Дисциплина 8 – «Землеустройство»
1. Методы межевания объектов землеустройства.
Новые границы землевладений (землепользовании) проектируют в тех случаях, когда они образуются вновь, также при их упорядочении, присоединении з.у. к существующим хозяйствам или передаче части их земель другим предприятиям (организациям, учреждениям).
Спрямляют границы при значительной их изломанности и вклинивании.
При спрямлении ломаной границы новую устанавливают так, чтобы она была по возможности прямолинейной, проходила в заданном направлении, а S участков, отрезаемых и прирезаемых ею, были равновеликими. Заданное направление выбирают параллельным близлежащей дороге, лесной полосе, каналу, ЛЭП, трубопроводам и другим линейным объектам.
Спрямление границ по прямой из данной точки применяют в условиях открытой местности в тех случаях, когда необходимо сохранить эту точку в качестве опорной на новой границе.
В пр-се межхоз-ного земл-ва часто возникает необх-сть восстановления границ землевладений (землепользовании), возобновления утраченных граничных знаков.
При наличии различных геодез-ких приборов исп-ют разную методику установления (восстановления) границ.
После завершения процедуры уст-я и соглас-я границ з.у. на местности закрепляют его границы межевыми знаками установленного образца.
Меж. знаки размещают на всех поворотных точках границы з.у., кроме границ, проходящих по живым урочищам и линейным сооружениям, совпадающим с границами з.у..
Рез-ты установления и согласования границ оформляют актом, который подписывают собственники, владельцы, пользователи размежевываемых и смежных с ними земельных участков (или их представители), представители городской (поселковой) или сельской администрации и производитель работ. Акт утверждают террит-ные органы по управлению земельными ресурсами и землеустройству.
По результатам геодез-ких, фотограмметрических и картометрических измерений вычисляют координаты ОМС и межевых знаков.
S з.у. вычисляют в основном аналитическими методами по координатам межевых знаков, полученным геодез-кими и фотограм-ми методами.
Чертеж границ з.у. сост-ет исполнитель работ и утв руководитель (зам. руководителя) тер-го органа по управлению зем. ресурсами и з/устройству.
При установлении границ з.у. в необходимых случаях по просьбе заказчика могут одновременно устанавливать и обозначать на местности границы земель с особым правовым режимом использования в качестве самостоятельного вида работ.
НПР: Положение о порядке установления границ землепользований при застройке городов и других поселений.
Устан-ние границ з.у. в городах и поселениях включает: 1. подготовительные работы; 2. разработку плана межевания микрорайона или квартала, согласование его с владельцами недвижимости и утверждение в установленном порядке; 3. установление границ в натуре.
Разрабатывают план межевания по инициативе органов МСУ или физ. и юр. лиц — владельцев недвиж-сти в границах данного микр-на или квартала.
План межевания разраб. в границах красных линий в масштабе 1:2000.
Границы з.у. устанавливают по красным линиям, осям внутренних проездов, другим границам.
К плану межевания прилагают: 1. акты согласования границ землепользований; 2. каталог координат границ землепользований; 3. перечень сервитутов; 4. пояснительную записку.
План меж-ния утверждают решением органа местного самоуправления, и он является основанием для устан-ния границ з.у. в натуре, закрепления их межевыми знаками и регистрации недв-сти в устан-ном порядке.
2. Межхозяйственное землеустройство в зонах крупных водохранилищ.
форма землеустройства — одна из наиболее сложных.
Водохранилища — это искусств. водоемы значительной вместимости, образуемые обычно в долинах рек плотинами для целей гидроэнергетики, орошения земель, водоснаб-я, водного транспорта и др. Осн. параметры водохр-ща: S водной пов-ти, глубина, ширина, длина, уровни воды, объемы воды.
При строительстве водохр-щ затапливаются обширные тер-рии. Они вносят в природу и хоз-во тер-рий, на кот. их создают, многочисленные отрицательные изменения и последствия.
В рез-те торр-ии водохр-щ подраз-т на такие зоны: затопления, подтопления, переформир-я берегов, мелководий, ухудшения организ-территор-х усл-й для исп-я отд-х ЗУ. Для того чтобы отриц-ные последствия в наименьшей степени отразились на хозяйственной деятельности, разрабатывают и осуществляют комплекс спец. землеустроительных мероприятий. К ним относятся: определение размеров затопления и возможностей возмещения потерь продуктивных угодий, переселение жителей, перенесение предприятий, сооружений, коммуникаций, реорганизация территории и производства c/[ предприятий.
Последовательность работ при МХЗ зоны водохранилища следующая.
1. Устанавливают размещение всех земель, относящихся к зоне
воздействия водохр-ща. Размещение самого водохранилища, которое составляет основную часть предоставляемых земель, устанавливают в соответствии с границами зоны затопления.
2. Вычисляют площади (общие и по угодьям) и составляют экспликацию по каждому землевладению (землепользованию) после нанесения границ предоставляемых земель.
3. Наносят на проектные планы границу подтопляемых земель. Вычисляют S подтопляемых земель в проектной экспликации. По каждому землевладению (землепользованию) вычисляют площади и составляют проектные экспликации остающихся угодий.
4. Устанавливают месторасп-ние населенных пунктов, производственных центров, дорог, мостов, линий связи и других объектов. Решают ? о необходимости защиты тех или иных объектов. Выявляют мелководья, наносят их границы, определяют площади. Решают ? об их хоз-ном использовании или инженерной защите.
5. Определяют размеры и потери с/х производства в результате затопления и другого сокращения S-дей продуктивных земель и объема с/х производства.
6. Определяют виды и размеры убытков землевладельцев и землепользователей, которые складываются из потерь предприятий, организаций и учреждений, а также потерь отдельных граждан (рабочих, служащих, пенсионеров) в результате затопления и подтопления.
7. Подготавливают предложения по снятию и использованию плодородного слоя почвы с затопляемых земель для составления рабочего проекта.
8. Разрабатывают предложения по основным условиям предоставления земель.
9. Разрабатывают предложения по реорганизации существующих землевладений (землепользовании), производства, расселения, определяют затраты на эти мероприятия.
Особ-ти образования водохр-щ состоят в том, что при этом хозяйства могут оказаться в след-м состоянии:
1. с/х угодья хозяйства полнлстью затапливаются. 2. зем-е угодья затапл-ся частично и для норм-го функц-я водохр-ща необходимо либо прирезать часть земли взамен выбывших, либо изменить спец-цию.3. образование водохр-щ оказывает отриц-е возд-е на рапол-е хозяйства и на возн-е у него недостатков з/п-ия.
Во всех этих случаях возникает необх-ть решения след-х вопросов:
1. сохранение сельхозпред-я с возможным изменением его размеров, размещения и спец-ции.2. объединение части одного хоз-ва с др частями и создание на этой основе нового з/п-ия.3. полная ликвидация хоз-ва на прежнем месте и при необх-ти предоставление новых земель в другом месте.4. реорганизация з/п-ий.
3. Образование землепользований (предприятий) промышленности.
Земля для пром-х и др. нес/х предприятий этой категории земельного фонда РФ служит тер-ным пространством их деят-ти, естественным основанием для размещения строительных площадок, зданий, коммуникаций. Плодородие земли для них не имеет значения.
Эти землепользования в большинстве случаев разбросаны среди других з/у, вклиниваясь, вкрапливаясь и пересекая их, или тянутся длинными узкими полосами.
Нес/х объекты, размещенные на отводимых участках, могут оказывать вредное загрязняющее или другое негативное влияние на окр.ср. и территорию.
В отличие от с/х все землепользования промышленного, транспортного и иного назначения по своим параметрам и характеристикам весьма разнообразны, очень многочис
Общими для землепользования пром-го, транспортного и иного назначения являются:
· проектирование размещения и параметров землепользования в соответствии с функциями и внутрихозяйственной структурой размещаемого объекта;
· разработка вариантов размещения земельных участков в целях определения лучшего проектного решения с позиций народнохозяйственной эффективности;
· учет социально-экономической и экологической ценности предоставляемых земель.
При проект-нии землепользовании (площадок) промышленных предприятий эффективным способом экономии земли является размещение их в составе пром. узлов.
Распростр-м нес/х объектом являются автомоб. дороги. При размещении а/д в состав ее земель включают полосы и участки земель в постоянное (бессрочное) пользование и полосы и участки для временного краткосрочного использования.
Размещение АЭС практически не связано с местами запасов топлива, что позволяет приближать их к потребителям электроэнергии.
В структуру земельного массива АЭС входят промышленная площадка, водохранилище-охладитель, железные и автомобильные дороги, другие коммуникации, поселок энергетиков и карьеры строительных материалов. Предусматривают мероприятия по охране окружающей среды.
При размещении участков для стр-ва лин-х сооружений (железных и шоссейных дорог, линий связи, трубопроводов, каналов и др.) необходимо проявлять особую осторожность, так как размещение их без тщательного учета существующей организации территории и интересов с/х может привести к снижению эффективности производства и ухудшению использования земли на территории, значительно превышающей предоставляемую площадь.
Образование землепользовании горнодобывающих предприятий отличается своеобразием. Так, промышленную добычу полезных ископаемых начинают только после оформления горного отвода и получения в установленном порядке земельного участка, необходимого для организации горных работ.
Горный отвод — это часть недр, предоставляемая для промышленной разработки содержащихся в них залежей полезных ископаемых.
Около 80% полезных ископаемых добывают открытым способом, что обходится дешевле по сравнению с подземным способом, но связано с большими потерями земли. При этом большие участки земной поверхности нарушают карьеры, глубина которых может достигать 100 м и более, засыпают отвалами высотой до 50 м. Открытые горные работы ухудшают гидрологические условия (иссушают землю) на территории, в 10... 12 раз большей, чем сама нарушенная площадь, загрязняют окр. среду территории, атмосферу.
4. Принципы, требования и последовательность образования несельскохозяйственного землепользования.
Проект МХЗ, по которому предоставляют и отводят з.у. для нес/х целей, разрабатывают в определенных порядке и последовательности. Стадии образования нес/х землепользовании (предоставление участка) следующие:
Оформление ходатайства (заявления) о выделении земельного участка и обоснование размера требуемой площади.
Предварительное согласование места размещения объекта.
Изъятие и предоставление земельного участка.
Оформление земельного участка.
Ходатайство о предоставлении з.у. для строительства различных нес/х объектов оформляют на основании решений о строит-тве объекта орган гос. власти РФ или субъекта РФ, орган МСУ, руководящие органы юр. лиц в зависимости от того, в чьих интересах будут строить объект.
Затем учреждения, организации или граждане, которым требуется земля, до начала проектирования объекта обращаются в компетентные органы, обладающие правом изъятия и предоставления з.у., с ходатайством о предварительном согласовании места размещения объекта.
Районная (городская) администрация с привлечением районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству подготавливает необходимые материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) и предоставлении з.у. для заявленных целей. В решении указывают S отводимых земельных угодий, условия предоставления з.у. и другие данные.
В процессе оформления з.у. устанавливают и закрепляют границы з.у. в натуре (на местности); изготовляют документы о праве на землю; совершают сделки с землей (заключение договоров); оплачивают стоимость потерь и убытков, з.у. и права аренды или компенсируют величину доплаты при обмене з.у.; оформляют государственную регистрацию прав на з.у.; вносят з.у. в реестры государственного учета земель и объектов недвижимости; получают лесорубочный билет; получают лицензию и заключают договор водопользования и водосбора; получают и регистрируют разрешение на строительство объекта.
При образовании з/й нес/х предпр-й необх-мо соблюдать след.треб-я:
1. размещение предост-го ЗУ должно произв-ся с учетом интересов всех отраслей и категорий предпр-й.
2. распол-е участка должно создавать территор-е усл-я для норм-го функц-я предпр-я.
3. соотв-е природных усл-й, площади и конфигурации треб-ям созд-го предпр-я.
4. обеспечение рацион-го исп-я остающихся земель и снижение затрат на улучшение угодий.
5. обеспечение сохранения ценных с/х угодий.
6. нарушения внутрихоз-й организации терр-ии, а также компактности и целостности з/п д.б наименьшими.
7. недопущение нарушения в охране окр. среды.
На этой основе можно сформул-ть такие принципы при проект-и: - неоспоримый приоритет с/х производства. - абсолютная экономия земель от нерацион-го из расходования. - полный учет влияния нес/х предприятий на исп-е земли и охрану окр. среды.
Проект образования з/п предпр-й нес/х назначения включает составные части: 1. устан-е и обоснование площади предварительно соглас-го ЗУ. 2. упорядочение расп-я участка на террит-и з/п. 3. опр-е состава и ценности земель в границах образуемого з/п нес/х предпр-я. 4. выявление отриц-х последствий изъятия непоср-но размещаемого объекта и разработка мер по их предотвращению. 5. опр-е размера потерь с/х производства. 6. опр-е видов и размеров убытков з/п, включая упущенную выгоду. 7. подготовка технических усл-й для снятия, хранения и исп-я плодородного слоя почвы с отводимого участка. 8. проведение рекультивации нарушенных земель. 9. подготовка предложений по условиям предост-я ЗУ. 10. разработка предложений по реорганизации (упорядочению) сущест-х з/п, производства и расселения.
В зависимости от разновидности межхоз-го земл-тва содержание проектов образования з.п нес/х назначения может быть различным. Однако во всех случаях эти проекты имеют общие вопросы, подлежащие обязательному решению.
5. Методы образования целевых земельных фондов.
К землям, используемым не по целевому назначению, относятся участки, на которых изменен вид хоз. деятельности, используя земли не в тех целях, для которых они были предоставлены.
К неэффективно используемым землям относят: 1. с\х угодья всех категорий земель, на которых урожайность и продуктивность угодий меньше нормальной на 20 %; 2. земли, на которых происходит снижение плодородия и ухудшение других свойств; 3. мелиоративный земельный фонд, предусмотренный к с/х-му освоению .
К выбывшим из оборота или переведенным в менее ценные угодья относят: 1. с/х угодья, не используемые в с/х производстве по ряду причин, если полное или частичное восстановление их технически и экономически невозможно; 2. земли, предоставленные для с/х произв-ва, но не использованные в течение 1 года, за исключением периодов стихийных бедствий; 3. земли, предоставленные для нес/х произв-ва, если в течение 2 лет не осуществлено их целевое освоение.
Фонд перераспределения земель . З/у, оставшиеся после бесплатной передачи земель в собст-сть гражданам, коллективам с/х предприятий разных форм хозяйствования, включали в фонд перераспределения земель. Земли данного фонда отмечали в планово-картографическом материале.
Земельный фонд переселения имеет различное целевое назначение, которое определяется категорией переселяющихся или расселяющихся граждан или их объединений.
Земли фонда переселения формируют за счет земельных участков других фондов, нового освоения земель; земель с/х и других предприятий, организаций и учреждений, включаемых в фонд (невостребованных земельных долей, неиспользуемых массивов и др.); земель запаса.
Основой для формирования фонда переселения являются схемы обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас, составляемые землеустроительными организациями, а также другая предпроектная землеустроительная документация в виде целевых или комплексных схем землеустройства административно-территориальных образований.
Земельный фонд для предоставления земельных участков в целях сельского хозяйства формируется также на основе спец. разработанных схем землеустройства. В ходе земельной реформы в ряде районов страны разрабатывали целевые схемы з/устр-ва, связанные с выделением земель для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, расширением и увеличением числа личных подсобных хозяйств, упорядочением использования земель в черте сельских населенных пунктов с выделением земельных участков гражданам для огородничества, пастьбы скота, сенокошения и т. п.
Земельный фонд для продажи земельных участков на торгах (конкурсах и аукционах) формируется из земель гос. и муниц. соб-ти. Он включает в себя как тер-но не связанные между собой з.уч-ки, так и з.уч-ки, расположенные в одном земельном массиве и предназначенные, например, под застройку. На все выставляемые на продажу з.у. готовят необходимую з/устроительную документацию (план участка, сведения по целевому использованию, ограничениям и обременениям, цена и т. д.).
При совершении сделки купли-продажи з.у. его оформляют в собственность и отводят на местности в установленном порядке.
При образовании земельных фондов различного целевого назначения соблюдают следующие требования:
1. земельные массивы с целью обеспечения компактности располагают в одном месте или на небольшом расстоянии друг от друга;
2. з.у. выделяют целыми массивами (контурами), совмещая их границы с живыми урочищами (оврагами, опушками леса, ручьями и др.) или линейными элементами организации территории (дорогами, каналами, лесополосами и др.);
3. з.у. в спец. фонды изымают при условии мин. ущерба существующей организации тер-рии с/х предприятий, чтобы сохранить севообороты, мелиоративную сеть, организацию производства, труда и управления;
4. земельные фонды размещают вблизи дорог, обеспечивая транспортную доступность уч-ков и их рацион-ное исп-ние;
5. спец. фонды в целях последующего быстрого вовлечения земель в с/х оборот и использования имеющихся элементов производственной и соц. инфраструктуры размещают вблизи вымирающих или бывших ферм, полевых станов, неперспективных для реорганизуемых предприятий, с тем чтобы на базе имеющейся, пусть и незначительной, инфраструктуры добиться с меньшими затратами улучшения использования земель.
6. Перенесение проекта в натуру.
Переносят проект в натуру в соответствии с техническими требованиями, указаниями и инструкциями по выполнению соответствующих работ, действующими в системе органов исполнительной власти по управлению земельными ресурсами.
Перенесение проекта в натуру (отвод з.у.) состоит в технически точном проложении на местности проектных границ землевладений и землепользовании и закреплении их межевыми знаками.
Переносят проект в натуру на основе рабочего (разбивочного) чертежа, на кот. показывают графически и надписями все элементы, необходимые для действий в полевых условиях: ситуацию для ориентирования на местности; геодезические данные для выполнения измерений углов и длин линий; направление хода — стрелками; места установки межевых знаков.
В лесной зоне проект можно переносить в натуру по отчетливым и точно обозначенным на плане элементам ситуации. В открытой местности прокладывают теодолитные ходы. Каждое землевладение и з/польз-е должно быть привязано к пунктам Государственной геодезической сети (триангуляции и полигонометрии) и ОМС или опорным межевым знаком (ОМЗ).
В зависимости от материала пункты ОМС представляют собой: бетонный пилон, монолит; железную трубу; деревянный столб или марки, штыри, болты, закрепленные цементным раствором в основании различных сооружений.
Все поворотные точки границы з.у., кроме границ, проходящих по «живым урочищам» и линейным сооружениям (заборам, фасадам зданий, элементам дорожной сети и др.), совпадающим с границами, закрепляют межевыми знаками. В качестве межевых знаков используют деревянные колья диаметром 5...7 см, железные трубы и штыри, забитые в грунт на глубину 0,4...0,6 м.
Межевой знак при установке в грунт ориентируют так, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку по ходу часовой стрелки.
Суходольные границы, не совмещенные с живыми урочищами, пропахивают в одну борозду глубиной не менее 20 см.
Расстояния м/у межевыми знаками и их месторасположение должны обеспечить взаимную видимость и соответствовать геодез-ким нормам. При установлении границ геодез-кими способами должна быть обеспечена требуемая точность положения на местности межевых знаков относительно пунктов съемочной геодез-кой основы.
Пункты ОМС и межевые знаки сдают собственникам, владельцам или пользователям з.у. по акту на наблюдение за сохранностью. При этом составляют протокол с описанием границ, к которому прилагают их чертеж .
На чертеже границ з.у. показывают: поворотные точки границ, их номера, меры линий; элементы гидрографической сети (реки, озера) и линейные объекты (дороги, каналы и др.), являющиеся границами участка; границы и кадастровые номера з.у-ков других собственников, владельцев и пользователей, расположенных в границах предоставленного уч-ка (построение землепользования); границы и номера территорий (зон), на которые установлены ограничения или особый режим использования земель; границы территорий, обремененных правами других физ. и юр. лиц по использованию частей участка.
Масштаб чертежа выбирают в зависимости от конфигурации з.у. и возможности показа поворотных точек границ.
Чертеж в 2 экземплярах подписывает должностное лицо районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, где хранится и подлинник этого документа. Чертеж границ (план) земельного участка обязателен при совершении любых земельных сделок и его прилагают к Свидетельству о гос. регистр-и права на этот участок.
7. Подготовительные работы при проведении межхозяйственного землеустройства.
МХЗ проводится в опр-й системе, составл-й его производст-й процесс. Произв-й процесс МХЗ состоит из следующих этапов: - предпроектные работы, - подготовительные работы, - составление проекта, - рассмотрение и утверждение проекта, - перенесение проекта в натуру (на местность), - оформление и выдача землеус-х документов и документов, удостоверяющих право собственности и пользования землей.
В процессе подготовит. работ, решаются след-е задачи:
1. установить состав участ-в, заинтер-х в проведении МХЗ.
2. подготовить все свед-я о правов., экон,соц положении объектов з/устр-ва.
3. изучить необх-е планово-картограф-е, земельно-кадастр-е, земельно-учетные мат-лы.
4. изучить необход-ть проведения МХЗ и устан-ть основания для выполн-я этой работы.
5. изучить состояние терр-й каждого участ-ка землеустраив-х хозяйств,
6. выявить и изучить пожелания и предлож-я соб-в земли, з/п, арендаторов.
7. подготовить и утвердить задание на проектир-е.
Подгот-е работы вкл-т: камер-ю землеуст-ю подг-ку, полевое землеуст-е обслед-е.
Камер-я землеус-я подготовка выпол-ся на месте, до выезда на объект проектир-я. Примен-но к объектам землеус-го проект-я, кот были установлены на стадии оформ-я заказов, готовят материал, кот вкл-т:
1. сбор и изуч-е планово-картогр-е мат-лы и данные вычис-я S зем. угодий.
2. матер-лы обслед-й и изысканий: почв-е, геоботон-е, геодез-е.
3. матер-лы ГЗК, инвент-ции земель.
4. сведения об урож-сти с/хозкультур и продукт-ти живот-х и птицы (3-5лет).
5. различные схемы и проекты (землеус-а, мелиорации и т.д.)
6. свед-я о размещении природоохр-х и истор.-культ-х объектов (заповед-в).
7. материалы по водоохраным зонам.
8. свед-я о передаче земель в ведение сельс-х адм-й и о границах сельс-х насел-х пунктов.
9. свед-я об объектах, кот потребуется земля.
10. данные о наличии и размещ-и спец-го фонда земель и район-го фонда перераспр-я.
Перечень и содержание матер-в камер-й подготовки, их объем и степень детал-ти должны опр-ся содержанием проекта землеус-ва.
Полевое землеустр-ое обследование проводят на терр-х землеус-х предпр-й. При обследовании на местности уст-т: 1. сост-е и возможность исп-я сущ-х животнов-х построек в каждом землеуст-м хоз-ве, а также др построек. 2. размещение зем-х массивов, предн-х для проект-я новых з/в и з/п с учетом расп-я охран-х терр-й и удобных связей с др. хозяйствами.3. ЗУ, подтверженые эрозии, дефляции.4. наличие и состояние противоэроз-х гидротехн-х соор-й, лесных насаждений.5. ЗУ , нуждающиеся в проведении улучшающих меропр-й и пригодные к освоению под с/х угодья.6. состояние мелиорат-х и дооржных соор-й, водных источников, и опр-т потребность в стр-ве новых.7. экол-е состояние земель и их размещение относ-но загряз-х объектов.8. наиболее целесообразную специализацию каждого хозяйства.9. при необход-ти местоп-е ЗУ для размещения усадебных центров.
Кроме этого, выявляют пожелания и предложения, оформляют акт и чертеж землеус-го обслед-я, кот подпис-ся всеми членами комиссии.
На основе дан-х подг-х работ сост-ся задание на проект-е, кот включ:
- основание для проектир-я
- наим-е заказчика и проектиров-ка
- основные вопросы проектир-я (специализация, технико-экон показатели, урож-ть с/х культур)
- формы собст-ти на землю и з/п, рассм-е при земл-м проект-и
- размещение усадеб и др хоз-х центров
- намечаемые меропр-я по инж-му оборуд-ю терр-и
- различные межхоз-е и коопер-е связи
- природоохр-е меропр-я
- состав проекта, М-б плана, чертежи, состав поясн-й записки и т.д.
На основании задания сост-т проект МХЗ.
8. Процесс межхозяйственного землеустройства.
В любых случаях объектом межхозяйственного землеустройства является территория, перераспределенная между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
Схемы землеустройства учитывают перспективы развития отдельных отраслей, регулируют процессы функционирования частной собственности на землю и земельный оборот.
Поэтому межхозяйственное землеустройство, затрагивающее одновременно группу землевладений и землепользовании, проводят в единой технологической и информационной связи со схемами землеустройства. Если оно охватывает территорию нескольких, не менее двух, пространственно взаимосвязанных землевладений и землепользовании разных юр. и физ. лиц разнообразных форм собственности и хозяйствования, расположенных на территории одного административного района, то межхозяйственное землеустройство осуществляют в увязке со схемой землеустройства этого района. При этом разработка схемы з/устр-ва района должна предшествовать составлению проекта межхозяйственного землеустройства.
Схема з/устр-ва района и разработанные в соответствии с ней показатели служат основой при подготовке задания на составление проектов МХЗ
Основаниями проведения МХЗ являются решения федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, договоры о проведении з/устр-ва, судебные решения. В ряде случаев с инициативой проведения МХЗ выступают землеустроительные органы.
Произв-й процесс МХЗ состоит из следующих этапов: 1. - предпроектные работы; 2. - подготовительные работы; 3. - составление проекта;4. - рассмотрение и утверждение проекта; 5. - перенесение проекта в натуру (на местность); 6.- оформления и выдачи землеустроительных материалов, землеустроительных дел и документов, удостоверяющих право собственности на землю землевладения и землепользования; 7. - осуществления проекта межхозяйственного землеустройства, 8. - проведения авторского надзора за выполнением проекта собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
МХЗ: 1. при изменении границ объектов землеустройства, в том числе с целью устранения недостатков в их расположении (чересполосица, вклинивания, вкрапливания, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании); 2. установлении (восстановлении) границ объектов землеустройства; 3. предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам; 4. изъятии (выкупе) земельного участка; 5.совершении сделок с земельными участками; 6.в иных случаях перераспределения земель.
В зависимости от сложности и характера проведения решаемых задач и их содержания указанный процесс м.б различной степени сложности; охватывать небольшие территории и малое количество с/х предприятий, сводиться к устранению незначительных недостатков. В этом случае составляется одностадийный проект МХЗ. В случаях охвата большого количества хозяйств, имеющих значительные площади, а для их реализации требуются более длительные сроки выполнения, проводятся предпроектные разработки – составление схем МХЗ.
МХЗ осуществляют на основе сведений ГЗК, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной документации, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель.
9. Основы технологии проектирования.
З/устр-е проектирование — основная стадия з/устр-го процесса. З/устр-е проектирование как отрасль научного знания (научная дисциплина) — это учение о видах и формах з/устр-ва, закономерностях организации тер-рии и средств производства, неразрывно связанных с землей. Как сфера практической д-ти — это система знаний о методах, способах и приемах составления, обоснования и осущ-я проектов з/устр-ва.
Объект з/устр-го проектирования — тер-рия, но не в отрыве от систем хозяйства, з/владения и з/пользования, а во взаимосвязи с ними.
Предметом научной дисциплины «З/устр-е проектир-е» являются закономерности организации тер-рии и средств произв-ва, неразрывно связанных с землей, и обусловл-е ими методы, способы и приемы составления, обоснования и осуществления проектов землеустройства.
принципы землеустроительного проектирования:
1. максимально возможное использование достижений НТП в области техники, технологии и организации проектирования; 2. строгое соблюдение экол-х требований, техническая правильность, юр. грамотность и экономическая обоснованность проектных решений; 3. создание условий для улучшения исп-я земельных, трудовых и денежно-материальных ресурсов; 4. комплексное решение проектных задач; 5.максимально полный учет прир-х и эконом. условий з/владений, з/пользовании или их систем; 6. обеспечение экол., эконом. и . эф-ти проектов з/устр-ва.
Классификация проектов з-ва.их подразделяют на три большие группы:
проекты МХЗ; проекты ВХЗ; рабочие проекты, связанные с использованием и охраной земель.
В основе данного деления лежат виды землеустройства: межхозяйственное, внутрихозяйственное и участковое.
Основными задачами проектов являются:уточнение местоположения и границ з/у, подбор наиболее экономичных технологий выполнения мелиоративных и других строительных работ; уточнение условий и режимов использования и охраны земель после мелиорации; разработка мероприятий по окультуриванию земель.
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ . технология проектирования — это процесс, включающий совокупность производственных операций по решению проектных задач.
три основные технологии землеус-го проектирования:
Традиционная технология основана на решении проектных з/устр-х задач методом последовательных приближений, от общего к частному и в обратном направлении. традиционная технология не всегда обеспечивает получение оптимальных решений, а процесс проектирования оказывается достаточно длительным. Расчеты при этом, как правило, проводят вручную с использованием простейших вычислительных средств (например, микрокалькуляторов).
Комплексная технология основана на сочетании традиционных методов проектирования с использованием для решения отдельных з/устр-х задач математического моделирования и экономико-математических методов. Данная технология предусматривала решение оптимизационных задач и давала возможность определить показатели проекта: площади трансформации, мелиорации и улучшения угодий;типы, виды, количество, размеры и размещение севооборотов; т.д.
Автоматизированная технология представляет собой процесс получения полностью законченных з/устр-х решений по заранее заданным программам, осуществляемый с использованием автоматизированного рабочего места (АРМ) землеустроителя-проектировщика. Для этого требуется специальное техническое, программное и информационное обеспечение.
Автоматизированные технологии землеустроительного проектирования проходят широкую апробацию и находятся в стадии внедрения. Их становление тесно связано с технологиями ведения земельного кадастра.