Традиционные идеалы и ценности белорусского народа
Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — нравственно-этическая установка, заключающаяся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманизм как идеал общественной жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Песнь о зубре». В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Обращают на себя внимание социально-политические убеждения нашего гениального соотечественника — гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреходящее значение.Демократизм (франц. democratisme, от греч. demos — народ и kratos — власть, что означает власть народа) — принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция своими корнями уходит вглубь истории древних славян. Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского.
Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом — индивидом, социальной группой или общностью активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Свободолюбие—это отношение к свободе как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.
Патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.
Свободолюбие и патриотизм — взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры.
Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным национальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне изначально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие.
На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства — свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств — отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наводит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению других лучших качеств их предков.Идеалы социального равенства и справедливости
Одной из самых отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения. Мир, разделенный на богатых и бедных, сильных и слабых, господ и слуг, всегда воспринимался белорусами как жесточайшая несправедливость. В сознании каждого белоруса присутствует знаменитый вопрос — возмущение национального поэта Ф. Богушевича «Чым то дзеіцца на свеце, што не роўна дзеле Бог?». Такой мир, по убеждению белорусов, подлежит переустройству на началах равенства людей в их достоинстве быть счастливыми, на принципах справедливого распределения между всеми членами сообщества выгод и тягот их совместного существования.
Еще одним фактором особой приверженности белорусов принципам равенства и справедливости в отношениях между людьми является то, что на протяжении всей своей истории простой белорусский люд жил обособленно от своих господ, в качестве которых практически всегда выступали представители инородцев или вставшие на службу к ним свои соплеменники.
19 особености нац характераВ ходе исследования нами было выявлено несколько особенностей белорусской национальной идентичности, представляющих реальную или потенциальную опасность для реализации белорусской национальной идеи. В качестве ключевых мы считаем возможным выделить три из них: иллюзию разобщенности, индивидуальное самодистанцирование и мифологизированность исторического сознания. На втором месте по степени значимости расположена идентификация белорусов с Республикой Беларусь как с независимым государственным образованием. Белорусский государственный суверенитет воспринимается большинством белорусов как нечто самоочевидное и гарантированное. Значение этого момента двойственное. С одной стороны, убежденность в необходимости и правомерности белорусского независимого государства создает необходимую предпосылку для защиты этой независимости. С другой стороны, наличие независимого государства предстает в массовом сознании как нечто естественное и гарантированное, а не как благо, которое необходимо отстаивать. Независимая и суверенная Республика Беларусь видится большинству ее граждан как контур, очерченный границами на карте и закрепленный государственной символикой, то есть, вне связи с внутри– и внешнеполитической, экономической, правовой, социальной конкретикой.
Этот антипрагматизм белорусской национальной идентичности дополняется антиромантизмом. Последний проявляется проявляется в отношении к третьему по степени значимости аспекту национальной идентичности – идентификации с национальной культурой.
Если реалии бытия Республики Беларусь как государственного образования не связаны в белорусской национальной идентичности с осмыслением конкретных проблем, то национальная культура – традиционный и предположительно универсальный предмет коллективной гордости – не вызывает у белорусов в массе своей ни воодушевления, ни восторга, ни ощущения национального превосходства. Это связано не с низкой оценкой белорусских культурных достижений, как можно было бы себе представить, поскольку чувства отторжения и неприятия нами также не было зафиксировано. Как ни парадоксально это может прозвучать, собственное культурное наследие не вызывает у большинства белорусов ни каких-либо сильных эмоций, ни равнодушия. Присутствует твердая уверенность в том, что культурное наследие у каждой нации должно быть, что у Беларуси оно тоже есть, но этим представления о том, что следует делать с культурным наследием и как к нему надлежит относиться, исчерпываются.
Таким образом, речь идет не о безразличии белорусов к вопросам общественной жизни и не о невыраженности эмоционального начала как о черте гипотетического национального характера, но о неинтегрированности эмоционального начала в структуру национальной идентичности. Белорус, который гордится своей национальной идентичностью или (к счастью, значительно реже) стыдится ее, при этом, соответственно, одобряет и не одобряет излагаемые факты, а не радуется или печалится по поводу этих фактов.