Смешанное регулирование
Сопоставление рыночного и государственного механизмов регулирования экономики, их плюсов и минусов не дает основание сделать вывод о преимуществе только одного из них. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и ному переплетению рыночных и государственных начал.
Реальная действительность показала, что рынок – это прежде всего экономическая эффективность. Все современно развитые национальные экономики опираются на рыночные принципы. Но многие фундаментальные проблемы современного общества (отмечены выше) не могут быть решены исключительно рыночным механизмом и нуждаются в государственном участии.
Рынок и государство занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют только присущие им функции и существуют в непрерывном единстве.
Смешанный тип хозяйственного механизма представляет собой объективную реальность, которая нашла отражение в экономической теории и мировой практике. В учебнике П. Самуэльсона и В. Нордхауса отмечается следующее положение: «Эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы – рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки – одной рукой аплодировать невозможно».[5]
Что характерно для смешанного типа регулирования экономики?
Во-первых, смешанный тип регулирования экономики органически сочетает гибкость рыночного и устойчивость государственного регулирования, личных и общественных интересов.
Во-вторых, смешанное регулирование позволяет оптимально сочетать основные макроэкономические цели; эффективное и стабильное развитие экономики и социальную справедливость.
В-третьих, смешанное регулирование имеет возможность обеспечить макроэкономическое и прежде всего рыночное равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
В течение ХХ в. сочетание рынка и государства принимало в разных странах мира разнообразные формы, множество вариантов хозяйственного механизма. Различия эти касались в основном сфер действия рынка и государства, форм и методов государственного регулирования.
В экономической теории большое внимание уделяется обоснованию моделей смешанного регулирования экономики: а) с максимально допустимым участием государства в хозяйственном механизме; б) с минимальным участием государства в регулировании национального хозяйства.
Таким образом, можно отметить следующее:
1. в процессе развития общества сложились рыночный и государственный типы экономического регулирования;
2. как показал мировой опыт, рыночный механизм, имея большие достоинства, сам по себе не способен обеспечить оптимальное функционирование национальной экономики;
3. наличие целого ряда «изъянов» рыночного регулятора, а также необходимость обеспечения эффективного развития макроэкономики обуславливают вмешательство государства в экономику;
4. государство призвано создать условия для нормальной работы рынка, обеспечивать стабилизацию экономического развития и регулирование социальных отношений в обществе;
5. свои экономические функции государство осуществляет с учетом рыночных отношений, используя преимущественно экономические методы, проверенные реальной практикой.
Альтернативные подходы к определению характера и роли государственного регулирования макроэкономики
Кейнсианский подход
С точки зрения кейнсианцев рыночная система в основном неконкурентна и поэтому подвержена макроэкономической нестабильности. Для устранения этого недостатка требуется активная государственная политика по стабилизации экономики. Для кейнсианцев основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен, являются совокупные расходы.
Основное кейнсианское уравнение имеет следующий вид:
C + I + Xn + G = ЧHП,
где С – потребительские расходы;
I – инвестиции;
Xn – чистый экспорт;
G – государственные расходы;
ЧНП – чистый национальный продукт.
Суть здесь такова: совокупные расходы равны объекту производства в стране.
Кейнсианцы считают, что компоненты совокупных расходов определяются многими факторами, которые по большей части не зависят от предложения денег. Колебания же в совокупных расходах воздействуют в первую очередь на уровни производства к занятости, а не на цены. Поэтому государство, с их точки зрения, спомощью фискальной и кредитно-денежной политики должно смягчать резкие подъемы и спады производства и занятости. Другими словами, государство призвано играть активную роль в регулировании экономики.
Чтобы иметь представления о взглядах кейнсианцев, можно обратиться к основному произведению Д. Кейнса «Общая теория занятости» процента и денег (1936), в котором он обосновал необходимость широкого и активного вмешательства государства в экономику. Исследуя причины спадов производства и безработицы, он отмечал, что это связано с недостаточностью покупательского спроса на предметы личного потребления и на средства производства. Такая недостаточность спроса, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увеличения спроса на полезные блага: у людей уменьшается «склонность к потреблению» и усиливается «стремление к сбережениям».
По утверждению Д. Кейнса «Основной психологический закон состоит втом, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет доход»[6].
Из-за снижения прибыльности производства предприниматели предъявляют недостаточней спрос на средства производства, проявляют «склонность» терять веру в будущие доходы».
Поэтому центральная задача государства – обеспечить необходимый объем эффективного спроса. Д. Кейнс отмечал: «Возникла жизненная необходимость создания централизованного контроля ввопросах, которые ныне,в основном, представлены частной инициативе. Государство должно будет осуществить свое руководящее влияние на склонность к потреблению частью путем соответствующей системы налогов, частью фиксацией нормы процента, и частью, может быть, еще и другими способами».
Большую роль кейнсианцы отводят инвестициям, от увеличения общей суммы которых зависит повышение занятости, «дохода общества» и тем самым повышение потребительского спроса.
Основные моменты кейнсианского подхода к регулированию экономики связаны со стабилизационной функцией государства, направленной на поддержание высокого уровня занятости и ценовой стабильности, а также на стимулирование экономического роста.
Для стабилизации и стимулирования экономического роста кейнсианцы предлагают использовать возможности:
а) государственного бюджета;
б) налоговой политики;
в) регулирования нормы процента (Центробанком).
В условиях спада производства государству рекомендуется стимулировать расширение инвестиций путем:
а) увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг;
б) поощрения частных инвестиций;
в) влияния на норму банковского процента;
г) регулирования ставки налогообложения с целью повышения или понижения потребительского и производственного спроса.
В условиях инфляции государство может оказывать влияние на норму ссудного процента в сторону его снижения. В результате этого возрастут инвестиции, объем производства и национального дохода, что, в свою очередь, повлияет на увеличение занятости и расширение спроса.
Какие выводы можно сделать?
Взгляды кейнсианцев на государственное регулирование сводились к расширительному и активному участию государства в экономической жизни. Основные черты их взглядов следующие: принципы эффективного спроса; рост огосударствления экономики; налаживание государственного регулирования и планирования; расширение государственных социальных программ.
Экономическая теория Д. Кейнса прошла проверку практикой. Многие ее положения были положены в основу экономической политики ряда Западных стран.
С целью усиления «эффективного спроса» были расширены рынки потребительских товаров и средств производства путем роста огосударствления экономики, разработки рекомендательных планов и программ социально-экономического развития, создания большого и устойчивого государственного рынка, привлечения фирм к выполнению государственных заказов.
Государственное регулирование придало Западной экономике «второе дыхание». Но его хватило не надолго. Из-за большого перерасхода бюджетных средств в США, Англии и других государствах стали увеличивать размер налогов, что подрывало заинтересованность предпринимателей и работников. Для покрытия дефицита государственного бюджета правительства прибегали к кредитным средствам, займам, эмиссии денег. Все это породило так называемую английскую болезнь – стагфляцию (низкие темпы роста производства, инфляция и массовая безработица).
Такая «болезнь» охватила и другие страны, и в середине 70-х гг. разразились мощные экономические кризисы.
Монетаристский подход
Альтернативным кейнсианству взглядом стал монетаризм. Его представители наиболее решительно выступили против кейнсианства. Лидером монетаристской школы является американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1976) Мильтон Фридмэн.
Рассмотрим основные положения монетаризма. Монетаризм, как следует из названия, делает упор на деньги. Их основополагающим уравнением является уравнение обмена:
МV = PQ,
где М – предложение денег;
V – скорость обращения денег;
Р – уровень цен;
Q – физический объем производства.
Логика рассуждения такова. Поскольку скорость обращения денег (V) в принципе стабильна, то основным фактором, определяющим физический объем производства (Q) и уровень цен (Р) выступает предложение денег (М).
Основы положения теории монетаризма.
1. С точки зрения монетаристов рыночная система обладает высокой степенью конкурентности и обеспечивает стабильность экономического развития. Они полагают, что рынок представляет собой устойчивую, саморегулирующую систему, которой органически присуще состояние динамического равновесия.
Нарушение равновесия, кризисные явления трактуются ими как результат произвольного вмешательства государства в нормальный ход воспроизводственного процесса.
Следовательно, монетаристы отстаивают систему «свободного предпринимательства» и осуждают «засилие государства». Рыночному механизму, считают они, нет удовлетворительной альтернативы. Именно он обеспечивает эффективное регулирование макроэкономикой.
2. В своей работе «Монетарная система США» (1963) М. Фридмэн (в соавторстве с А. Шварц) обосновывает фактически монопольную роль денежного фактора в формировании и колебании величины валового национального продукта (ВНП). А если монетарный фактор определяет весь ход воспроизводства, значит, главным средством стимулирования деловой предпринимательской активности должен стать объем денежного предложения.
В качестве свидетельства в пользу своего положения о том, что деньги являются решающим фактором экономической активности и уровня цен, монетаристы ссылаются на высокую степень положительной корреляционной зависимости между денежным предложением и ВНП.
Кроме того, монетаристы считают, что высокая степень корреляции между предложением денег и ВНП говорит о стабилизации скорости движения денег. Исходя из этого монетаристы делают вывод ограничить сферу государственного вмешательства в экономику денежной политикой.
3. Экономическая нестабильность, по мнению монетаристов, порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием со стороны государства, чем внутренней неустойчивостью экономики.
Они отмечают, что между принятием какого-либо хозяйственного решения и реальным эффектом от него существует значительный разрыв (временной лаг), колеблющийся в пределах 6 – 18 месяцев.
Например, мероприятия, предпринятые в фазе инфляционного бума в целях его торможения, будут действовать (давать эффект) со значительным опозданием. В результате искажается первоначальная цель; практические результаты от них могут появиться на стадии кризиса и усугубить тем самым ситуацию.
Поэтому монетаристы критически относятся к позиции кейнсианского «активизма» со стороны государства и предлагают ограничить его сферу деятельности.
4. Учитывая то что неумелое государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть причиной макроэкономической нестабильности и спровоцировать экономический кризис, монетаристы делают вывод о необходимости стабилизировать темп роста денежного предложения.
В частности, М. Фридмэн предлагает законодательно закрепить монетарное правило, по которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального ВНП; денежная масса должна устойчиво возрастать темпом от 3% до 5 % в год. Такой темп роста денежного предложения рекомендуется независимо от текущего состояния экономической конъюнктуры.
Подводя итоги, следует отметить, что рекомендации монетаристов сводятся к резкому ограничению экономических функций государства, к уменьшению размеров государственного сектора, сокращению государственных расходов, в том числе на социальные нужды.
Однако следует подчеркнуть, что монетаристы вовсе не отрицают необходимость государственного вмешательства в экономику. Речь идет о границах такого вмешательства, о масштабах экономической деятельности государства.
В наглядной форме можно отметить принципиальные расхождения во взглядах кейнсианцев и монетаристов: