Экономические реформы: цели и итоги

На начальном этапе перестройки комплекс намеченных преоб- разований касался исключительно сферы экономики. На апрельском Пленуме ЦК КПСС (1985 г.) была сформулирована стратегия ускоре- ния социально-экономического развития на основе новейших дости- жений НТП. Предполагалось увеличить темп роста национального дохода, стимулировать социальную политику (жилищное строитель- ство, продовольственный вопрос), перестроить инвестиционную и структурную политику в сфере производства.

В результате этого в 1985-1986 гг. темпы прироста производи- тельности труда в промышленности и строительстве превысили сред- негодовые показатели предыдущей пятилетки в 1,3 раза, в железно- дорожном транспорте – в 3 раза. Выросли капиталовложения в разви- тие социальной сферы. Эти малые достижения вызвали «головокру- жение от успехов», состояние эйфории, веру в силу правительствен- ных приказов. XXVII съезд КПСС (1986 г.) подтвердил курс на уско- рение социально-экономического развития страны, принял «новую редакцию» Программы КПСС, исключив из неё положение о по- строении коммунизма к 1980 г. и провозгласив курс на совершенст- вование социализма. Но устаревший хозяйственный механизм не мог работать эффективнее только на основе идеологических призывов к

«активизации человеческого фактора», что вызывало сожаление у

«архитекторов перестройки». Экономические реформы после съезда стали всё сильнее пробуксовывать, так как методы управления эко- номикой оставались прежними: приказной нажим, политические кампании, штурмовщина и корректировка планов, «выбивание» до- полнительных ресурсов.

В связи с этим возникает новая идея – перестройки всей систе- мы социально-экономических и политических отношений на основе решений январского и июньского (1988 г.) Пленумов ЦК КПСС и июльской (1988 г.) XIX партконференции.

В экономике эти решения означали переход от административ- ных к экономическим методам управления народным хозяйством. Принимаются законы «О государственном предприятии» (1987 г.) и

«О кооперации в СССР» (1988 г.), цель которых заключалась в созда- нии правовой базы для радикальных экономических реформ. Увы, они вступили в противоречие с действующей экономической практи- кой и, ко всему прочему, были деформированы давлением государст- венного аппарата и подзаконными актами. (Так, к 1989 г. налоги на

кооперативы достигли 40% и более).

I Съезд народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989 г.) ут- вердил переход к новой модели экономического развития, в основу которой положены идеи Л.И. Абалкина, Т.И. Заславской и других экономистов. Суть её сводилась к следующему:

- сокращение государственного вмешательства в управление на-

родным хозяйством;

- расширение самостоятельности, введение хозрасчёта;

- постепенное возрождение частного сектора;

- расширение форм хозяйствования на селе;

- отказ от монополии внешней торговли и интеграция в мировую экономическую систему.

Следующим шагом в реформе экономической системы стали ре- шения XXVIII съезда КПСС (июнь 1990 г.) о курсе на рыночную эко- номику. Были приняты законы о малом предприятии, об аренде и

арендных отношениях в сельском хозяйстве, об акционерных общест- вах и совместных предприятиях, о коммерческих банках. Несмотря на высокие налоги на прибыль (35–40 %), законы 1990 г. дали возмож- ность для развития коммерческих структур, стала очевидной необра- тимость курса на рыночную экономику. В сельском хозяйстве появи- лись фермерские и частные крестьянские хозяйства, которых в 1990 г. было около 50 тыс. Они производили 1% сельскохозяйственной про- дукции, и всё же негосударственный сектор усиленно развивался.

Тем не менее к 1990 г. по сравнению с 1986 г. темпы прироста валового национального продукта снизились с 3,3% до 2%, рост про- изводительности труда значительно отставал от роста денежных дохо- дов, их соотношение в 1990 г. составляло 3 и 16,9% соответственно, а

в первой половине 1991 г. – 11 и 43,5 % соответственно.

Как оказалось, был пропущен целый этап развития научно-техни- ческого прогресса (НТП) – развития микробиологии, биотехники, энерго- и ресурсосберегающих технологий, что также отрицательно сказалось на уровне социально-экономического развития страны.

На этом фоне появилась антикризисная программа – «500 дней» Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина. Она предлагала выход из кризиса на основе децентрализации экономики и перевода предприятий на аренду, частичную приватизацию, снятие госконтроля над ценами и допущение контролируемой безработицы.

Для союзного руководства эти меры казались слишком ради-

кальными, поэтому была создана согласительная комиссия для разра-

ботки более умеренного варианта антикризисной программы. Прини- мается программа Л.И. Абалкина – Н.И. Рыжкова, предусматриваю- щая более длительное сохранение государственного сектора в эконо- мике и контроль государства над формирующимся частным сектором.

В целом реформы в области экономики носили половинчатый, не- завершённый характер. К общему сокращению сельскохозяйственного производства (с 1988 г.) добавился промышленный кризис (с 1990 г.).

В 1990–1991 гг. почти повсеместно введена карточная система, ин-

фляция к лету 1990 г. составляла почти 25%, цены выросли в 40–50 раз,

катастрофически падал уровень жизни населения. Жилищную и продо- вольственную проблемы дополняет экологическая – авария на Черно- быльской АЭС в апреле 1986 г. На фоне развала народно-хозяйст- венного комплекса растёт внешний долг. Всё это приводит к углубле- нию социальной напряжённости, что проявляется в массовых забастов- ках протеста (с 1989 г.). К экономическим требованиям с 1990–1991 гг. добавляются и политические, вплоть до отставки правительства.

Таким образом, говорить о позитивном характере экономиче-

ских реформ периода «перестройки» невозможно.

Наши рекомендации