Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами

Зернов С.И.

В Российской Федерации за последние годы обстановка с пожарами и их расследованием остается сложной. По тяжести последствий и числу жертв от пожаров наша страна занимает одно из первых мест в мире.

Причины пожаров многообразны. Они могут быть обусловлены случайными событиями и явлениями, являться результатом неосторожных или умышленных действий людей, а также их бездействия.

Разобраться с причиной возникновения пожара можно только с применением специальных знаний в соответствующих областях.

К группе преступлений, которые могут быть сопряжены с пожарами, в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ, относятся целый ряд составов, в числе которых основные:

· умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 167);

· уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные пу­тем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышен­ной опасности либо повлекшие тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168);

· нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью человека (ч. 1 ст. 219), повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 219);

· уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261) либо путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).

Расследование происшествий, сопряженных с пожарами, представляет значительные сложности в силу специфики самого явления пожара, несущего реальную опасность уничтожения следовой информации об обстоятельствах его возникновения и развития.

Уголовно-правовые меры играют важную роль в обеспечении пожарной безопасности. Однако анализ практики применения норм УК РФ показывает, что сотрудники правоохранительных органов еще слабо владеют приемами раскрытия и расследования преступлений данной категории дел. Из-за этого значительное число уголовных дел прекращается по реабилитирующим основаниям: за недоказанностью совершения или участия в совершении преступления, отсутствия состава преступления и т.п. Крайне редко возбуждаются уголовные дела по преступлениям, которые связаны с нарушениями правил пожарной безопасности и поджогами лесных массивов. С середины 2002 г. вступил в действие КоАП РФ, предусматривающий проведение административного расследования по фактам пожаров, которые возникли в результате нарушения правил пожарной безопасности. Однако изучение практики показывает, что данное направление деятельности правоохранительных органов пока не получило должного развития.

Преступления, сопряженные с пожарами, относятся к категории наиболее сложных с точки зрения их юридического анализа. Правоохранительные органы довольно часто встречаются с трудностями при их квалификации. Так, из-за многообразия последствий пожаров допускаются ошибки при установлении причинной связи общественно опасного деяния и последствий, при установлении характера и размера ущерба. Немало трудностей возникает и при установлении субъективной стороны данных составов преступлений, особенно при сложной форме вины. Имеются трудности также в разграничении смежных составов преступлений и квалификации преступлений по совокупности.

Много нареканий вызывает и судебная практика по гражданским делам и арбитражным спорам, связанным с рассмотрением исков о возмещении ущерба от пожаров в тех случаях, когда было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Судебное разбирательство в подобных случаях нередко продолжается годами и далеко не всегда приводит к определенному результату, как правило, из-за невозможности доказать обоснованность исковых требований, поскольку ранее по делу не были обнаружены и закреплены соответствующие доказательства.

Основная причина низкой результативности расследования заключается в неупорядоченности, несистематизированности действий лиц, осуществляющих проверку по факту пожара – на первом этапе, наиболее важном с точки зрения информативности. Неполнота обнаруживаемых источников информации о происшедшем событии, неумение раскрыть, зафиксировать и использовать в дальнейшем эту информацию в доказывании по делу являются весьма распространенными недостатками. В любом случае в зависимости от исхода выяснения обстоятельств возникновения пожара могут быть различными и правовые последствия этого происшествия: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые.

Особую сложность этой работы вызывает правовая неупорядоченность организации расследования на начальном этапе. Следует отметить, что в соответствии с УПК РФ расследование происшествий, сопряженных с пожарами, отнесено к подследственности и органов дознания, и следователей органов внутренних дел, а в отдельных случаях может осуществляться и следователями прокуратуры. И, поскольку для определения подследственности в конкретном случае необходимо провести правовую квалификацию происшествия, последняя приобретает весьма немаловажное значение. Однако на начальной стадии расследования происшествия, сопряженного с пожаром, как правило, неизвестно, почему возник пожар, по каким причинам он получил развитие, чем обусловлены его последствия. И поэтому быстрое и верное определение правовой квалификации происшествия позволяет задействовать все предусмотренные законом силы и средства для достижения результата в его расследовании.

Однако правовая квалификация происшествия – задача этапа проверки, осуществляемой, как правило, органами дознания. В настоящее время законами и ведомственными нормативными актами ГПС МЧС РФ поручено выполнение функций органа дознания по делам этой категории, а также проведение административного расследования пожаров, возникших в результате нарушения правил пожарной безопасности. Согласно приказу МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 587 “О мероприятиях по организации и осуществлению дознания по делам о пожарах”, определены органы ГПС МЧС РФ, осуществляющие дознание по делам о пожарах. К ним отнесены: Главное управление ГПС; управления (отделы) ГПС субъектов РФ; управления (отделы), отряды, пожарные части ГПС, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; управления (отделы), региональные отделы ГПС административных округов г. Москвы; органы управления, непосредственно подчиненные Специальному управлению Главного управления ГПС МЧС РФ. В каждом конкретном случае дознание осуществляется по поручению начальника органа дознания подчиненным ему сотрудником.

Первым шагом по факту пожара является проведение проверочных действий. Проверочные действия осуществляются с целью установления признаков преступления или отсутствия таковых (ст. 144 УПК РФ). По результатам проверки принимается предусмотренное ст. 145 УПК РФ решение об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ) либо о передаче дела по подследственности (ст. 145 УПК РФ) для возбуждения уголовного дела. В соответствии с п. 4 части 1 статьи 40 УПК РФ органы ГПС МЧС РФ отнесены к органам дознания, и поэтому в соответствии с подследственностью на них возлагается обязанность рассматривать обстоятельства происшествий, связанных с пожарами, в стадии проверки.

Важно уже в ходе проверки собрать достаточные данные для того, чтобы если и не разобраться полностью в обстоятельствах происшествия, то чтобы, по крайней мере, обоснованно выдвинуть версии, подлежащие проверке. От полноты первичных данных во многом зависит, как правило, дальнейшая судьба расследования. Однако в отличие от норм ст. 109 УПК РСФСР, в ныне действующем УПК РФ действия, которые вправе осуществлять лицо, производящее проверку, не названы. В части 1 статьи 144 УПК РФ лишь указывается, что соответствующие органы “обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении…”. При этом законодатель не раскрыл, какие конкретные действия надлежит осуществлять в ходе проверки. Законом (ч. 2 ст. 176 УПК РФ) лишь допускается возможность проведения осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела.

Следы преступления и вообще существенные материальные следы происшествия после пожара обнаружить весьма непросто, поскольку они, как правило, скрыты, видоизменены или даже уничтожены в процессе развития пожара. Обнаружение и систематизация следов на пожарище требуют высокой квалификации, большого опыта, специальных знаний. В этой связи требуется совершенствование профессиональной подготовки не только дознавателей, но и специалистов, которые оказывают помощь дознавателям и следователям органов внутренних дел при осмотре мест пожаров подразделений ГПС МЧС РФ. Следует также ставить вопрос о необходимости создания на базе региональных центров МЧС и испытательных пожарных лабораторий ГПС новой службы – экспертно-криминалистической службы МЧС РФ.




ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1998.

2. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

4. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

5. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции от 24.01.1998 г.

6. Федеральный закон от 27.12.1995 г. №211-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О пожарной безопасности»».

7. Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

8. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля (надзора)». – М., 2001.

9. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

10. Федеральный закон «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и верховного Совета Российской Федерации, 1992, №15, ст. 766; 1993 , №29, ст. 1111.

11. Федеральный Закон «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №30, ст. 2864.

12. Федеральный закон № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»» (Принят Государственной Думой 05.12.1995 г.).

13. Федеральный закон от 10.06.1993 г. № 5151 «О сертификации продукции и услуг».

14. Федеральный закон №154-ФЗ от 31.07.1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»».

15. Федеральный закон от 19.06.1995 г. №89-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг»».

16. Федеральный закон «Об образовании», в редакции Федерального закона от 13.11.1996 № 12-ФЗ;

17. Указ Президента РФ от 21.09.2002 г. № 1011 «Вопросы МЧС России. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

18. Указ Президента РФ от 2.08.1999 г. № 953. «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

19. Указ Президента РФ от 27.05.1996 г. № 784 «Положение о войсках гражданской обороны».

20. Указ Президента РФ от 21.09.2002 г. № 1011 «Положение о Министерстве РФ по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий».

21. Указ Президента РФ от 17.01.2000 г. «План гражданской обороны Российской Федерации».

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. №1113 «О единой государственной системе предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций».

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 г. № 1098 «Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 г.»».

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2000 г. № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, №35, ст.3.

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, №13, ст.1545.

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, №8, ст. 964.

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

28. Постановление Правительства Российской Федерации от 2.11.2000г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

29. Постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. №1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

30. Постановление Правительства РФ 1995 г. № 164 «Положение МВК по предупреждению и ликвидации ЧС».

31. Постановление Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества Гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».

32. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО».

33. Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 № 1094 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

34. Постановление Правительства РФ от 10.06.1999. № 620 «Положение о гражданских организациях ГО».

35. Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

36. Постановление Правительства РФ от 31.05.2002 г. № 373 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».

37. Постановление Правительства РФ от 14.08.2002 г. № 595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов».

38. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, №8, ст. 598.

39. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 1996 г. №799 «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров».

40. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5.06.2002 г. №14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем».

41. Об утверждении порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Постановление Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. №15 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1995, №7.

42. «Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации». Утверждено Председателем ГКЧС России, Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министром здравоохранения, Министром сельского хозяйства, Председателем Госкомсанэпиднадзора и руководителем Росгидромета 30 октября 1993 г.

43. Постановление СМ - Правительства РФ от 23 августа 1993 г. №849 «Положение о Государственной противопожарной службе МВД РФ»

44. Приказ МЧС России. № 22 от 17.01.2003 г. «Положение о РЦ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий».

45. Приказ МЧС России от 3.08.1995 г. №556

46. Приказ МЧС России от 9.09.2003 г. №538 «Концепция развития систем управления МЧС России».

47. Приказ МЧС России от 25.11.1998 г. № 682 «О дальнейшем развитии системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации». Утверждены «Методические рекомендации территориальным органам исполнительной власти по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций»

48. Приказ МЧС России от 12.11. 2001 г. № 483 «Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

49. Приказ МЧС России от 5.04.2000 г. № 189 «О дальнейшем совершенствовании деятельности по прогнозированию чрезвычайных ситуаций».

50. Приказ МЧС России от 16.08.2000 г. № 436 «Примерное Положение об органе, специально уполномоченном решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС».

51. Приказ МЧС России от 30.07.2001 г. № 310 «Об утверждении Положения о Всероссийском центре мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России».

52. Приказ МЧС России от 14.02.2001 г. № 68 «Об утверждении примерных положений о внештатных региональном и территориальном центрах мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций».

53. Приказ МЧС России от 11.04.2001 г. № 177 «Об утверждении Временного порядка обмена информацией в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Утвержден «Временный порядок обмена информацией между внештатными региональными, территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

54. Приказ МЧС России от 20.02.2001г. № 77 «О повышении эффективности кадровой работы в системе МЧС России».

55. Приказ МЧС России от 22.09.1999 г. № 510 «Структура МЧС России и задачи, возложенные на структурные подразделения центрального аппарата».

56. Приказ МЧС России от 16.01.1998 г. № 66 «Об утверждении Концепции авиационного обеспечения МЧС России».

57. Приказ МЧС от 7.07.1997 г. № 40-1788-5. «Руководство по взаимодействию МЧС России и МПС России по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера».

58. Приказ МЧС и ФПС от 18.04.1996 г. № 272/274 ДСП «Руководство по взаимодействию МЧС России и ФПС России по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера».

59. Приказ МЧС России от 21.01.1998 г. № 28 «Об утверждении Инструкции по применению авиации в МЧС России» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Приказом МЧС России от 11.02.1999 № 85).

60. Приказ МЧС России от 17.03.2003 г. № 132 «Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ».

61. Приказ МЧС России от 20.06.2002 г. № 302 «Об утверждении Перечня должностей личного состава Государственной противопожарной службы МЧС России и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора».

62. Совместный приказ МЧС России и Минтранса России от 20.10.1995 г. № 714/87 «О введении в действие Положения о привлечении гражданской авиации к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

63. Совместный приказ МЧС и Минздрава России от 02.04.97 г. № 185/94 «Положение о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации ЧС».

64. Приказ ГУГПС МЧС России от 12.12.2002 г. № 60 «О внесении изменений и дополнений в НПБ 88-2001».

65. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23 мая 1994 г. №217 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации». // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1994, №9

66. Приказ ГУГПС МВД России от 28.03.1996 г. №10 «Правила сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности». Утверждены, зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 09.04.1996г. №1061.

67. Приказ МЧС России от 20.06.2002 г. № 301 «О Постановлении Правительства РФ от 31 мая 2002 г. № 373».

68. Приказ МЧС России от 9.09.2002 г. № 421 «О Постановлении Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 595».

69. Приказ ГУГПС МЧС России от 4.07.2002 г. № 24 «Об утверждении Инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»

70. Приказ МЧС России от 25.06.2003 г. № 329 «Об отмене приказа ГУГПС МЧС России от 04.07.2002 г. № 24 «Об утверждении Инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности».

71. Постановление Госстандарта России от 6.02.1994 г. №3 «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, №6.

72. ДНГО СССР № 013 от 12.10.1988 г. «Порядок оповещения в чрезвычайных условиях мирного времени и в условиях войны».

73. Приказ ГУГПС МВД России от 28.03.1996 г. №10 «Порядок сертификации продукции в области пожарной безопасности».

74. Приказ ГУГПС МВД России от 29.10.1996 г. №57 «Положение о центральном органе в Системе сертификации в области пожарной безопасности».

75. Приказ ГУГПС МВД России от 29.10.1996 г. №57 «Порядок ведения Государственного Реестра участников и объектов сертификации в области пожарной безопасности».

76. Приказ ГУГПС МВД России от 10.08.2001г. № 60 «Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации».

77. Постановлением Госстандарта России от 23.02.1998 г. №5 «Номенклатуры продукции и услуг (работ) в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» (в редакции от 27.04.1999 г.).

78. Указание МЧС России от 3.08.2000 г. № 319 «О совершенствовании деятельности в области создания системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

79. Распоряжение Заместителя МЧС России об утверждении от 27.05.1996 г. «Инструкции о представлении формализованных донесений при планировании и выполнении полётов (перелётов) Авиации МЧС России».

80. Письмо Заместителя министра МЧС от 18.05.2003 г. № 33-1573-18 «О направлении методических рекомендаций». «Методические рекомендации по организации работы органов управления Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации и центров обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности по оценке возможности соискателей лицензий выполнять заявленные виды деятельности».

81. Директива Министра МЧС России от 10.09.2001 года № 1-ДСП «О порядке приведения органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей войск гражданской обороны и организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в готовность к применению по предназначению в мирное время».

82. Директива Министра МЧС России 2000 года № Д-001 «По переводу органов, осуществляющих управление гражданской обороной, войск гражданской обороны и организаций МЧС России с мирного на военное время».

83. Директива МЧС России от 3.04.2000 г. №33-860-14 «Методические указания по созданию гражданских организаций ГО».

84. Инструкция о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера / Приказ МЧС России от 7.07.1997 г. № 382 во исполнение Постановления Правительства РФ от 24.03.1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

85. Инструкция по проверке территориальных подсистем, звеньев территориальных подсистем, объектовых звеньев РСЧС по выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от ЧС/ Приказ МЧС России 25.07.2000 г. № 399.

86. Устав войск гражданской обороны Российской Федерации.

87. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 //Собрание законодательства РФ. 1994, № 32, ст. 3301; часть2 // Собрание законодательства РФ. 1992, №5, ст. 410.

88. Гражданский Кодекс Российской Федерации.- М., 2001.

89. Уголовный Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996, № 25, ст. 2954.

90. Налоговый Кодекс Российской Федерации. - М., 2002.

91. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М., 2002.

92. ГОСТ Р 22.0.02. – 94. ГОСТ Р 22.2.08. – 96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.

93. ГОСТ Р 22.0.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

94. ГОСТ Р 22.1.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения.

95. ГОСТ Р 22.1.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.

96. ГОСТ Р 22.1.04-96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг аэрокосмический. Номенклатура контролируемых параметров чрезвычайных ситуаций.

97. ГОСТ Р 22.1.05-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства технические мониторинга. Общие технические требования.

98. ГОСТ Р 22.1.06-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.

99. ГОСТ Р 22.1.07-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования.

100. ГОСТ Р 22.1.08-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов. Общие требования.

101. ГОСТ Р 22.1.09-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования.

102. Авиации МЧС России – 5 лет. Специальный выпуск. – М.: Вестник авиации и космонавтики, 2000, № 1.

103. Авиация. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия – ЦАГИ, 1994.

104. Акимов В.А. и др. Методический аппарат оценки и прогноза стратегических рисков // Специальный выпуск аналитического журнала «Управление риском», 2002. С. 10 – 18.

105. Акимов В.А. и др. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. – М.: «Деловой экспресс», 2001. - 344 с.

106. Акимов В.А., Лапин В.Л., Попов В.М., Пучков В.А. и др. Надежность технических систем и техногенный риск: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ФИД «Деловой экспресс», 2002. – 368 с.

107. Акимов В.А. и др. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: учебное пособие для руководящего состава РСЧС. – М.: «Крук-Престиж», 2003. – 380 с.

108. Акимов В.А. и др. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для ВУЗов. – М.: «Высшая школа», 2003. – 480 с.

109. Акимов В.А. и др. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах: учебное пособие для ВУЗов МЧС России. – М.: ФИД «Деловой экспресс», 2003. – 458 с.

110. Акимов В.А. и др. Оценка природной и техногенной безопасности: теория и практика. – М.: «Деловой экспресс», 1998. - 218 с.

111. Алехин Е.М., Брушлинский Н.Н., Вагнер П. и др. Пожары в России и в мире. Статистика, анализ, прогнозы. – М.: изд-во «Калан», 2002. – 157 с.

112. Архипова Н.И. Управление в ЧС.

113. Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МАРТ», 2000.

114. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Том 1-14. – М.: МГФ «Знание», 1998 – 2002.

115. Безмен М.М. Войска ГО, их состав, организация, предназначение и боевые возможности. – Новогорск: АГЗ МЧС РФ, 1995.

116. Боссель Х. Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование. 2001.

117. Брушлинский Н.Н. Мировая пожарная статистика и ее роль в обеспечении пожарной безопасности на планете. // Пожаровзрывобезопасность, 1997, № 4, С. 81-85.

118. Брушлинский Н.Н., Калиненко Н.Л., Лупанов С.А. Экономико-статистические аспекты обеспечения пожарной безопасности. // Пожаровзрывобезопасность, 1997, № 2, С. 25-30.

119. Бубырь Н.Ф. и др. Производственная и пожарная автоматика. Пожарная автоматика. – М.: ВИПТШ МВД СССР, 1986.

120. Бубырь Н.Ф. и др. Эксплуатация установок пожарной автоматики. – М.: Стройиздат, 1986.

121. Бубырь Н.Ф. Надзор за установками пожарной автоматики. – М.: Стройиздат. 1992.

122. Буланенков С.А., Воронов С.И., Губченко П.П. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – Калуга: ГУП “Облиздат”, 2001.

123. Вишняков Я.Д., Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л. Катастрофы и образование. – М.: Эдиторная УРСС, 1999.

124. Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Салов С.С., Фалеев М.И. и др. Управление риском. – М.: «Наука», 2000.

125. Владимиров В.А. и др. Оценка риска и управление техногенной безопасностью. – М.: «Деловой экспресс», 2002. – 184 с.

126. Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. – М.: «Деловой экспресс», 2000. – 248 с.

127. Воробьев Ю.Л. Национальная безопасность и управление стратегическими рисками в России // Спецеальный выпуск аналитического журнала «Управление риском», 2002. С. 4-9.

128. Воробьёв Ю.Л. Спасательная служба России. Опыт применения авиации. // Гражданская защита, 1996, № 8.

129. Воробьев Ю.Л. и др. Катастрофы и человек. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.

130. Высокоточное оружие стран НАТО и его влияние на ведение боевых действий сухопутными войсками. – М.: ВА БТВ, - 98 с.

131. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. // Сборник материалов Центра стратегических исследований гражданской защиты. / Под редакцией Ю.Л. Воробьева, 1998, Вып. 8, - с. 78.

132. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. – М.: УРСС, 1998, – 312 с.

133. Гражданская оборона области. – М.: Воениздат, 1985.

134. Гражданская оборона. – М.: Воениздат, 1986.

135. Гражданская оборона стран мира. – М., 1992.

136. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера в 2002 году. – М.: МЧС РФ, 2003.

137. Гуманитарные операции МЧС России. / Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2002.

138. Гуторова И.А. Стандартизация. Метрология. Сертификация. Учебно-практичесое пособие. – М., 2001.

139. Даниловский А.Ф. Планирование мероприятий РСЧС. – Новогорск: АГЗ МЧС РФ.

140. Данильян С.А., Лобов С.А., Вишневецкий В.А., Бабкин А.В., Воронцов Ю.И., Воеводин С.В. Уголовно-правовые и криминалистические проблемы расследования пожаров. — Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД РФ, 1998.

141. Закиров Р.Ш. Итоги применения авиации в 2002 году и планирование работы на 2003 год. // Ежегодный доклад Начальника Авиации МЧС России.

142. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. / Под ред. Фалеева М.И. – Калуга: ГУП «Облиздат», 2001.

143. Зернов С.И. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений, сопряженных с пожарами. – М.: ЭКЦ МВД РФ, 1996.

144. Зюзин А.В., Семенов З.Л. Защита производственного персонала и населения от СДЯВ на ХОО. – М.: «Мединор», 1999.

145. Измалков В.И., Измалков А.В. Безопасность и риск при техногенных воздействиях. Монография. – С-Петербург, 1994.

146. Ишимов И.Ш. Авиация МЧС России. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 2001.

147. Ишимов И.Ш., Федоренко В.Н. и др. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданская оборона (ГО) на современном этапе. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 2000.

148. Каталог основных понятий РСЧС. – М.: Москва, 1993.

149. Катастрофы и государство. Учебник. – М., 1997.

150. Катастрофы и общество. – М.: Контакт-культура, 2000 г. – 331 с.

151. Киреев А.К. Мировая практика сертификация продукции и деятельности испытательных центров. – М.: Tekkom Joint Venture, 1991.

152. Клаузевиц К. О войне. – М., 1934.

153. Кнорринг В.И. Искусство управления. – М.: БЕК, 1997.

154. Комплексная безопасность России – исследования, управление, опыт. Сборник материалов международного симпозиума. – М.: Информиздатцентр, 2002.

155. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

156. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник. – М., 1999.

157. Кузьмин И.И., Махутов Н.А., Хетагуров С.В. Безопасность и риск. Эколого-экономические аспекты. – М.: СПГУЭФ, 1997, – 164 с.

158. Кузьмин А.И. Объектовое звено РСЧСЧ. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 1998.

159. Курильское землетрясение 1994 г. и ликвидация его последствий. – М., 1995.

160. Лисовой В.М. Основы военной доктрины государства. Учебное пособие. – М.: ВАГШ, 2000. – 44 с.

161. Лыков В.Н. Методика организации и проведения учений и тренировок по ГО. – Новогорск: АГЗ МЧС России.

162. Макеев В. и др. ГО зарубежных государств и международное сотрудничество. УМП. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 1996.

163. Материально-техническое обеспечение. – Новогорск: РИО АГЗ МЧС России, 2002 г.

164. Методика и примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий (к СниП 21-01-97*). МДС 21-3.2001. – М.: ОАО "ЦНИИпромзданий", 2001.

165. Методические рекомендации по структуре и содержанию плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. – М.: МЧС РФ от 24.01.1998г., №40-138-8.

166. Микеев А.К. Пожар. Социальные, экономические, экологические проблемы. – М.: асс. Пожнаука, 1994. – 368 с.

167. Мищенко В.Ф., Рейхов Ю.Н., Раб И.И. Потенциально опасные технологические процессы. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 2001.

168. Мищенко В.Ф., Рейхов Ю. Н, Слепушкин С.Б. Предупреждение ЧС в техносфере. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 2000.

169. Мобилизационная подготовка экономики РФ. – М., 1997.

170. Моделирование пожаров и взрывов / Под ред. Брушлинского Н.Н.и Корольченко А.Я. – М.: асс. Пожнаука, 2000. – 492 с.

171. Наставление по организации и технологии ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ЧС. Часть 1. Организация и технология АСДНР при крупных авариях на ХОО. – М.: МЧС России, 1999.

172. Наставление по инженерному обеспечению боя. – М.: МО, 1989.

173. Наставление по тылу. – М.: МО, 1986.

174. Наука и высокие технологии России. – М.: «Наука». 2001 г. – 635 с.

175. Национальная оценка прогресса РФ при переходе к устойчивому развитию/ Правительство РФ, 2002.

176. Небесные спасатели МЧС России. – М.: ГУАП, 1996.

177. НПБ 02-93. Порядок согласования органами ГПН РФ проектно-сметной документации на строительство.

178. НПБ 05-93. Порядок участия органами ГПН РФ в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.

179. НПБ 88-2001 Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.

180. Обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации ЧС. / Под ред. Шойгу С.К., Ч.2– 3. – Калуга, 1999.

181. Обзор управления в ЧС. – М.: ПРООН, 1996.

182. Обобщенный материал по организации и ведению специальной операции МЧС России по оказанию помощи пострадавшим в г. Ленске. – М.: МЧС России, 1998.

183. Общая теория безопасности. / Под ред. Позднякова А.И., М.: ВАГШ, 1994.

184. О некоторых вопросах применения закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей". Приказ ГКАП России от 15 августа 1994 г. №90 // Бюллетень нормативных актов министерства Российской Федерации, 1995, №1.

185. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже ХХ века. // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, Вып. 1, 2001. С. 54-79.

186. Основы государственной политики РФ в области защиты населения и территорий в ЧС. Проект 2001 г.

187. Основы применения сил РСЧС в ЧС мирного времени. Уч. Пособие. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 2000.

188. Основы организационной деятельности командира (начальника) по выполнению управленческих решений. – Новогорск: РИО АГЗ МЧС России, 1999.

Наши рекомендации