Изменение гражданской правоспособности (capitis deminutio)
Изменение (или умаление) гражданской правоспособности в соответствии с тремя основными статусами делилось на три вида: величайшее, среднее и минимальное.
1) величайшее (capitis deminutio maxima) - влекло за собой утрату всех трех статусов - свободы, гражданства и семейного статуса. Это происходило в случае плена, продажи в рабство, смертной казни. Подвергшийся capitis deminutio maxima терял все личные и имущественные права, его имущество переходило или к государству, или к кредиторам.
2) среднее (capitis deminutio media) - влекло за собой утрату лишь гражданства и семейного статуса. Это обычно происходило в случае осуждения на изгнание. Осужденный на capitis deminutio media терял все гражданские права, в том числе и права агнатского родства, сохраняя лишь когнатическое родство. Его имущество также конфисковалось государством с учетом интересов кредиторов.
3) минимальное (capitis deminutio minima) - влекло за собой лишь изменение семейного статуса. Различаются три основных случая capitis deminutio minima: а) Лицо чужого права переходит из-под власти одного домовладыки под власть другого. б) Лицо своего права попадает под власть домовладыки (например, свободная от опеки вдова выходит замуж, взрослый свободный усыновляется другим, становясь лицом чужого права (alieni iuris). в). Освобождение сына из под власти отца
УМАЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЧЕСТИ
1). INTESTABILITAS - в законах XII таблиц существовала санкция improbus intestabilisque esto (“пусть будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем”), налагавшаяся за некоторые виды преступление (прежде всего лжесвидетельство). Санкция первоначально имела сакральную окраску и влекла а собой полную юридическую недееспособность: а). Осужденный не мог заключать сделки, сопровождавшиеся клятвой, б) не мог составить завещания, в). не имел гражданских прав.
2). INFAMIA - бесчестье, имелось два вида:
- infamia immediata - налагалось без судебного решения за некоторые бесчестные виды деятельности (сводничество, ростовщичество).
- infamia mediata - налагалось в силу судебного приговора.
Последствия инфамии: 1). осужденный не допусался к ходатайству и свидетельствованию за других, 2). по закону Юлия Октавиана Августа лишался избирательных прав
3). TURPITUDO - умаление чести за занятие некоторыми профессиями (актер, гладиатор, проститутка), что препятствовало занятию государственных должностей и несколько ограничивало имущественную правоспособность (например, при разделе завещанного имущества).
ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ
1). Ограничения несовершеннолетних.
Несовершеннолетние (impuberes - дословно “безусые”, происходит от слова pubes, обозначавшего пушок на вехней губе, признак половой зрелости) - это дети в возрасте до 12 лет - для девочек и до 14 лет - для мальчиков. Дети в возрасте до 7 лет (infantes) были совершенно недееспособны, их интересы защищались через опекунов. Дети в возрасте от 7 до 14 лет (собственно impuberes) имели ограниченную дееспособность: а) они не могли составлять завещание; б). их сделки имели силу лишь при согласии опекуна
2). Ограничения minores.
Лица в возрасте от 14 до 25 лет (puberes minores XXV annis) имели некоторые ограничения дееспособности, но и некоторые преимущества: а) в случае если их обманули, сделка, заключенная ими, признавалась недействительной. б). по их требованию им мог быть назначен куратор их имущества. в). по достижении 25 лет они могли потребовать пересмотра любого судебного решения по ним.
3). Ограничения сумашедших.
Сумашедшие (furiosi), сохраняя всю правоспособность, были полностью недееспособны, в сделках их представлял куратор. В случае проблеска сознания им возвращалась и дееспособность.
4). Ограничения расточителей.
Расточители (prodigi) приравнивались к сумашедшим и лишались дееспособности.
5). Ограничения женщин.
Женщины считались неспособными заключать разумные сделки, поэтому при отсутствии родителей или мужа они заключали сделки лишь с согласия опекунов. Но вдова, имеющая 3 и более детей, а также жрица весталка обладали полной дееспособностью. При Юстиниане (VI в. н.э.) их дееспособность была приравнена к мужской.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
Уже в древнейший период существовали объединения, имевшие внешнее сходство с юридическими лицами. По квиритскому праву общее имущество, например ager publicus (общественная земля), относилось к res extra commercium, т.е. к вещам, находившимся вне гражданского оборота, вне частного права. Однако в древнейшем праве чуть ли не все сделки и юридические акты регулировались сакральным правом (ius sacrum). В том же смысле и общее имущество триб, курий и храмов относилось к области божественного права (res divini iuris).
Кроме того уже в эпоху 2 римского царя Нумы Помпилия (VIII в. до н.э.) и законов XII таблиц существовали различные религиозные, политические, провессиональные и коммерческие объединения граждан, называвшиеся sodalitates или collegia. Известно, что товарищества (societates) эпохи республики имели общее имущество и казначея, однако в отношениях с третьими лицами обычно не выступали как юридические лица. Принято считать, что прообразом юридического лица с древнейших времен выступал сам римский народ (populus Romanus), который через своих представителей - магистратов - заключал сделки с частными лицами и имел право наследования. Некоторые ученые считают также первым проявлением юридического лица институт муниципиев, которые действовали в суде через своих представителей, заключали сделки. Однако муниципий не нес имущественной ответственности за деликты (правонарушения) своих представителей.
Как бы то ни было, однако во II в.н.э. Гай говорит о них, что “общины пользуются полодением частных лиц”. Коллегии, которые также могли пониматься как общины, наделяются правоспособностью по образцу муниципий. Так 1) по преторскому эдикту за ними признается право действовать в суде через представителей; 2) по сенатусконсульту императора Марка Аврелия ( 2 пол. II в. н.э.) коллегии стали получать и наследственные права. Согласно Юстиниану, для приобретения наследственных прав коллегии необходимо было получить специальную привилегию.
Вопрос о свободе союзов в разные периоды решался по разному. Так в XII таблицах признавались законными любые объединения граждан, если его устав не противоречит закону. Однако в них же был введен запрет на тайные ночные сборища. В I в. до н.э. был введен ряд ограничений для религиозных сообществ. Так сенатусконсульт 63 г. до н.э. распустил коллегии, вредящие общественному порядку (дело о вакханалиях). Однако в 58 г. до н.э. плебейский трибун Клодий восстанавливает свободу коллегий. В 56 г. особым сенатусконсультом вновь распускаются все политические объединения (sodalitates). Наконец Цезарь уничтожил почти все коллегии, кроме самых древних. Далее законом Юлия о коллегиях (lex Iulia de collegii) Август установил правило регистрации коллегий, согласно которому для этого требовалось разрешение сената. Со II в. н.э. деятельность коллегий откупщиков подпадает под все более жесткий контроль императорского фиска. Наконец, в постклассическом праве появляется новый тип общественных учреждений - церковь. Церковь в целом и отдельные ее приходы получают право приобретать, получать по завещанию, выступать в качестве кредитора, действовать в суде через представителей.