Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
И формируемых компетенций
Учебный план по курсу «Профессиональная этика»
Для студентов очной формы направления «юриспруденция» 72 часа.
ЗЕД
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | Формируемые компетенции (код) | Всего компетенций | |||||||
Л. | Пр. | Сам. раб. | N… | ||||||||||
Семестр. 1 | |||||||||||||
лекции | сем | ||||||||||||
инары | |||||||||||||
1. | Лекция 1-2 | ОК-1 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||||
2. | Лекция 3 | 2-3 | ОК-1 | ПК-8 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||
3. | Лекция 4 | ПК-8 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||||
4. | Лекция 5-6 | ПК-8 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||||
5. | Лекция 7 | 6,7,8 | ПК-15 | ПК-15 | |||||||||
6. | Лекция 8 | ОК-6 | ОК-8 | ПК-15 | |||||||||
7. | Тема 9. | ОК-8 | ПК-15 | ||||||||||
Итог: кср | |||||||||||||
Форма промежуточной аттестации – зачет. |
Учебный план по курсу «Профессиональная этика»
Для студентов заочной формы направления «юриспруденция»
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | Формируемые компетенции (код) | Всего компетенций | |||||||
Л. | Пр. | Сам. Раб. | N… | ||||||||||
Семестр1 | |||||||||||||
лекции | семинары | ||||||||||||
1. | лекция | конспект лекций, реферат | ОК-1 | ОК-5 , ОК-6 | |||||||||
2. | лекция | конспект лекций, реферат | ОК-1 | ОК-2 | ОК-5 , ОК-6 | ||||||||
3. | Лекция | конспект лекций, реферат | ОК-1 | ОК-2 | ОК-8 | ||||||||
4. | Лекция | конспект лекций, реферат, подготовка к экзамену. | ОК-1 | ОК-5 , ОК-6 | |||||||||
Итог: | |||||||||||||
Форма промежуточной аттестации – экзамен. |
Содержание дисциплины
Темы и их аннотации
Лекция 1-2 (4 часа).
Тема: Мораль, право, этика как социальные явления.
Социальные нормы представляют собой общие правила поведения в обществе (социуме). Первые дошедшие до нас своего рода регулятора поведения людей мы находим в Ветхом Завете (часть Библии) в виде десяти заповедей данных Богом Пророку Моисею.
По способам установления и обеспечения различают виды социальных норм: нормы права, нормы морали (нравственные), обычаи, корпоративные нормы.
По характеру регулируемых отношений – политические, экономические, эстетические, нормы культуры, религиозные нормы, и технико-социальные нормы.
Этика есть наука, изучающая мораль. Предмет этики:
а) теоретические проблемы о природе, сущности и социальные ценности морали;
б) практическая сторона этики – как должен вести себя человек, какими принципами он должен руководствоваться.
Основные этические категории и их содержание. Добро и зло; справедливость и несправедливость; долг; совесть; честь и достоинство; ответственность; гуманизм; толерантность.
Лекция 3 (2 часа).
Тема: Становление и развитие нравственно-правовых идей в России.
А) Нравственно-правовые идеи в Российской государственности в досоциалистическом периоде ее развития. Основные направления. «Псковская Судная Грамота», «Русская правда» (Правда Ярослава), Судебник 1497 года и Соборное Уложение 1649 года.
Период Ивана IV («Грозный»). Максим Грек; Андрей Курбский; Петр I и его «Зерцало»; Екатерина II и ее «Наставление Губернаторам».
XIX век – Подготовка Издания Полного Собрания и свода законов Российской Империи (1833 г. Император Николай I.) Первое училище правоведения (1835), его преподаватели (И.Е. Андреевский, А.Ф. Кони, Н.С. Таганцев, К.К. Арсеньев и др.). Великая Судебная реформа 1864 г. («Учреждение судебных установлений», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями») – император Александр II. «Златоусы судебного слова» (С.А. Андреевский, К.П. Корабчевский, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Ф.Д. Спасевич, К.А. Урусов и др.).
Б) Нравственно-правовые основы советского периода жизни России.
Декреты о суде № 1 и № 2. Нормативно-правовые акты периода гражданской войны. Конституционная работа начала 20-х годов XX столетия. В.И. Ленин о роли суда и прокуратуры.
Программа КПСС и Моральный кодекс строителя коммунизма.
Советская периодическая наука (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Полянский, И.Л. Петрухин, П.А. Лупинская и др.).
Первопроходцы юридической науки в Удмуртском госуниверситете (В.В. Овсеенко, В.Я. Юдин, С.Д. Бунтов, З.З. Зинатуллин, М.К. Каминский, В.Н. Яковлев, и др.).
Монография М.С. Строговича «Проблема судебной этики». Труды по профессиональной этики юристов А.Д. Бойкова, И.И. Карпеца, Л.Д. Кокорева, Д.П. Котова, А.С. Кобликова.
В. Нравственно-правовые основы в постсоветского периода жизни России.
Концепция судебной реформы в РСФСР 1991 г. и законодательные акты о суде, прокуратуре, адвокатуре, органов внутренних дел. Конституция РФ 1993 г. Работа над новым кодифицированным законодательством. Введение в действие гражданского законодательства (Первая часть – с 01.01.1995; Вторая – с 01.03.96 г.; Третья - с 01.03.2002 г.; Четвертая – с 01.01.2008 г.), ГПК РФ – с 01.01.2003 г; УК РФ – с 01.01.96 г; УПК РФ – с 01.07.2002 г.
Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г.
Усиление нравственных составляющих в деятельности судебных и правоохранительных органов России. Кодексы судебной этики; Кодексы профессиональной деятельности адвоката; Кодекс профессиональной деятельности сотрудников внутренних дел; Кодекс этики прокурорского работника и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры РФ.
Лекция № 4 (2 часа).