Интегративная юриспруденция
интересы, выражаемые через предписания норм, представляющие защищаемые в обществе ценности».55
Именно поэтому подобный опыт, уточняет правовед, не следует сводить к личностному, субъективному опыту. Ученый пишет:
«...Коннотация личностного, предлагаемая описанием правового объекта знания в термине "опыт", преодолевается понятием право-процесс. "Процесс"— весьма существенное понятие... но если полагаться только на его определение, то все его значение может свестись к чистому функционированию, что, таким образом, чревато угрозой полной неясности» (с. 740). Холл ищет некую «константу», некую «идентичность» в «процессе» и находит ее в координирующем понятии «структуры». Таким образом,правовая структура (нормативный аспект права) иправо-процесс (реализующиеся нормы) являются, по его мнению, не отдельными сущностями, а составляют
Единую реальность.
В поисках концепции, которая бы объединила эти два существенных понятия, ученый приходит к выводу, что категория«социально-правовая ситуация» предпочтительнее понятия «правовой опыт», так как подразумевает объективность, а также включает в себя «правовую структуру». Но она подчеркивает статическую фазу опыта, и к тому же термин «ситуация», полагает Холл, приобрел соответствующую окраску в связи с частым использованием в позитивистской юриспруденции. Поэтому ученый соединяет категории «правовой структуры» и «процесса» в концепции«социо-правового комплекса»,которая призвана обозначить исходные данные юриспруденции, некие первичные модули правового объекта знания.
Концепция «социально-правового комплекса» подчеркивает, что уместным является не личный, аобщественно признанный опыт, и что не только объекты, данные нам в ощущениях, но и невещественные, такие как нормы права и другие нормы, составляют социо-правовые комплексы. Во всех отношениях ведущим пониманием является, «в пику атомизму изощренных партикуляристов», наличие в «реальной жизни» этих сливающихся актуальностей. Такой опыт, объединяющий совокупность идей, как правовых, так и неправовых, с фактом, становится отчетливо воспринимаемым. «Отчетливость», согласно Холлу, обеспечивается нормами права в действии.
" Холл Дж. Интегративная Юриспруденция // Антология мировойправовойWbicnn. Т. 3. С. 740. — Далее ссылки на эту работу даются в тексте параграфа.
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXBEIf^
Холл обращает внимание на то, что традиционно нормы права представляли интерес для идеалистов и логиков; они игнорировались или исключались из сферы внимания философов права, интересовавшихся прежде всего функционированием правовых институтов. Ученый полагал, что именно интегративная юриспруденция способна «уничтожить пропасть» между «правовым концептуализмом» (юридическим позитивизмом) и социологией права. Ведь для Холла правовые нормы «не просто пустой звук, или вербальное объяснение инстинктивных побуждений, или "чистые идеи", существующие трансцендентально»; будучи до некоторой степени произвольными, они, уверен ученый, отнюдь не случайны. «В каждом социо-правовом комплексе нормы права представляют собой отчетливую актуализацию идеи и ценности. Форма нормы определяется утверждением, что пропозиции Закона являются гипотетически-императивными суждениями. Ценность включена в атрибут поисков завершенности, что воплощено во всех нормах права. В конце концов нормы права созданы или открыты в конкретном времени и месте, и они констатируют отдельно взятые, фактические данные. Нормы обнаруживают свое существование в процессе чтения или слушания; они присутствуют в психологических состояниях и во внешнем поведении, они имеют внешне воспринимаемые результаты действия. Этот фактический характер норм необходимо отличать от их функций как средства выражения значений» (с. 740-741).
Не менее серьезное значение, чем рассмотрение социо-право-вого комплекса как константы, Холл придавал рассмотрению его динамического аспекта, имеющего самое непосредственное отношение к юридической практике. Ученый комментирует значение этой проблемы на примере «вечного спора» относительно того, находят ли судьи право или создают его. Превалирующей, по его мнению, является точка зрения, что судьи обычно «применяют» закон и очень редко законодательствуют, и то только «между делом». Такую оценку судебного решения ученый считает грубым упрощением. «Она предполагает статичный правопорядок, в то время как он, подобно каждому человеку, меняется день ото дня. Судья не может применять прошлогоднюю норму права к сегодняшнему делу, потому что прошлогодняя норма права больше не существует; даже в простейших видах судебных решений что-то добавляется, и это обеспечивает ощутимо новое значение. В течение года решаются, вероятно, дела, имеющие отношение более или менее к одной и той же общей ситуации.
ИНТЕГРАТИВНАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Глава
Но и более длительные отрезки времени сразу не выявляют изменения;
фактически изменение начинается (продолжается) в момент решения. Даже если никакие другие, относящиеся к случаю, дела не были решены (что теоретически едва ли возможно), все равно произошли изменения в формировании общих правовых институтов, и, кроме того, модифицируются значения неправовых терминов. Конечным результатом является то, что даже если бы было желательно применить "прошлогоднюю норму права", то это было бы практически невозможно. Когда используется такой язык — каковым является общая практика — это, следовательно, может обозначать, что смысл прошлогодней нормы права (значение) и ее настоящее значение "достаточно" одинаковы для того, чтобы констатировать признание последней, то есть той же самой формулы в ее настоящем значении» (с. 741-742). «Процесс», по мнению Холла, предполагает не только изменения;
он также подразумевает возможность и факт совершенствования. Такое понимание «процесса» ученый противопоставлял косности древней и средневековой философии, которая рассматривала изменение как недостаток или просто допускала его в определенных пределах.
Г. Дж. Берман
Гарольд Джордж Берман (1918)— историк и философ права. Родился в г. Хартфорд, штат Коннектикут (США). Обучался в Дорт-мундском колледже под руководством О. Розеншток-Хюсси, в Лондонской школе экономики, на историческом факультете Йельского университета, а также изучал юриспруденцию в Иельской школе права. После Второй мировой войны преподавал в Стэнфордской и Гарвардской школах права и в Русском исследовательском центре. Основные труды: «Право и революция. Формирование западной правовой традиции» (1983), «Вера и закон: примирение права и религии» (1993).