Первобытнообщинный строй на территории ссср
Павленко Н. И. и др.
П12 История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Н. И. Павленко, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко.— М.: Просвещение, 1989.—559 с. ISBN 5-09-000551-6
В учебнике излагается история народов нашей страны в период первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального строя Получили свое освещение основные проблемы социально-экономического и политического развития, вопросы истории культуры и общественной мысли, а также быта всех слоев общества рассматриваемого периода Учебник отражает последние достижения исторической науки и соответствует программе для пединститутов
Книга представляет интерес не только для студентов, но и для всех желающих больше узнать о прошлом нашей страны
П4309000000=326„._„„ ББК 63.3(2)
103(03)-89
ISBN 5-09-000551-6© Издательство «Просвещение», 1989
Введение
Настоящий учебник открывает изложение истории нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик. В учебнике прослежен исторический путь народов, населявших нашу страну на протяжении трех формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой и феодальной. Он изложен с разной степенью полноты, обусловленной наличием или отсутствием соответствующих источников, а также изученностью в исследованиях ученых.
Главная сквозная тема учебника — производительная деятельность народных масс. Очень длительное время она протекала в малоблагоприятных условиях — суровый климат, низкое плодородие почвы, огромные пространства, которые можно было осваивать только лишь экстенсивным путем, чтобы добывать необходимые средства к существованию,— все это замедляло развитие производительных сил. Хотя географический фактор не является определяющим, он тем не менее играет важную роль, особенно на ранних этапах развития общества, когда зависимость человека от природы была большей, чем в последующее время. Именно влияние географических условий приводило к тому, что производительность труда в основной отрасли хозяйства— земледелии — веками оставалась низкой. В районах сосредоточения основной массы русского средневекового населения после ордынского нашествия — в современном Нечерноземье — пашня давала чрезвычайно низкие урожаи. Плодородные земли Дона, Кубани и Причерноморья были пущены в достаточно ощутимый хозяйственный оборот только в конце XVIII в.
Народы Закавказья и Средней Азии жили в лучших почвен-но-климатических условиях, однако их земли долгое время являлись объектом грабительских походов хищных соседей.
Не способствовало интенсивному росту производительных сил и отсутствие в определенный период морских путей сообщения, считавшихся в средние века и новое время самыми дешевыми и удобными.
Наконец, неблагоприятное влияние на развитие страны оказало монголо-татарское иго. На русский народ, на народы Средней Азии и Закавказья обрушился удар воинственных полчищ
з
Чингисхана, Батыя и других завоевателей. Нашествие принесло народам нашей страны неисчислимые беды: цветущие города и села были превращены в пепелища, на целые десятилетия исчезли многие виды ремесла, погибли или оказались в плену сотни тысяч горожан и селян. Наступившее вслед за этим иго два с половиной столетия иссушало душу русского народа и поглощало плоды труда народных масс. Но и после его свержения русские и украинские земли из года в год подвергались опустошительным набегам со стороны осколка Золотой Орды — Крымского ханства. Набеги крымских феодалов ..а южные уезды Русского государства в XVI—XVII вв. нанесли колоссальный урон экономике и сопровождались потерями сотен тысяч людей, уводимых в плен. Еще более губительным был режим, установленный завоевателями на землях Закавказья, Средней Азии, Сибири.
Совокупность перечисленных выше неблагоприятных условий задерживала развитие производительных сил. В итоге Россия позже ряда стран Западной Европы встала на путь капиталистического развития. Наши предки заслуживают тем большего уважения, что они и в этой обстановке осваивали новые земли, развивали ремесло, сохранили язык и культуру и подарили миру великих ученых и поэтов, зодчих и живописцев, мыслителей и техников.
Развитие производительных сил от собирательства до многопольных систем земледелия и от изготовления рубил до появления мануфактур и фабричного производства с системой машин является важнейшей сквозной темой учебника.
Следующая сквозная тема — рассмотрение процесса формирования могущественного государства, от Киевской Руси до Российской империи, от полунезависимых княжеств до многонациональной страны, объединившей родственные русский, украинский и белорусский народы, а также другие народности, от скромного по размерам Московского княжества до государства, чьи границы простирались от Тихого океана до берегов Балтики и от Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей. В ходе длительного процесса складывания государств русскому и другим народам нашей страны не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою независимость.
В средние века на суверенитет нашей Родины покушались шведские феодалы и немецкие рыцари, монголо-татарские ханы и польские феодалы. В новое время наша страна подверглась нападению двух агрессоров, вторгшихся на ее территорию: шведского короля Карла XII и французского императора Наполеона. Учебник повествует о славных страницах прошлого, о героизме и жертвах, понесенных народами нашей страны в ходе борьбы за свою независимость.
Третья сквозная тема — история социальных конфликтов рабовладельческого и феодального общества. Наша страна про-
шла через все три эпохи цивилизации, о которых писал Ф. Энгельс: «Рабство — первая форма эксплуатации, присущая античному миру; за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный труд в новое время Таковы три великие формы порабощения, характерные для трех великих эпох цивилизации...»'. Двум классовым формациям (из которых рабовладельческая существовала не повсеместно), пережитым народами нашей страны, соответствуют свои формы эксплуатации трудящихся и их борьбы с угнетателями — от восстания Савмака до крестьянских войн, от городских восстаний в Древнерусском государстве до Чумного бунта и восстаний военных поселян, а также многочисленных локальных выступлений.
Самой тяжелой форме эксплуатации, связанной с установлением крепостнического режима, сопутствовала самая суровая форма сопротивления — крестьянские войны. Крестьянские войны, как известно, были проявлением классовой борьбы, присущей средневековью, они не сопряжены с появлением нового способа производства, участники их добивались облегчения своего положения в рамках существовавших феодальных общественных отношений, но при смене лиц в верхней части иерархии и уменьшения уровня эксплуатации.
Четвертая сквозная тема — развитие государственности, прошедшее тоже длительный путь от ее примитивных форм в виде княжеской администрации до образования единого государства и создания высшей формы феодального государства — абсолютной монархии Усложнение государственного устройства находилось в прямой зависимости от усложнения социально-экономической структуры общества и форм борьбы с угнетателями
К сквозным темам относится и история культуры во всех ее проявлениях — от наскальных изображений до полотен Кипренского и Федотова, от «Слова о полку Игореве» до поэзии Пушкина и Лермонтова, от зодчих, воздвигавших храмы и крепостные стены, до архитекторов, создававших величественные сооружения гражданского назначения.
В разделах учебника, посвященных культуре, прослеживаются этапы ее освобождения от религиозных оков и проникновения в нее светского начала.
Авторы сочли целесообразным включить в учебник для студентов пединститутов шестую сквозную тему — быт. Необходимость этой гемы продиктована стремлением вооружить будущих учителей хотя бы элементарными сведениями об условиях повседневной жизни различных слоев феодального общества. Авторы отдают себе отчет в том, что вследствие неразработанности многих аспектов истории быта в научной литературе эта тема не освещена с должной полнотой и в учебнике.
Маркс К, Энгельс Ф Соч — Т 21 — С 175
Излагая историю нашей Родины, авторы руководствовались марксистско-ленинским учением о закономерностях исторического процесса. Но, подчеркивая общее, текст учебника не игнорирует и особенное: такие, например, специфические для истории России явления и процессы, как отсутствие рабовладельческой формации в Древнерусском государстве, особенность социально-экономической природы русской мануфактуры, условий возникновения абсолютизма и др.
Учебник написан профессорами В. Б. Кобриным (гл. I—VII), Н. И. Павленко (гл. VIII—XX и текст о «Слове о полку Игореве» в главе IV) и В. А. Федоровым (гл. XXI— XXVI). Общее редактирование учебника принадлежит заслуженному деятелю науки РСФСР Н. И. Павленко.
Глава I.
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР