Духовно-нравственный аспект идеологии белорусского государства
Суверенное государство,каким является Республика Беларусь, не может быть по – настоящему дееспособным без четкой системы национальных интересов, идейных, духовных и нравственных ценностей, мировоззренческих ориентиров.Эти интересы, ценности и ориентиры должны быть понятны каждому жителю республики, поддерживаться им.
Белорусский национальный характер как исходный пункт государственной идеологии формировался не в тепличных исторических условиях, а в борьбе за право мирно трудиться на своей исконной земле.Родную землю наши предки обильно полили потом и кровью. У белорусского народа было и остается одно стремление – жить в мире с соседями. У нас были и есть свои пророки и просветители: Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Янка Купала, Якуб Колос, Владимир Короткевич, Иван Шамякин и многие другие светлые умы – выразители воли народа, истинные волаты народного духа.
На протяжении веков белорусы не раз подвергались духовной экспансии в самых разных ее проявлениях.Однако наш народ сумел сохранить свои главные духовные ценности,выстрадал и отстоял свою веру.
Ядром этой веры является христианская мораль.Даже после долгого периода абсолютно атеистической советской власти христианские ценности не утрачены, сохранены народом.
Для большинства людей патриотизмбыл и остается тем драгоценным наследием, смыслом жизни, которое бережно хранится и передается из поколения в поколение. Патриотизм – глубоко духовное понятие, и его нельзя подменить чуждыми нам, славянам, эрзацами от культуры, несущими психологию индивидуализма, эгоизма, проповедующими вместо гуманности и добра, зло и насилие. Это чувство объединяет людей разных национальностей, вероисповеданий не столько на национальной или территориальной основе, сколько на почве гражданской, нравственной, культурной. Именно на этом внутреннем народном чувстве раскрывается и национальная идея.
В час тяжелейших испытаний патриотизм вдохновлял людей, делал их непобедимыми для противника. Об этом свидетельствует опыт истории.
Опасны для белорусского общества идеи национальной исключительности. Ведь они внешне привлекательны. Это – любовь к своей стране, ее истории, национальным традициям, культуре, языку. И воспитание ощущения своей принадлежности к конкретной нации, отождествление себя с нею, и кристаллизации общего национального интереса. Что, казалось бы, здесь плохого? Причем все это замешивается на святой идее патриотизма.
Но и здесь белорусы оказались мудрыми. Любовь к Родине несовместима с национальной вражды.
На рубежах нового столетия патриотизм как воздух необходим для преображения страны. Он важен как для нравственного и духовного исцеления общества, так и для возрождения науки, образования, культуры. Благородное чувство патриотизма необходимо для торжества добра и справедливости, преодоления сепаратизма и этнонационализма, обеспечение мира и согласия в обществе. Патриотическое сознание народа формируется в первую очередь исторической памятью.
Исторический опыт свидетельствует, что выход из кризисных ситуаций начинается с объединения духовно – интеллектуальных сил общества. Материальные проблемы можно эффективно разрешить единой волей и ответственностью. Сплотить людей, дать веру в собственные силы лучше последовательного патриотизма не может ни одна другая идея.
Без патриотизма невозможно вернуть былое могущество и силу, добиться осознанного выполнения каждым своего гражданского долга и уважения к закону. Государственная политика именно в этом важном вопросе должна строиться таким образом, чтобы у каждого гражданина была искренняя любовь к своему Отечеству, гордость за свою нацию. И. Ильин подчеркивал, что «отказывающийся от своего индивидуального духовного лица (все равно, будет это человек или народ) не восходит какую – то «высшую» ступень «всеобщего», а нисходит в духовное небытие: ему предстоит… исчезновение с арены истории».
Веками на нашей земле главными духовными опорами людей были церковь, семья, коллектив.Гармонично дополняя друг друга, эти общественные институты давали человеку самое заветное – веру, надежду и любовь.Любой крен в этой триаде приводил к духовному опустошению личности, а тем самым – к подрыву духовных устоев государства. Особенно это проявлялось на крутых поворотах истории. Данную триаду нельзя разрывать и разрушать – так учит нас опыт народной жизни. Кстати сказать, на этой простой формуле построен весь мир.
Вот почему одной из самых тонких и деликатных сфер государственной идеологии является конфессиональная.Наше государство – светское, но не учитывать религиозный фактор общественного развития мы не можем. Религиозные организации, и в первую очередь, имеющие глубокие исторические корни на земле Беларуси, играют важную роль в духовно – нравственной жизни общества.
В Беларуси официально действуют организации 26 религиозных направлений.
Религиозная ситуация в республике сегодня стабильная, прогнозируемая и управляемая. Политика нашего государства направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях и обеспечение права каждого гражданина на свободу вероисповеданий. Все конфессии у нас равны перед законом.
Все нити, все пути государственной идеологии ведут в семью.В ее здоровье – физическом, духовно – нравственном – истоки силы государства. Мы, к сожалению, являемся свидетелями ослабления института семьи. Это проявляется в росте числа семей, ведущих аморальный образ жизни, неполных семей, увеличении количества гражданских браков, уменьшение рождаемости.
Первейшие задачи государственной политики в отношении семьи – поддержка семей, воспитывающих детей, разработка и осуществление действенных мер по предотвращению роста и распространения социально опасных заболеваний.
Чувства коллективизма в крови белоруса. Это – коллективизм добрых соседских отношений на бытовом уровне, чувства локтя в производственной структуре – трудовой ячейке, где человек работает, стремление сообща взаимодействовать за пределами семьи и трудового коллектива – на общественной ниве. Но главным звеном в этом духовном общении выступает чаще всего коллектив.
Соответствовать сегодня своей национальной идее значит вести поиск самостоятельных решений, которые бы учитывали преемственность прошлого и создавали бы новое, обогащающее не только свою страну, но и мировую сокровищницу человеческого опыта. Время для таких решений наступило.
Перспектива нашего общества – в наращивании интеллектуального, образовательного и культурного потенциала, в укреплении здоровья нации, улучшения экологической и демографической ситуации.