Понятие инновационной деятельности

Факультет предпринимательства и финансов

Кафедра финансов и банковского дела

Курсовая работа по дисциплине

ИНВЕСТИЦИИ

на тему:

Выполнил:____

(Фамилия, И.О.)

студент_____ курса________

(срок обучения)

группа___________ № зачет. книжки_______________

Подпись:______

Преподаватель:________________________________

(Фамилия, И.О.)

Должность:_____

уч. степень, уч. звание

Оценка:_____________ Дата:_____________________

Подпись:______

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

Понятие инновационной деятельности. 5

Оценка преимуществ и недостатков регулирования инновационной деятельности в международной практике. 14

Заключение. 26

Список литературы.. 27

Введение

Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, но­вовведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в орга­низациях.

Управление инновационным развитием на уровне рыночных субъектов российской экономики не может быть представлено в виде комплекта стандартных бизнес-процедур, формализованных и единообразных применяемых. Это объясняется тем, что технологии и методики управления инновационными процессами могут варьироваться в зависимости от корпоративной культуры, менталитета бизнес-среды, технологических процессов, подразумевают генерацию и использование инноваций не столько наукоёмких и технических, сколько организационно-управленческих и экономических, обусловливающих способность как гибко и динамично реагировать на изменения внешней среды, так и руководить такими изменениями, лидируя на рынке.

Схема функционирования инновационной модели развития экономики представляет собой механизм, в реализации которого участвуют государство, кредитно-финансовые учреждения, предприятия перспективных отраслей – юридические и физические лица. И в этом заключается одна из сложностей исследуемой проблемы.

Применение инновационных технологий в отечественной практике сталкивается сегодня со значительными затруднениями. Сложность использования высокоэффективных технологий менеджмента в российской практике управления объясняется объективными факторами, корни которых следует искать среди особенностей отечественной экономической системы, невосприимчивой к новшествам.

Все вышеизложенное подчёркивает актуальность выбранной темы.

Понятие инновационной деятельности

Термин «инновация» (innovation – новшество; нововведение – англ.) появился в отечественном экономическом и юридическом лексиконе в начале 1980-х гг., будучи «включенным» в общий смысловой контекст обширнейшего гуманитарного понятия научно-технического прогресса.[1]

Его появлению в России мы обязаны прежде всего теоретическим разработкам ученых, занимающихся системными исследованиями[
Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности

Официальное разъяснение понятия инновационной деятельности содержится в совместном письме, утвержденном Инновационным советом при Председателе Совета министров РСФСР 19 апреля 1991 г. № 14-448 и Министерством финансов РСФСР 14 мая 1991 г. № 16/135 «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности»

В соответствии с названным документом, которым надлежит руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий, инновационной (внедренческой) деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. К этой деятельности, в частности, отнесены следующие направления научно-технических и посреднических работ:

· организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, «ноу-хау», научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и пере-дача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства;

· проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;

· патентно-лицензионная деятельность.

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.[2]

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.[3]

Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.[4]

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:

1) научные исследования и разработки;

2) научно-техническое образование и подготовку кадров;

3) научно-технические услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:

a) ранее большинство;

б) отстающие.[5]

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.[6] Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).[7] Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру:

• биржи, банки;

• инвестиционные и финансовые компании;

• средства массовой информации;

• информационные технологии и средства деловой коммуникации;

• патентные организации;

• органы сертификации;

• библиотеки;

• ярмарки, аукционы, семинары;

• система страхования;

• рекламные агентства;

• система образования;

• консалтинговые компании.

В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Существуют экономические факторыгосударственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы. [8]


Также необходимо перечислить организационные факторыгосударственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях. [9]


Финансовые факторыгосударственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.


Нормативно – правовые факторыгосударственного регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.


Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.[10]

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

  • договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
  • договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
  • договоров строительного подряда,
  • договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
  • договоров страхования инновационных рисков,
  • договоров (контрактов) с инвесторами,
  • и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

Регулирование инновационной деятельности происходит на базе инновационных прогнозов, стратегий, программ, проектов, а также программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Также существует государственная (Федеральная) инновационная программа, котораявключает в себя:

  • федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
  • крупные инновационные проекты,
  • федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры. [11]

Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство из новых образовательных технологий, т.е. технологических инноваций, новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций, новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций, а также новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Менеджмент новой системы образования в России строится на принципах решения проблем развития системы образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном уровне.

Также необходимо сказать о реализации принципа системности в менеджменте образования на всех уровнях; пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования; развития рынка образовательных продуктов и услуг; пересмотра роли различных социальных институтов, в первую очередь предприятий и семьи, в системе образования; пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.

Наши рекомендации