Система органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, охране здоровья на производстве

Всю систему надзора и контроля по охране труда, предусмотренную законодательством, условно разделяют на государственный надзор, ведомственный, административный и общественный контроль.

Согласно существующему законодательству надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда осуществляют:

Специальные государственные органы и инспекции, деятельность которых не зависит от администрации предприятия, учреждений, организаций и их вышестоящих органов;

Общественные организации и комиссии по охране труда профессиональных союзов.

Соблюдения законодательства о труде в порядке, предусмотренном законодательством, контролируют госадминистрации и их исполнительные и распорядительные органы.

На министерства и ведомства наложен внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в подчиненных им предприятиях, учреждениях, организациях.

Высший надзор за обязательным исполнением законов о труде на территории Украины осуществляет генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Выполняя функцию высшего государственного надзора, в частности за точным исполнением законодательства об охране труда, прокурор вправе беспрепятственно входить в государственные или общественные учреждения, требовать необходимые документы для проверки, устные или письменные объяснения относительно нарушения законодательных актов должностными лицами независимо от форм собственности и вида хозяйственной деятельности .

2.4.1 Органы государственного надзора за состоянием охраны труда

Государственный надзор за соблюдением законодательства правил и норм по охране труда осуществляют специальные инспекции, комитеты и другие органы в которые входят:

Государственный комитет Украины по надзору за безопасным ведением горно - промышленных работ (Держгирпромтехнагляд Украина)

Государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора в системе Министерства здравоохранения;

Государственный пожарный надзор в системе Министерства чрезвычайных ситуаций;

Государственный комитет по ядерной и радиационной безопасности Министерства экологии и природных ресурсов.

Все приведенные органы действуют независимо друг от друга в пределах своей компетенции на основании соответствующих Положений, утвержденных Кабинетом Министров. Однако координация работы вышеуказанных органов возлагается на Держгирпромтехнагляд (Положение № 29/2003 ввод 16.01.2003) \

2.4.2 Полномочия и права органов государственного надзора за состоянием охраны труда

Государственный комитет надзору за безопасным ведением промышленных и горных работ, осуществляет контроль в соответствии со своими полномочиями по:

состоянием безопасности выполнения работ в угольной, горнорудной, горно-химической, металлургической, нефте-и газодобывающей промышленности, промышленности минеральных удобрений, при проведении геологоразведочных и других горных работ, подконтрольных комитета;

строительством и эксплуатацией систем газоснабжения, проведением работ, связанных с транспортировкой, хранением и использованием природного и сжиженного газа, а также на всех взрыво-и пожаро-опасных, химических и нефтехимических производствах

хранением, использованием и учетом взрывчатых веществ;

изготовлением, монтажом и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды;

строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий и сооружений, объектов повышенной и потенциальной опасности, и.т.д.

Основной задачей комитета является подготовка предложений относительно формирования и обеспечения государственной политики в сфере охраны труда, промышленной безопасности и страхования рисков производственной безопасности. Комитет регистрирует объекты повышенной опасности, крупнотоннажные автомобили и другие технологические транспортные средства, которые не подлежат эксплуатации на дорожной сети общего пользования.

Государственный санитарный надзор Министерства здравоохранения в соответствии с Положением, осуществляют надзор за:

условиями труда на объектах хозяйствования;

соблюдением санитарного законодательства при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных предприятий;

соблюдением гигиенических норм, санитарно-технических и санитарно-противоэпидемических правил при использовании вредных и опасных веществ;

соблюдением мер, предотвращающих загрязнение почв, водоемов и атмосферного воздуха химическими веществами, вредными отходами производства и быта.

Органы санитарного надзора определяют приоритетные мероприятия по профилактике заболеваний и охраны здоровья населения от вредного воздействия факторов окружающей среды, осуществляющих расследование и учет профессиональных заболеваний и отравлений.

Органы государственного пожарного надзора в системе МЧС контролируют соблюдение правил пожарной безопасности на предприятиях, при эксплуатации помещений, хранении и применении пожароопасных веществ; следят за наличием и состоянием средств пожаротушения, проведение противопожарных мероприятий, деятельность пожарных служб и формирований; проводят разъяснительную работу и учебу .

Должностные лица указанных органов надзора участвуют в принятии в эксплуатацию производственных объектов и объектов социально-культурного назначения.

Должностные лица органов надзора согласно своих полномочий имеют право:

беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия для проверки соблюдения законодательных актов по вопросам, отнесенным к их компетенции, получать на них устные или письменные объяснения от работодателя;

приостанавливать или ограничивать эксплуатацию отдельных производств, участков, цехов, создающих угрозу жизни работающих по их устранению;

выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков в деле охраны труда;

виновных работников в нарушении действующего законодательства по охране труда привлекать к административной ответственности;

направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемым должностям или передавать эти материалы в органы прокуратуры для привлечения их к ответственности согласно закону.

Решения органов государственного надзора является обязательным для выполнения центральными и местными органами власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Они имеют право направлять администрации представление об освобождении от должности или наложения дисциплинарного взыскания на должностных лиц, нарушивших правила охраны труда или допустили самовольный пуск остановленных участков, машин, цехов, оборудования и.т.д.

Органы государственного надзора могут привлечь должностных лиц за нарушение законов и иных нормативно-правовых актов об охране труда или создание препятствий в их деятельности могут привлечь должностных лиц к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Наши рекомендации