Понятие инновационной деятельности
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра финансов и банковского дела
Курсовая работа по дисциплине
ИНВЕСТИЦИИ
на тему:
Выполнил:____
(Фамилия, И.О.)
студент_____ курса________
(срок обучения)
группа___________ № зачет. книжки_______________
Подпись:______
Преподаватель:________________________________
(Фамилия, И.О.)
Должность:_____
уч. степень, уч. звание
Оценка:_____________ Дата:_____________________
Подпись:______
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение. 3
Понятие инновационной деятельности. 5
Оценка преимуществ и недостатков регулирования инновационной деятельности в международной практике. 14
Заключение. 26
Список литературы.. 27
Введение
Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, нововведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в организациях.
Управление инновационным развитием на уровне рыночных субъектов российской экономики не может быть представлено в виде комплекта стандартных бизнес-процедур, формализованных и единообразных применяемых. Это объясняется тем, что технологии и методики управления инновационными процессами могут варьироваться в зависимости от корпоративной культуры, менталитета бизнес-среды, технологических процессов, подразумевают генерацию и использование инноваций не столько наукоёмких и технических, сколько организационно-управленческих и экономических, обусловливающих способность как гибко и динамично реагировать на изменения внешней среды, так и руководить такими изменениями, лидируя на рынке.
Схема функционирования инновационной модели развития экономики представляет собой механизм, в реализации которого участвуют государство, кредитно-финансовые учреждения, предприятия перспективных отраслей – юридические и физические лица. И в этом заключается одна из сложностей исследуемой проблемы.
Применение инновационных технологий в отечественной практике сталкивается сегодня со значительными затруднениями. Сложность использования высокоэффективных технологий менеджмента в российской практике управления объясняется объективными факторами, корни которых следует искать среди особенностей отечественной экономической системы, невосприимчивой к новшествам.
Все вышеизложенное подчёркивает актуальность выбранной темы.
Понятие инновационной деятельности
Термин «инновация» (innovation – новшество; нововведение – англ.) появился в отечественном экономическом и юридическом лексиконе в начале 1980-х гг., будучи «включенным» в общий смысловой контекст обширнейшего гуманитарного понятия научно-технического прогресса.[1]
Его появлению в России мы обязаны прежде всего теоретическим разработкам ученых, занимающихся системными исследованиями[
Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности
Официальное разъяснение понятия инновационной деятельности содержится в совместном письме, утвержденном Инновационным советом при Председателе Совета министров РСФСР 19 апреля 1991 г. № 14-448 и Министерством финансов РСФСР 14 мая 1991 г. № 16/135 «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности»
В соответствии с названным документом, которым надлежит руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий, инновационной (внедренческой) деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. К этой деятельности, в частности, отнесены следующие направления научно-технических и посреднических работ:
· организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, «ноу-хау», научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и пере-дача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства;
· проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;
· патентно-лицензионная деятельность.
Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.[2]
Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.[3]
Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.[4]
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:
1) научные исследования и разработки;
2) научно-техническое образование и подготовку кадров;
3) научно-технические услуги.
Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.
В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:
1) новаторы;
2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);
3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:
a) ранее большинство;
б) отстающие.[5]
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.
Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.[6] Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.
Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).[7] Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру:
• биржи, банки;
• инвестиционные и финансовые компании;
• средства массовой информации;
• информационные технологии и средства деловой коммуникации;
• патентные организации;
• органы сертификации;
• библиотеки;
• ярмарки, аукционы, семинары;
• система страхования;
• рекламные агентства;
• система образования;
• консалтинговые компании.
В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.
Существуют экономические факторыгосударственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:
- развитие рыночных отношений,
- проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
- создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
- обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
- расширение спроса на инновации,
- предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
- содействие модернизации техники,
- развитие лизинга наукоемкой продукции,
- активизация предпринимательства,
- пресечение недобросовестной конкуренции,
- поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
- развитие экспортного потенциала страны,
- развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
- внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы. [8]
Также необходимо перечислить организационные факторыгосударственного регулирования инновационной деятельности:
- государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
- содействие развитию инновационной инфраструктуры,
- кадровая поддержка инновационной деятельности,
- содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
- моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
- информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
- содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
- защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях. [9]
Финансовые факторыгосударственного регулирования инновационной деятельности:
- проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
- направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
- выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
- создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
- предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
- снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.
Нормативно – правовые факторыгосударственного регулирования инновационной деятельности:
- установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
- гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.[10]
Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:
- договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
- договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
- договоров строительного подряда,
- договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
- договоров страхования инновационных рисков,
- договоров (контрактов) с инвесторами,
- и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.
Регулирование инновационной деятельности происходит на базе инновационных прогнозов, стратегий, программ, проектов, а также программ и проектов поддержки инновационной деятельности.
Также существует государственная (Федеральная) инновационная программа, котораявключает в себя:
- федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
- крупные инновационные проекты,
- федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры. [11]
Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство из новых образовательных технологий, т.е. технологических инноваций, новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций, новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций, а также новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.
Менеджмент новой системы образования в России строится на принципах решения проблем развития системы образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном уровне.
Также необходимо сказать о реализации принципа системности в менеджменте образования на всех уровнях; пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования; развития рынка образовательных продуктов и услуг; пересмотра роли различных социальных институтов, в первую очередь предприятий и семьи, в системе образования; пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.