Тема 14 Теория познания
Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний.
Источник познания – внешний мир, окружающий человека.
Формы познания | ||
Чувственное познание (познание с помощью органов чувств) | Рациональное познание | Иррациональное познание |
Ощущение; Восприятие; Представление. | Понятие; Суждение; Умозаключение. | Интуиции; Мистические «озарения» |
Даёт представление об отдельных, внешних сторонах вещей | Раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития |
Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знаний об окружающей действительности.
Процесс познания | ||
От живого созерцания | К абстрактному мышлению | К практике |
Ощущение – это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств.
Представление – это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления.
Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.
Умозаключение – это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.
Философы | |
Эмпирики | Рационалисты |
Признают чувственный опыт источником знаний | Считают разум основой познания |
Субъект познания – это человек или общество в целом, а объект познания – это отдельный предмет или весь окружающий мир.
Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель).
Правда – это истина в соотношении между людьми.
(Истина = правда)
Истина | |||
По содержанию | По применению | По форме | |
Объективна | Конкретно | Субъективна | |
Т. е. существует независимо от человека (от людей) | Т. е. всегда относятся к определённой, конкретной области действительности в конкретные время | Т. е. носителем истины является субъект | |
Относительная | Абсолютная | ||
Т. е. налицо неполное, ограниченное знание | Т. е. полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания |
Критерии истины – это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.
Практика | ||
Как материальное производство | Как накопительный опыт | Как научный эксперимент |
Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания.
Роль практики в познании | ||
Исходный пункт познания, или основа познания | Движущая сила и цель познания | Критерий истины |
«Знание – сила» (Ф. Бэкон)
Чем больше знаю, тем больше область незнания (парадокс);
«То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно» (П. Лаплас);
«Меня желание вечное томит, чем больше познаю, тем меньше знаю» (Т. Кампанелла).