента. В исключительных случаях Правительство принимает ордонансы в срочном порядке. Однако они вступают в силу только после того, как вносятся на утверждение Парламента.
В соответствии с Конституцией ратифицированные Парламентом договоры относятся к внутреннему праву.