Семинар 12 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

1. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности государственной администрации.

2. Государственный контроль и его виды.

3. Контроль законодательных и представительных органов государственной власти за деятельностью публичной администрации.

4. Президентский контроль.

5. Административный ведомственный контроль.

6. Общий прокурорский надзор за законностью в сфере исполнительной власти.

7. Контроль Уполномоченного по правам человека за деятельностью государственной администрации.

8. Общественный контроль деятельностьи публичной администрации.

2008 и 2009 гг. ознаменовались в Российской Федерации усиленными правовыми мерами, направленными на преодоление коррупции. О необходимости таких мер говорилось в обоих Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. 19 мая 2008 г. был издан Указ Президента РФ "О мерах по противодействию коррупции" <2>, 31 июля 2008 г. Указом Президента был утвержден Национальный план противодействия коррупции, наконец 25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон "О противодействии коррупции" <3>, а 17 июля 2009 г. - Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <4>. Кроме того, в десятки других федеральных законов внесены изменения и дополнения, касающиеся антикоррупционных мер.

Вопросы противодействия коррупции широко исследовались в научной литературе, и специалистами в области различных отраслей права был подготовлен ряд масштабных работ с конкретными предложениями по совершенствованию законодательства в данной сфере .

Однако при этом, как справедливо отмечают некоторые авторы, исследующие вопросы противодействия коррупции, вместо ожидаемого снижения уровня коррупции, ее уровень имеет тенденцию к росту. Как это ни парадоксально, но предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы породили еще большую коррупцию. Названное обстоятельство вызывает самую серьезную озабоченность как у государственной власти, так и у институтов гражданского общества нашей страны" <6>.

Отсутствие каких-либо значимых результатов, а самое главное, даже конкретных усилий правоохранительных органов по преодолению коррупции порождают явление массового правового нигилизма, когда взяточничество, злоупотребления должностным положением в обществе скорее одобряются, чем осуждаются. Люди уже настолько привыкли к коррупции, что считают ее само собой разумеющимся явлением и неизбежным злом, с которым никто не борется, а поэтому к нему можно только приспособиться. В таких условиях очень важными становятся антикоррупционная пропаганда в обществе, общественное обсуждение предполагаемых антикоррупционных мер и последующее реальное воплощение данных мер в жизнь. Именно совокупность данных составляющих может позволить начать реальную борьбу с коррупцией <7>.

Безусловно, принятие Федерального закона "О противодействии коррупции" стало важнейшим шагом на пути преодоления небывалого размаха данного явления в нашей стране. Однако и сегодня российское законодательство содержит целый ряд недостатков и пробелов, ограничивающих возможности эффективного противодействия коррупции как опасному социально-негативному явлению <8>. Все они носят системный характер и требуют самого внимательного отношения и, кроме того, политической воли к их устранению.

Некоторые из таких законодательных проблем уже анализировались автором <16>, и тогда были выделены следующие направления совершенствования нормативно-правовой базы: совершенствование подходов к определению понятия "коррупция"; учет российской специфики развития коррупционных проявлений; срочное внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство касательно институтов конфискации имущества и условного осуждения; использование зарубежного опыта противодействия коррупции; повышение открытости деятельности государственных органов; повышение результативности общественного контроля за их деятельностью.

Между тем, анализируя складывающееся противоречие, когда законодателем принимаются в принципе качественные правовые нормы, направленные на преодоление коррупции, а ее масштабы тем временем растут, можно сделать однозначный вывод о том, что никакая, даже самая выверенная и подготовленная правовая норма не в силах исправить положение без мер по ее воплощению в жизнь на практике, для чего нужна четко обозначенная политическая воля вести борьбу с коррупцией. Для примера достаточно привести Украину как страну, имеющую наиболее разработанное антикоррупционное законодательство на постсоветском пространстве и при этом наиболее высокий уровень коррупции.

К сожалению, на сегодняшний день в России складывается ситуация, когда задачи, ставящиеся руководством страны своим подчиненным на местах, должны выполняться чиновниками, которые сами погрязли в коррупционных действиях, и в силу этих обстоятельств до реальной борьбы с коррупцией дело не доходит. В итоге можно констатировать, что государство в одиночку снизить уровень коррупции не может, да и вряд ли это в принципе возможно.

В этих условиях особую актуальность приобретает более активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, повышение информационной открытости деятельности государственных органов для общества, а также повышение результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Негативной стороной деятельности государственного аппарата в России является его полная информационная закрытость, в силу чего создается почва для коррупционных проявлений. У большинства граждан, когда-либо имевших опыт обращения в органы исполнительной власти по какому-либо вопросу, как правило, оставалось от этого не самое благоприятное впечатление. А между тем сами эти органы предназначены для того, чтобы оказывать гражданам различного рода услуги и содействовать им в реализации их прав и свобод.

Кроме того, и результативность общественного контроля за деятельностью государственных органов находится сейчас на крайне низком уровне. В отличие от США и западноевропейских государств, в России пока не создан эффективный механизм общественного контроля за деятельностью государственных органов. Нет в нашем обществе и однозначного осуждения коррупционных проявлений. В условиях отсутствия общественного контроля роль административного усмотрения чиновников возрастает до невероятных размеров, что является недопустимым для развитого гражданского общества. Поэтому важнейшей государственной задачей в настоящее время является создание такого механизма, который позволит существенно снизить живучесть коррупции. В связи с этим в Концепции административной реформы была поставлена цель повысить эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повысить открытость деятельности государственных органов, что во многом должно содействовать преодолению коррупции.

"Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества", - заявил Президент Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ <10>.

Сейчас можно говорить о том, что определенная работа в данном направлении ведется. Так, еще в 2006 г. были приняты Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Повышению открытости деятельности государственных органов для общества содействует принятие и практическая реализация административных регламентов по предоставлению конкретных государственных услуг. Кроме того, решению этой задачи должна, в частности, способствовать реализация положений Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <11>, который вступит в силу с 1 июля 2010 г., и Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <12>, который вступил в силу 1 января 2010 г.

Весьма полезным, по мнению автора, стало бы более активное сотрудничество государства и его органов с различными структурами и институтами гражданского общества, например общественными палатами и разного рода некоммерческими организациями. Данные структуры обладают серьезным потенциалом, который может быть использован в деле противодействия коррупции, например, функционирование общественных приемных, организация общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, общественные слушания по различным проблемам. Повышение общественного контроля за деятельностью публичной администрации - залог эффективной государственной политики и прозрачности принимаемых решений и в конечном счете успешной борьбы с коррупцией.

ЗАДАЧИ

1. В ходе проверки, проводимой Главным контрольным управлением Администрации Президента РФ в одной из областей, было
выявлено несвоевременное выполнение председателем правительства области поручения Президента о поддержке малоимущих слоев
населения.

Наши рекомендации