Реформирование государства
Политика Петра способствовала резкому усилению и консолидации дворянства. Оно выделилось из верхов служилого сословия, а низы последнего (однодворцы и др.) стали государственными крестьянами. Дворянство оттеснило от власти боярскую аристократию и укрепило свое экономическое положение.
Указ о единонаследии 1714 г. юридически уравнял вотчинную и поместную собственность. При этом всю недвижимую собственность отныне мог получить лишь один из наследников, а остальные - движимое имущество. Этими мерами
Петр надеялся, во-первых, предотвратить дробление дворянских владений, а, во-вторых, побудить дворян активнее заниматься военной и гражданской службой, предпринимательством, учебой.
Указ о единонаследии мог в перспективе привести к появлению в России слоя дворянства, не зависевшего от милостей государства и самодержца. В
Западной Европе это способствовало ограничению королевской власти. Однако в России ничего подобного не произошло. При Петре зависимость дворян от государства еще более выросла, а в дальнейшем этот указ под давлением дворян был отменен.
Важнейшим направлением преобразований Петра I было реформирование государства. Прежняя система государственного управления, сохранявшая в основном традиционный характер, не могла решить новых задач. Петр полностью перестроил государственный аппарат России, руководствуясь при этом как практическими нуждами, так и новыми рационалистическими принципами, получившими распространение в Европе. Немалое влияние на Петра I оказал и конкретный опыт государственности Швеции.
В 1711 г. вместо Боярской думы был создан Сенат, как временный, а затем и постоянный орган с широкими административными, судебными, а отчасти и законодательными полномочиями. Система приказов в 1717 - 1721 гг. была заменена одиннадцатью коллегиями, с четким разделением функций и коллективным принципом принятия решений (большинством голосов). Организация работы коллегий определялась Генеральным регламентом. Для контроля над деятельностью государственных учреждений в 1722 г. была создана прокуратура. Ее возглавлял генерал-прокурор П.Ягужинский, «око государево».
Была реорганизована система местного управления. В 1708 - 1710 гг. страна была разделена на 8 губерний. Ранее основной единицей административного деления были уезды. С 1719 г. ими стали провинции. В городах вместо Ратуш и земских изб были созданы Главный и городские магистраты, члены которых избирались из купцов пожизненно.
Чувствуя неприятие духовенством его реформ, Петр I после смерти патриарха Адриана (1690 - 1700) более 20 лет не проводил выборов нового патриарха, а его функции выполнял "местоблюститель патриаршего престола"
Стефан Яворский. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, а для руководства церковными делами был создан Святейший Правительствующий Синод, состоявший из назначавшихся царем представителей духовенства. Тем самым церковь потеряла свою и без того относительную самостоятельность и была поставлена под непосредственный государственный контроль. Это был второй после раскола, но гораздо более сильный удар по православной церкви. Тесная зависимость от государства (доходившая порой до требований раскрытия тайны исповеди «в государственных интересах») медленно, но неуклонно подрывала авторитет служителей церкви в народе.
Созданную Петром стройную систему государственного управления объединял новый порядок прохождения службы. Ее регламентировала принятая в 1722 г. "Табель о рангах". Разделив все гражданские и военные должности на 14 чинов, она поставила во главу угла не знатность происхождения, а личные достоинства дворян, расширила доступ к государственной службе (одновременно и к дворянству) представителей других сословий. Оборотной стороной реформ государственного управления стал многократный рост бюрократии.
Важнейшим результатом реформ Петра 1 стало создание современной регулярной армии и флота. Уже при жизни царя российская армия зарекомендовала себя одной из сильнейших в Европе, а молодой отечественный флот стал господствовать на Балтике.
Оформление абсолютизма
Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии. Российский абсолютизм, в отличие от классического западного, возник не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием. Он вырос на крепостническо-дворянской основе. Его формированию способствовали традиции самодержавства, дальнейшее усиление централизации власти, а отчасти, напряженная международная обстановка и опыт западноевропейского абсолютизма. 22 октября 1721 г. во время торжественного празднования Ништадтского мира (продолжавшегося несколько недель) Сенат преподнес Петру I титулы Великого, императора всероссийского и отца отечества. С принятием Петром I титула императора Россия стала империей.
Таким образом, созданное Петром I новое «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность госуправления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Многие петровские нововведения продемонстрировали удивительную живучесть. Государственные учреждения, основанные Петром I, составляли костяк российской государственности весь XVIII век, а отчасти и далее. Рекрутские наборы просуществовали до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, равно как и вся Российская империя, - до 1917 г. Подобное "долгожительство" нельзя объяснить иначе, нежели органичностью петровских реформ государственного аппарата, их адекватностью потребностям страны. Это обстоятельство немаловажно и при оценке в целом деятельности Петра I, его преобразований, которые уже с XVIII в. служат предметом острых дискуссий в обществе и исторической науке.