Политико-правовые идеи раннего социализма. Т. Мор
Mop Томас (1478-1535) - английский мыслитель. Родился в семье юриста и готовился к такой же карьере. Учился в Оксфорде, Лондоне и начал карьеру адвоката. Стал известен как парламентарий, государственный деятель. Занимал различные посты, в том числе и лорд-канцлера Англии. Противник Реформации, вследствие конфликта с Генрихом VIII, распространившим свою юрисдикцию на церковь, был приговорен к смертной казни. В 1516 г. написал книгу, составившую эпоху: это была «Утопия».
«Утопия», «место, которого нет», сознательно рисуется автором в форме социального идеала, а не реальности. Однако очевидно и иное: книга построена на реальных процессах английской, прежде всего, действительности. В результате перед читателем предстает сложный симбиоз реальных процессов - огораживания и последующей нищеты, жестокой борьбы за собственность, поляризации общества и идеальных представлений о сущем.
Автор уверен, что нашел причину всех бед, преследующих человечество. Имя этой причине - частная собственность. Государство, общество вторичны по отношению к этой первопричине всех человеческих несчастий. Более того, ни государство, ни общество не могут исправить бытующего несчастного положения дел до тех пор, пока частная собственность не будет уничтожена.
Надо признать, что уже в первой - «критической» части своей книги Мор далеко ушел вперед по сравнению с господствующими мнениями и нравами эпохи. Однако более существенным является проект социального переустройства общества, которому посвящена вторая - «позитивная» часть работы.
Следует подчеркнуть историческую заслугу Мора, который в начале 16 века смело провозгласил идею полной религиозной свободы, положив основу религиозных порядков совершенного государства закон, согласно которому ни один человек в Утопии не может быть преследуем за свои религиозные убеждения.
Частная собственность. Именно в ней Мор видит корень социальной несправедливости. На острове Утопия нет частной собственности, денежного обмена, царит полное равновесие. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают и совместные трапезы граждан. Все необходимое для жизни главы семей получают из общественных складов. Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе, специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня. В Утопии устанавливается шестичасовой рабочий день.
Мор понимает, что гармоничное общество возможно только при условии полного достатка. Утопийцы не знают пороков, от которых страдала феодальная Европа - паразитизма, роскоши и расточительства. Они бережливы, не предаются пустым занятиям и все участвуют в производительном труде за исключением должностных лиц и небольшого числа талантливых людей, специально освобожденных для занятия наукой. Такой подход дает возможность, по мнению Мора, не только обеспечить общество всем необходимым, но и сделать труд не слишком изнурительным, оставить время для отдыха, для занятий науками и искусством.
Рабство. Для исполнения тяжелых и неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные, граждане Утопии, осужденные за позорные деяния, а также лица, приговоренные к смерти в других странах за совершенные ими преступления. Рабы заняты такими видами труда, как убой и свежевание скота, ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, перевозка дров и т.д. Но наряду с ними "рабский труд" несут и некоторые свободные граждане Утопии, делающие это в силу своих религиозных побуждений.
Политический строй основан на принципах: демократизма и выборности всех должностных лиц от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса (князя), стоявшего во главе каждого города Утопии, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, однако, может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств. Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии. Все высшие должностные лица, да и сам правитель, как подчеркивал Мор, избирались из числа ученых. Таким образом, в соответствии с гуманистическим идеалом Мора республикой утопийцев правили философы и ученые. Основы государственного строя Утопии были заложены легендарным мудрым правителем Утопом, чье имя и носит остров.
Законы. Большое внимание Т. Мор уделяет законодательству. В отличие от современного Мору общества в Утопии отсутствовало особое сословие юристов, хитроумно толкующих законы Это объясняется тем, что законов в Утопии немного и они отличаются ясностью. Всякий закон утопийцы считали тем более справедливым, чем проще его толкование. Мор отмечал, что законодательство, для понимания которого требуются "тонкие рассуждения", недоступно простому народу, занятому повседневным трудом. В Утопии законы защищали интересы народа, ибо там не было ни богатых, ни бедных. Поскольку законодательство отличалось простотой и справедливостью, у утопийцев в законах разбирался каждый.
В своем произведении "Утопия" Т. Мор подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. При всей своей прогрессивности, его учение было утопическим, ибо в материальных условиях жизни современного ему общества не было предпосылок для построения социализма. Ограниченность воззрений Т Мора, исходившего из низкого уровня развития техники, сказывается в том, что он ориентируется на ремесленный труд, и в его "Утопии" для выполнения особо неприятных работ сохраняется рабство.