Дисциплина 8 – «Землеустройство»

1. Методы межевания объектов землеустройства.

Новые границы землевладений (землепользовании) проектиру­ют в тех случаях, когда они образуются вновь, также при их упо­рядочении, присоединении з.у. к существующим хозяйствам или передаче части их земель другим предприятиям (организациям, учреждениям).

Спрямляют границы при значительной их изломанности и вклинивании.

При спрямлении ломаной границы новую устанавливают так, чтобы она была по возможности прямолинейной, проходила в заданном направлении, а S участков, отрезаемых и прирезаемых ею, были равнове­ликими. Заданное направление выбирают параллельным близлежа­щей дороге, лесной полосе, каналу, ЛЭП, тру­бопроводам и другим линейным объектам.

Спрямление границ по прямой из данной точки применяют в условиях открытой местности в тех случаях, когда необходимо со­хранить эту точку в качестве опорной на новой границе.

В пр-се межхоз-ного земл-ва часто возни­кает необх-сть восстановления границ землевладений (зем­лепользовании), возобновления утраченных граничных знаков.

При наличии различных геодез-ких приборов исп-ют разную методику установления (восстановления) границ.

После завершения процедуры уст-я и соглас-я гра­ниц з.у. на местности закрепляют его границы ме­жевыми знаками установленного образца.

Меж. знаки размещают на всех поворотных точках грани­цы з.у., кроме границ, проходящих по живым уро­чищам и линейным сооружениям, совпадающим с границами з.у..

Рез-ты установления и согласования границ оформляют актом, который подписывают собственники, владельцы, пользо­ватели размежевываемых и смежных с ними земельных участков (или их представители), представители городской (поселковой) или сельской администрации и производитель работ. Акт утвер­ждают террит-ные органы по управлению земельными ре­сурсами и землеустройству.

По результатам геодез-ких, фотограмметрических и картометрических измерений вычисляют координаты ОМС и ме­жевых знаков.

S з.у. вычисляют в основном аналити­ческими методами по координатам межевых знаков, полученным геодез-кими и фотограм-ми методами.

Чертеж границ з.у. сост-ет исполнитель ра­бот и утв руководитель (зам. руководителя) тер-го органа по управлению зем. ресурсами и з/устройству.

При установлении границ з.у. в необходи­мых случаях по просьбе заказчика могут одновременно устанав­ливать и обозначать на местности границы земель с особым правовым режимом использования в качестве самостоятельного вида работ.

НПР: Положение о порядке установления границ землепользований при застройке городов и других поселений.

Устан-ние границ з.у. в городах и поселе­ниях включает: 1. подготовительные работы; 2. разработку плана межевания микрорайона или квартала, согла­сование его с владельцами недвижимости и утверждение в уста­новленном порядке; 3. установление границ в натуре.

Разрабатывают план межевания по инициативе органов МСУ или физ. и юр. лиц — вла­дельцев недвиж-сти в границах данного микр-на или квартала.

План межевания разраб. в границах красных линий в масштабе 1:2000.

Границы з.у. устанавливают по красным лини­ям, осям внутренних проездов, другим границам.

К плану межевания прилагают: 1. акты согласования границ землепользований; 2. каталог координат границ землепользований; 3. перечень сервитутов; 4. пояснительную записку.

План меж-ния утверждают решением органа местного самоуправления, и он является основанием для устан-­ния границ з.у. в натуре, закрепления их ме­жевыми знаками и регистрации недв-сти в устан-­ном порядке.

2. Межхозяйственное землеустройство в зонах крупных водохранилищ.

форма землеустройства — одна из наиболее сложных.

Водохранилища — это искусств. водоемы значительной вместимости, образуемые обычно в долинах рек плотинами для целей гидроэнергетики, орошения земель, водоснаб-я, водного транспорта и др. Осн. параметры водохр-ща: S водной пов-ти, глубина, ширина, длина, уровни воды, объемы воды.

При строительстве водохр-щ затапливаются обширные тер­-рии. Они вносят в природу и хоз-во тер-рий, на кот. их создают, многочисленные отрицательные изменения и послед­ствия.

В рез-те торр-ии водохр-щ подраз-т на такие зоны: затопления, подтопления, переформир-я берегов, мелководий, ухудшения организ-территор-х усл-й для исп-я отд-х ЗУ. Для того чтобы отриц-ные последствия в наименьшей степени отразились на хозяйственной деятельности, разрабатывают и осуществляют комплекс спец. землеуст­роительных мероприятий. К ним относятся: определение разме­ров затопления и возможностей возмещения потерь продуктив­ных угодий, переселение жителей, перенесение предприятий, со­оружений, коммуникаций, реорганизация территории и производ­ства c/[ предприятий.

Последовательность работ при МХЗ зоны водохранилища следующая.

1. Устанавливают размещение всех земель, относящихся к зоне
воздействия водохр-ща. Размещение самого водохранилища, которое составляет основ­ную часть предоставляемых земель, устанавливают в соответствии с границами зоны затопления.

2. Вычисляют площади (общие и по угодьям) и составляют экс­пликацию по каждому землевладению (землепользованию) после нанесения границ предоставляемых земель.

3. Наносят на проектные планы границу подтопляемых земель. Вычисляют S подтопляемых земель в проект­ной экспликации. По каждому землевладению (землепользова­нию) вычисляют площади и составляют проектные экспликации остающихся угодий.

4. Устанавливают месторасп-ние населенных пунктов, про­изводственных центров, дорог, мостов, линий связи и других объектов. Решают ? о необходимости защиты тех или иных объектов. Выявляют мелководья, наносят их границы, определяют площади. Решают ? об их хоз-ном использовании или инже­нерной защите.

5. Определяют размеры и потери с/х про­изводства в результате затопления и другого сокращения S-дей продуктивных земель и объема с/х произ­водства.

6. Определяют виды и размеры убытков землевладельцев и зем­лепользователей, которые складываются из потерь предприятий, организаций и учреждений, а также потерь отдельных граждан (рабочих, служащих, пенсионеров) в результате затопления и под­топления.

7. Подготавливают предложения по снятию и использованию плодородного слоя почвы с затопляемых земель для составления рабочего проекта.

8. Разрабатывают предложения по основным условиям пре­доставления земель.

9. Разрабатывают предложения по реорганизации существую­щих землевладений (землепользовании), производства, расселе­ния, определяют затраты на эти мероприятия.

Особ-ти образования водохр-щ состоят в том, что при этом хозяйства могут оказаться в след-м состоянии:

1. с/х угодья хозяйства полнлстью затапливаются. 2. зем-е угодья затапл-ся частично и для норм-го функц-я водохр-ща необходимо либо прирезать часть земли взамен выбывших, либо изменить спец-цию.3. образование водохр-щ оказывает отриц-е возд-е на рапол-е хозяйства и на возн-е у него недостатков з/п-ия.

Во всех этих случаях возникает необх-ть решения след-х вопросов:

1. сохранение сельхозпред-я с возможным изменением его размеров, размещения и спец-ции.2. объединение части одного хоз-ва с др частями и создание на этой основе нового з/п-ия.3. полная ликвидация хоз-ва на прежнем месте и при необх-ти предоставление новых земель в другом месте.4. реорганизация з/п-ий.

3. Образование землепользований (предприятий) промышленности.

Земля для пром-х и др. нес/х предприятий этой ка­тегории земельного фонда РФ служит тер-ным про­странством их деят-ти, естественным основанием для разме­щения строительных площадок, зданий, коммуника­ций. Плодородие земли для них не имеет значения.

Эти землепользования в большинстве случаев разбросаны среди других з/у, вклиниваясь, вкрапливаясь и пересекая их, или тянутся длинными узкими полосами.

Нес/х объекты, размещенные на отводимых участках, могут оказывать вредное загрязняющее или другое негативное влияние на окр.ср. и территорию.

В отличие от с/х все землепользования про­мышленного, транспортного и иного назначения по своим пара­метрам и характеристикам весьма разнообразны, очень многочис

Общими для землепользования про­м-го, транспортного и иного назначения являются:

· проектирование размещения и параметров землепользования в соответствии с функциями и внутрихозяйственной структурой размещаемого объекта;

· разработка вариантов размещения земельных участков в целях определения лучшего проектного решения с позиций народнохо­зяйственной эффективности;

· учет социально-экономической и экологической ценности пре­доставляемых земель.

При проект-нии землепользовании (площадок) промыш­ленных предприятий эффективным способом экономии земли яв­ляется размещение их в составе пром. узлов.

Распростр-м нес/х объектом являют­ся автомоб. дороги. При размещении а/д в состав ее земель включают полосы и участки земель в постоянное (бессрочное) пользование и полосы и участки для временного краткосрочно­го использования.

Размещение АЭС практически не связано с местами запасов топлива, что позволяет приближать их к потребителям электро­энергии.

В структуру земельного массива АЭС входят промышленная пло­щадка, водохранилище-охладитель, железные и автомобильные до­роги, другие коммуникации, поселок энергетиков и карьеры строи­тельных материалов. Предусматривают мероприятия по охране окру­жающей среды.

При размещении участков для стр-ва лин-х сооруже­ний (железных и шоссейных дорог, линий связи, трубопроводов, ка­налов и др.) необходимо проявлять особую осторожность, так как размещение их без тщательного учета существующей организации территории и интересов с/х может привести к сни­жению эффективности производства и ухудшению использования земли на территории, значительно превышающей предоставляемую площадь.

Образование землепользовании горнодобывающих предприятий отличается своеобразием. Так, промышленную добычу полезных ископаемых начинают только после оформления горного отвода и получения в установленном порядке земельного участка, необхо­димого для организации горных работ.

Горный отвод — это часть недр, предоставляемая для промыш­ленной разработки содержащихся в них залежей полезных иско­паемых.

Около 80% полезных ископаемых добывают открытым спосо­бом, что обходится дешевле по сравнению с подземным способом, но связано с большими потерями земли. При этом большие участки земной поверхности нарушают карьеры, глубина которых может до­стигать 100 м и более, засыпают отвалами высотой до 50 м. Открытые горные работы ухудшают гидрологические условия (иссушают зем­лю) на территории, в 10... 12 раз большей, чем сама нарушенная пло­щадь, загрязняют окр. среду территории, атмосферу.

4. Принципы, требования и последовательность образования несельскохозяйственного землепользования.

Проект МХЗ, по которому пре­доставляют и отводят з.у. для нес/х целей, разрабатывают в определенных порядке и после­довательности. Стадии образования нес/х землепользова­нии (предоставление участка) следующие:

Оформление ходатайства (заявления) о выделении земельно­го участка и обоснование размера требуемой площади.

Предварительное согласование места размещения объекта.

Изъятие и предоставление земельного участка.

Оформление земельного участка.

Ходатайство о предоставлении з.у. для строи­тельства различных нес/х объектов оформляют на основании решений о строит-тве объекта орган гос. власти РФ или субъекта РФ, орган МСУ, руководящие органы юр. лиц в зависимости от того, в чьих интересах будут строить объект.

Затем учреждения, орга­низации или граждане, которым требуется земля, до начала проектирования объекта обращаются в компетентные орга­ны, обладающие правом изъятия и предоставления з.у., с ходатайством о предварительном согласовании места размещения объекта.

Районная (городская) администрация с привлечением район­ного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеуст­ройству подготавливает необходимые материалы и принимает ре­шение об изъятии (выкупе) и предоставлении з.у. для заявленных целей. В решении указывают S отводимых земельных угодий, условия предоставления з.у. и другие данные.

В процессе оформления з.у. устанавливают и закрепляют границы з.у. в натуре (на местности); изготовляют документы о праве на землю; совершают сделки с зем­лей (заключение договоров); оплачивают стоимость потерь и убыт­ков, з.у. и права аренды или компенсируют величи­ну доплаты при обмене з.у.; оформляют государ­ственную регистрацию прав на з.у.; вносят з.у. в реестры государственного учета земель и объектов недвижимости; получают лесорубочный билет; получают лицензию и заключают договор водопользования и водосбора; получают и ре­гистрируют разрешение на строительство объекта.

При образовании з/й нес/х предпр-й необх-мо соблюдать след.треб-я:

1. размещение предост-го ЗУ должно произв-ся с учетом интересов всех отраслей и категорий предпр-й.

2. распол-е участка должно создавать территор-е усл-я для норм-го функц-я предпр-я.

3. соотв-е природных усл-й, площади и конфигурации треб-ям созд-го предпр-я.

4. обеспечение рацион-го исп-я остающихся земель и снижение затрат на улучшение угодий.

5. обеспечение сохранения ценных с/х угодий.

6. нарушения внутрихоз-й организации терр-ии, а также компактности и целостности з/п д.б наименьшими.

7. недопущение нарушения в охране окр. среды.

На этой основе можно сформул-ть такие принципы при проект-и: - неоспоримый приоритет с/х производства. - абсолютная экономия земель от нерацион-го из расходования. - полный учет влияния нес/х предприятий на исп-е земли и охрану окр. среды.

Проект образования з/п предпр-й нес/х назначения включает составные части: 1. устан-е и обоснование площади предварительно соглас-го ЗУ. 2. упорядочение расп-я участка на террит-и з/п. 3. опр-е состава и ценности земель в границах образуемого з/п нес/х предпр-я. 4. выявление отриц-х последствий изъятия непоср-но размещаемого объекта и разработка мер по их предотвращению. 5. опр-е размера потерь с/х производства. 6. опр-е видов и размеров убытков з/п, включая упущенную выгоду. 7. подготовка технических усл-й для снятия, хранения и исп-я плодородного слоя почвы с отводимого участка. 8. проведение рекультивации нарушенных земель. 9. подготовка предложений по условиям предост-я ЗУ. 10. разработка предложений по реорганизации (упорядочению) сущест-х з/п, производства и расселения.

В зависимости от разновидности межхоз-го земл-тва содержание проектов образования з.п не­с/х назначения может быть различным. Одна­ко во всех случаях эти проекты имеют общие вопросы, подлежа­щие обязательному решению.

5. Методы образования целевых земельных фондов.

К землям, используемым не по целевому назначению, относятся участки, на которых изменен вид хоз. деятельности, используя земли не в тех целях, для которых они были предоставлены.

К неэффективно используемым землям относят: 1. с\х угодья всех категорий земель, на кото­рых урожайность и продуктивность угодий меньше нормальной на 20 %; 2. земли, на которых происходит сниже­ние плодородия и ухудшение других свойств; 3. мелиоративный земельный фонд, предусмотренный к с/х-му освоению .

К выбывшим из оборота или переведенным в менее ценные уго­дья относят: 1. с/х угодья, не используемые в с/х производстве по ряду причин, если полное или частичное восстановление их технически и эко­номически невозможно; 2. земли, предоставленные для с/х произ­в-ва, но не использованные в течение 1 года, за ис­ключением периодов стихийных бедствий; 3. земли, предоставленные для нес/х произв-ва, если в течение 2 лет не осуществлено их целевое освоение.

Фонд перераспределения земель . З/у, оставшиеся после бесплатной передачи зе­мель в собст-сть гражданам, коллективам с/х предприятий разных форм хозяйствования, включали в фонд перераспределения земель. Земли данного фонда отмечали в пла­ново-картографическом материале.

Земельный фонд переселения имеет различное целевое назначе­ние, которое определяется категорией переселяющихся или рассе­ляющихся граждан или их объединений.

Земли фонда переселения формируют за счет земельных участ­ков других фондов, нового освоения земель; земель с/х и других предприятий, организаций и учреждений, вклю­чаемых в фонд (невостребованных земельных долей, неиспользуе­мых массивов и др.); земель запаса.

Основой для формирования фонда переселения являются схе­мы обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в за­пас, составляемые землеустроительными организациями, а также другая предпроектная землеустроительная документация в виде целевых или комплексных схем землеустройства административ­но-территориальных образований.

Земельный фонд для предоставления земельных участков в целях сельского хозяйства формируется также на основе спец. разра­ботанных схем землеустройства. В ходе земельной реформы в ряде районов страны разрабатыва­ли целевые схемы з/устр-ва, связанные с выделе­нием земель для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, расширением и увеличением числа личных подсобных хо­зяйств, упорядочением использования земель в черте сельских на­селенных пунктов с выделением земельных участков гражданам для огородничества, пастьбы скота, сенокошения и т. п.

Земельный фонд для продажи земельных участков на торгах (кон­курсах и аукционах) формируется из земель гос. и му­ниц. соб-ти. Он включает в себя как тер-но не связанные между собой з.уч-ки, так и з.уч-ки, расположенные в одном земельном массиве и пред­назначенные, например, под застройку. На все выставляемые на продажу з.у. гото­вят необходимую з/устроительную документацию (план участка, сведения по целевому использованию, ограничениям и обременениям, цена и т. д.).

При совершении сделки купли-продажи з.у. его оформляют в собственность и отводят на местности в установ­ленном порядке.

При образовании земельных фондов различного целевого назначения соблюдают следующие требования:

1. земельные массивы с целью обеспечения компактности рас­полагают в одном месте или на небольшом расстоянии друг от друга;

2. з.у. выделяют целыми массивами (контурами), совмещая их границы с живыми урочищами (оврагами, опушками леса, ручьями и др.) или линейными элементами орга­низации территории (дорогами, каналами, лесополосами и др.);

3. з.у. в спец. фонды изымают при усло­вии мин. ущерба существующей организации тер-­рии с/х предприятий, чтобы сохранить се­вообороты, мелиоративную сеть, организацию производства, тру­да и управления;

4. земельные фонды размещают вблизи дорог, обеспечивая транспортную доступность уч-ков и их рацион-ное исп-ние;

5. спец. фонды в целях последующего быстрого вовлече­ния земель в с/х оборот и использования име­ющихся элементов производственной и соц. инфраструк­туры размещают вблизи вымирающих или бывших ферм, полевых станов, неперспективных для реорганизуемых пред­приятий, с тем чтобы на базе имеющейся, пусть и незначитель­ной, инфраструктуры добиться с меньшими затратами улучшения использования земель.

6. Перенесение проекта в натуру.

Переносят проект в натуру в соответствии с техническими тре­бованиями, указаниями и инструкциями по выполнению соответ­ствующих работ, действующими в системе органов исполнитель­ной власти по управлению земельными ресурсами.

Перенесение проекта в натуру (отвод з.у.) со­стоит в технически точном проложении на местности проектных границ землевладений и землепользовании и закреплении их ме­жевыми знаками.

Переносят проект в натуру на основе рабочего (разбивочного) чертежа, на кот. показывают графически и надписями все элементы, необходимые для действий в полевых условиях: ситуа­цию для ориентирования на местности; геодезические данные для выполнения измерений углов и длин линий; направление хода — стрелками; места установки межевых знаков.

В лесной зоне проект можно переносить в натуру по отчетли­вым и точно обозначенным на плане элементам ситуации. В от­крытой местности прокладывают теодолитные ходы. Каждое зем­левладение и з/польз-е должно быть привязано к пунктам Государственной геодезической сети (триангуляции и полигонометрии) и ОМС или опорным межевым знаком (ОМЗ).

В зависимости от материала пункты ОМС представляют со­бой: бетонный пилон, моно­лит; железную трубу; деревянный столб или марки, штыри, болты, за­крепленные цементным раст­вором в основании различных сооружений.

Все поворотные точки гра­ницы з.у., кро­ме границ, проходящих по «живым урочищам» и линей­ным сооружениям (заборам, фасадам зданий, элементам до­рожной сети и др.), совпадающим с границами, закрепляют межевыми знаками. В качестве ме­жевых знаков используют деревянные колья диаметром 5...7 см, железные трубы и штыри, забитые в грунт на глубину 0,4...0,6 м.

Межевой знак при установке в грунт ориентируют так, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку по ходу часовой стрелки.

Суходольные границы, не совмещенные с живыми урочищами, пропахивают в одну борозду глубиной не менее 20 см.

Расстояния м/у межевыми знаками и их месторасположение должны обеспечить взаимную видимость и соответствовать геоде­з-ким нормам. При установлении границ геодез-кими способами должна быть обеспечена требуемая точность положения на местности межевых знаков относительно пунктов съемочной гео­дез-кой основы.

Пункты ОМС и межевые знаки сдают собственникам, владельцам или пользовате­лям з.у. по акту на наблюде­ние за сохранностью. При этом составляют протокол с описанием границ, к которому прилагают их чертеж .

На чертеже границ з.у. показывают: поворотные точки границ, их номера, меры линий; элементы гидрогра­фической сети (реки, озера) и линейные объекты (дороги, каналы и др.), являющие­ся границами участка; границы и кадаст­ровые номера з.у-ков других собственников, владельцев и пользователей, расположенных в границах предоставленного уч-ка (построение землепользования); границы и номера территорий (зон), на кото­рые установлены ограничения или особый режим использования земель; границы территорий, обремененных правами других физ. и юр. лиц по использованию частей участка.

Масштаб чертежа выбирают в зависимости от конфигура­ции з.у. и возможности показа поворотных то­чек границ.

Чертеж в 2 экземплярах подписывает должностное лицо районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, где хранится и подлинник этого документа. Чертеж границ (план) земельного участка обязателен при со­вершении любых земельных сделок и его прилагают к Свидетель­ству о гос. регистр-и права на этот участок.

7. Подготовительные работы при проведении межхозяйственного землеустройства.

МХЗ проводится в опр-й системе, составл-й его производст-й процесс. Произв-й процесс МХЗ состоит из следующих этапов: - предпроектные работы, - подготовительные работы, - составление проекта, - рассмотрение и утверждение проекта, - перенесение проекта в натуру (на местность), - оформление и выдача землеус-х документов и документов, удостоверяющих право собственности и пользования землей.

В процессе подготовит. работ, решаются след-е задачи:

1. установить состав участ-в, заинтер-х в проведении МХЗ.

2. подготовить все свед-я о правов., экон,соц положении объектов з/устр-ва.

3. изучить необх-е планово-картограф-е, земельно-кадастр-е, земельно-учетные мат-лы.

4. изучить необход-ть проведения МХЗ и устан-ть основания для выполн-я этой работы.

5. изучить состояние терр-й каждого участ-ка землеустраив-х хозяйств,

6. выявить и изучить пожелания и предлож-я соб-в земли, з/п, арендаторов.

7. подготовить и утвердить задание на проектир-е.

Подгот-е работы вкл-т: камер-ю землеуст-ю подг-ку, полевое землеуст-е обслед-е.

Камер-я землеус-я подготовка выпол-ся на месте, до выезда на объект проектир-я. Примен-но к объектам землеус-го проект-я, кот были установлены на стадии оформ-я заказов, готовят материал, кот вкл-т:

1. сбор и изуч-е планово-картогр-е мат-лы и данные вычис-я S зем. угодий.

2. матер-лы обслед-й и изысканий: почв-е, геоботон-е, геодез-е.

3. матер-лы ГЗК, инвент-ции земель.

4. сведения об урож-сти с/хозкультур и продукт-ти живот-х и птицы (3-5лет).

5. различные схемы и проекты (землеус-а, мелиорации и т.д.)

6. свед-я о размещении природоохр-х и истор.-культ-х объектов (заповед-в).

7. материалы по водоохраным зонам.

8. свед-я о передаче земель в ведение сельс-х адм-й и о границах сельс-х насел-х пунктов.

9. свед-я об объектах, кот потребуется земля.

10. данные о наличии и размещ-и спец-го фонда земель и район-го фонда перераспр-я.

Перечень и содержание матер-в камер-й подготовки, их объем и степень детал-ти должны опр-ся содержанием проекта землеус-ва.

Полевое землеустр-ое обследование проводят на терр-х землеус-х предпр-й. При обследовании на местности уст-т: 1. сост-е и возможность исп-я сущ-х животнов-х построек в каждом землеуст-м хоз-ве, а также др построек. 2. размещение зем-х массивов, предн-х для проект-я новых з/в и з/п с учетом расп-я охран-х терр-й и удобных связей с др. хозяйствами.3. ЗУ, подтверженые эрозии, дефляции.4. наличие и состояние противоэроз-х гидротехн-х соор-й, лесных насаждений.5. ЗУ , нуждающиеся в проведении улучшающих меропр-й и пригодные к освоению под с/х угодья.6. состояние мелиорат-х и дооржных соор-й, водных источников, и опр-т потребность в стр-ве новых.7. экол-е состояние земель и их размещение относ-но загряз-х объектов.8. наиболее целесообразную специализацию каждого хозяйства.9. при необход-ти местоп-е ЗУ для размещения усадебных центров.

Кроме этого, выявляют пожелания и предложения, оформляют акт и чертеж землеус-го обслед-я, кот подпис-ся всеми членами комиссии.

На основе дан-х подг-х работ сост-ся задание на проект-е, кот включ:

- основание для проектир-я

- наим-е заказчика и проектиров-ка

- основные вопросы проектир-я (специализация, технико-экон показатели, урож-ть с/х культур)

- формы собст-ти на землю и з/п, рассм-е при земл-м проект-и

- размещение усадеб и др хоз-х центров

- намечаемые меропр-я по инж-му оборуд-ю терр-и

- различные межхоз-е и коопер-е связи

- природоохр-е меропр-я

- состав проекта, М-б плана, чертежи, состав поясн-й записки и т.д.

На основании задания сост-т проект МХЗ.

8. Процесс межхозяйственного землеустройства.

В любых случаях объектом межхозяйственного землеустройства является территория, перераспределенная между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.

Схемы землеустройства учитывают перспективы развития отдельных отраслей, регулируют процессы функциониро­вания частной собственности на землю и земельный оборот.

Поэтому межхозяйственное землеустройство, затрагивающее одновременно группу землевладений и землепользовании, прово­дят в единой технологической и информационной связи со схема­ми землеустройства. Если оно охватывает территорию несколь­ких, не менее двух, пространственно взаимосвязанных землевла­дений и землепользовании разных юр. и физ. лиц разнообразных форм собственности и хозяйствования, распо­ложенных на территории одного административного района, то межхозяйственное землеустройство осуществляют в увязке со схе­мой землеустройства этого района. При этом разработка схемы з/устр-ва района должна предшествовать составлению про­екта межхозяйственного землеустройства.

Схема з/устр-ва района и разработанные в соответствии с ней показатели служат основой при подготовке задания на со­ставление проектов МХЗ

Основаниями проведения МХЗ являются решения федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, договоры о проведении з/устр-ва, судебные решения. В ряде случаев с инициативой проведения МХЗ выступают землеустроительные органы.

Произв-й процесс МХЗ состоит из следующих этапов: 1. - предпроектные работы; 2. - подготовительные работы; 3. - составление проекта;4. - рассмотрение и утверждение проекта; 5. - перенесение проекта в натуру (на местность); 6.- оформления и выдачи землеустроительных материалов, зем­леустроительных дел и документов, удостоверяющих право собственности на землю землевладения и землепользования; 7. - осуще­ствления проекта межхозяйственного землеустройства, 8. - проведения авторского надзора за выполнением проекта собственниками зем­ли, землевладельцами и землепользователями.

МХЗ: 1. при изменении границ объектов землеустройства, в том числе с целью устранения недостатков в их расположении (чересполоси­ца, вклинивания, вкрапливания, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании); 2. установлении (восстановлении) границ объектов землеуст­ройства; 3. предоставлении земельных участков гражданам и юридичес­ким лицам; 4. изъятии (выкупе) земельного участка; 5.совершении сделок с земельными участками; 6.в иных случаях перераспределения земель.

В зависимости от сложности и характера проведения решаемых задач и их содержания указанный процесс м.б различной степени сложности; охватывать небольшие территории и малое количество с/х предприятий, сводиться к устранению незначительных недостатков. В этом случае составляется одностадийный проект МХЗ. В случаях охвата большого количества хозяйств, имеющих значительные площади, а для их реализации требуются более длительные сроки выполнения, проводятся предпроектные разработки – составление схем МХЗ.

МХЗ осуществляют на основе сведений ГЗК, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градострои­тельной и иной документации, связанной с использованием, ох­раной и перераспределением земель.

9. Основы технологии проектирования.

З/устр-е проектирование — основ­ная стадия з/устр-го процесса. З/устр-е проектирование как отрасль научного зна­ния (научная дисциплина) — это учение о видах и формах з/­устр-ва, закономерностях организации тер-рии и средств производства, неразрывно связанных с землей. Как сфера практи­ческой д-ти — это система знаний о методах, способах и приемах составления, обоснования и осущ-я проектов з/устр-ва.

Объект з/устр-го проектирования — тер-рия, но не в отрыве от систем хозяйства, з/владения и з/пользова­ния, а во взаимосвязи с ними.

Предметом научной дисциплины «З/устр-е проектир-е» являются закономерности организа­ции тер-рии и средств произв-ва, неразрывно связанных с землей, и обусловл-е ими методы, способы и приемы состав­ления, обоснования и осуществления проектов землеустройства.

принципы землеустроительного проектирования:

1. максимально возможное использование достижений НТП в области техники, технологии и органи­зации проектирования; 2. строгое соблюдение экол-х требований, техническая правильность, юр. грамотность и экономическая обо­снованность проектных решений; 3. создание условий для улучшения исп-я земельных, трудовых и денежно-материальных ресурсов; 4. комплексное решение проектных задач; 5.максимально полный учет прир-х и эконом. усло­вий з/владений, з/пользовании или их систем; 6. обеспечение экол., эконом. и . эф­-ти проектов з/устр-ва.

Классификация проектов з-ва.их подразделяют на три большие группы:

проекты МХЗ; проекты ВХЗ; рабочие проекты, связанные с использованием и охраной зе­мель.

В основе данного деления лежат виды землеустройства: межхо­зяйственное, внутрихозяйственное и участковое.

Основными задачами проектов являются:уточнение местоположения и границ з/у, подбор наиболее экономичных технологий выполнения мелиоративных и других строительных работ; уточнение условий и режимов использования и охра­ны земель после мелиорации; разработка мероприятий по окультуриванию зе­мель.

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ . технология проектирования — это про­цесс, включающий совокупность производственных операций по решению проектных задач.

три основные техноло­гии землеус-го проектирования:

Традиционная технология основана на решении проектных з/устр-х задач методом последовательных приближений, от общего к частному и в обратном направлении. традиционная технология не всегда обеспечивает получение оптимальных реше­ний, а процесс проектирования оказывается достаточно длитель­ным. Расчеты при этом, как правило, проводят вручную с исполь­зованием простейших вычислительных средств (например, мик­рокалькуляторов).

Комплексная технология основана на сочетании традиционных методов проектирования с использованием для ре­шения отдельных з/устр-х задач математического мо­делирования и экономико-математических методов. Данная тех­нология предусматривала решение оптимизационных задач и да­вала возможность определить показатели проекта: площади трансформации, мелиорации и улучшения угодий;типы, виды, количество, размеры и размещение севооборотов; т.д.

Автоматизированная технология представля­ет собой процесс получения полностью законченных з/устр-х решений по заранее заданным программам, осуществля­емый с использованием автоматизированного рабочего места (АРМ) землеустроителя-проектировщика. Для этого требуется специальное техническое, программное и информационное обес­печение.

Автоматизированные технологии землеустроительного проек­тирования проходят широкую апробацию и находятся в стадии внедрения. Их становление тесно связано с технологиями ведения земельного кадастра.

Наши рекомендации