Вопрос2. Основные теории происхождения права
Вопрос 1.Право. Понятие сущность, признаки.
Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.
Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:
1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;
2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;
3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;
4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.
6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;
7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.
Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Социальная ценность права определяется:
1) общественной востребованностью, т. е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека; 2) инструментальной востребованностью – использованием права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность.
Вопрос2. Основные теории происхождения права.
Теологическая теория говорит о том, что право, законы являются волей божьей и даются человечеству свыше. Например, подобные суждения были зафиксированы в законах царя Хаммурапи, есть они и в Библии. Главная идея в этой теории – ключевая роль бога. Однако теория ставится под сомнение, поскольку нет никаких доказательств того, что закон писан именно богом, как говорится в Библии. Скорее всего, это лишь истории, которые передавались от взрослых молодежи длительное время.
Естественная теория гласит, что человек имеет от природы права. Эти права – позитивное отношение человека к определенным вещам, например, ценность жизни, частной собственности, личной свободы и равенства. Эта теория стала особенно популярной во время просвещения, когда на первое место выступали свобода, равенство и братство. Следовательно, эти ценности и представлялись естественными правами человека, отсюда формировалась и сама теория. При этом в этой теории происхождения права ключевой фигурой был сам человек и совершенно не учитывались факторы, которые влияли на человека и могли гипотетически менять его ценности. Во многом рождение этой теории было направлено в позиционирование против окружающего мира, который имел другие ценности.
Теория позитивизма настаивает на том, что право произошло на почве владения ситуацией в стране буржуазным сословием. Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет. Юридический позитивизм как научное течение связан с философским позитивизмом, что определяет его взгляд на право как непознаваемую сущность. Право не нужно даже познавать, т.к.оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. В рамках позитивизма была создана модель правового гос-ва.
Теория нормативизма. За основу было взято два постулата. Первый был истолкован еще Кантом. По нему, все делится на две сферы – бытия и долженствования. Согласно этой теории сила права в самом праве, в правовой норме. Чем выше статус правовой норм тем выше ее сила. Согласно теории Кельзена сила одних норм опирается на другие высшие нормы, но не на реальные факты. Т.О. сила правовой нормы базируется на некой правовой норме, которую никто не видел, но которая презюмируется существующей. Т.о. гос-во растворяется в праве и явл.отржением права.
Социологический подход. Согласно этому подходу право – это особое состояние об-ва, которое включает в себя и законы и правовые учреждения и упорядоченные правом общественные отношения. Основной акцент в изучении права делается на условии функционирования и действия права, на процесс его реализации. В рамках этого подхода появилось движение свободы права. Живое право – это нормы создаваемые союзами. Под союзами понимается организация людей. Этот подход призывает соблюдать права друг друга.