История становления и развития МС
Зачатки МСУ появились во времена Ивана 4 и выражались в деятельности выборных губных и земельных изб. Они были подотчетны гражданам в своей деятельности.
Следующий этап – реформы Петра 1. В городах учреждены сословно-представительные органы – магистраты (ратуши). Они избирались из свободных сословий горожан и обладали местной компетенцией, были подконтрольны воеводам (губернаторам).
Следующий этап – Указ Екатерины 2 об учреждении губерний и жалованные грамоты городам 1785 года. Эти указы повлекли создание в городах сословно-представительных органов, в зависимости от имущественного положения горожан. Низшее звено- ремесленные управы. ОМС мог вводить городские налоги и сборы, выполнять некоторые государственные функции. Над ними довлел контроль губернатора.
в 1846 год – принято новое городовое положение, впервые учреждены бессословно- представительные органы. ОМС были Городские Думы. Но несмотря на это существовала сложная система выборов и цензов. Главой муниципального образования был Городской Голова, избираемый на прямых городских выборах.
До 1864 года в сельской местности ОМС не существовало. Создается система органов земского самоуправления, это органы муниципальной власти на уровне губерний.
1) Учреждаются избирательные съезды 2) Создаются земские собрания 3) Формируются земские управы Избирательные съезды собирались 1раз/2-3 года и решали вопросы об избрании гласных в состав земских собраний. Решали максимально важные вопросы – установление налогов и сборов, избрание членов земских управ, вопросы формирования ревизионных комиссий, решали вопросы об отчуждении имущества земства. Руководил ими председатель, наделяемый полномочиями по созыву собраний, имеющий право отлагательного вето. В отличии от земских собраний, члены земских управ действовали на постоянной основе. Все остальные члены земских управ привлекались к их деятельности на общественных началах. Это врачи, учителя и т.д. Земские управы были подотчетны земским собраниям, обязаны были предоставлять ежегодный отчет. В хозяйственном обороте были самостоятельными субъектами, несли юридическую ответственность за результаты своей деятельности. Все споры, возникшие в ОМС, рассматривались в губернских и уездных земских присутствиях (судах), а самые сложные дела – Отправительствующем Сенате.
1890 год – проведена земская контрреформа, направленная на подчинение ОМС органам гос власти, а именно большие полномочия по осуществлению административного контроля государства за деятельностью органов земского самоуправления предоставлялись МВД и губернаторам на местах. Им давалось право согласовывать и приостанавливать действие актов земских собраний.
Октябрь 1917: 1) Вся власть в центре и на местах переходит в руки Советов 2) ОМС упраздняется До принятия Конституции 1918 дискуссия о природе местных Советов.
1991 в Законе РСФСР «О местном самоуправлении» Советы называют ОМС.
Императором Александром II в 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а в 1870 г. - Городовое положение. Реформа была направлена на укрепление самостоятельности местных обществ, их органов, соединение разных групп населения, сословий в решении общих дел и задач по месту жительства. Следовательно, земское самоуправление рассматривалось как обособленное от государства публичное управление, лишь опекаемое и контролируемое в известных пределах государством. Названные преобразования, захватив губернское, уездное деление, не затронули волость, где в основном было сохранено прежнее регулирование.
Однако у новой системы земского самоуправления также имелись недостатки - наличие земских органов только на средних административных уровнях (в губернии и в уезде) и отсутствие земских учреждений в центре и в волостях. В соответствии с Положением в систему земских учреждений были включены:
1) земские избирательные съезды, которые занимались избранием каждые 3 года нового земского гласного. Земский гласный - выборный член городских собраний. В земских избирательных съездах были представлены все сословия. Каждое сословие проводило - отдельный съезд, т. е. проводилось 3 избирательных съезда - съезд уездных землевладельцев, съезд городских избирателей, съезд выборных представителей от сельских обществ. Недостатком этой представительной системы был имущественный ценз, согласно которому к выборам допускалась лишь небольшая часть богатых земских жителей;
2) земские собрания - формировались на земских избирательных съездах. Выделялись губернские и уездные земские собрания, обладавшие различной компетенцией. В ведении губернских земских собраний находились следующие вопросы:
а) разделение имущества земства на губернское и уездное;
б) открытие новых ярмарок, новых пристаней на судоходных реках либо перенесение существующих;
Основные теории МС
Теория свободной общины;
-Опирается на идеи естественного права. Основной идеей было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.
- Самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству.
- Государство не создает общину, а лишь признает ее.
- Признается существование не только трех традиционных ветвей власти, но и 4 — муниципальной власти.
Теория получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 — 40-х годов XIX века. Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и «общинная» (муниципальная) власть.
«Общественная» теория самоуправления
Основывалась на идее противопоставления гос власти и местных сообществ. Согласно теории самоуправление — это заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины — это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.
«Общественная» теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. «Общественная» теория исходит из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами". Дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них «в чистом виде» местные хозяйственные дела.
«Государственная» теория самоуправления.
Данная теория сменила "общественную" теорию. Основы данной теории были разработаны немецкими учеными в XIXв. Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления. В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами в 70-х годах XIX в.