Понятие: гомосексуализм, бисексуализм, гомофобия

Введение. 3

Глава 1. Основные понятия. Исторический обзор эволюции отношения к гомосексуализму разных культур и времен. 6

1.1. Понятие: гомосексуализм, бисексуализм, гомофобия. 6

1.2. Исторический анализ становления гендерных норм и отклонений в системе социальных отношений. 12

Глава 2. Характеристика социальных представлений о гомосексуализме: общемировые тенденции и развитие общественного мнения россиян. 27

2.1. Тенденции нормализации гомосексуализма в мире. 27

2.2. Позиции российской психиатрии и законодателя. 33

2.3. Общественное мнение Россиян о гомосексуализме в различных половозрастных группах. 38

Заключение. 45

Литература. 47

Введение

Представленная работа посвящена анализу особенностей социальных представлений о гомосексуализме в разных социальных группах.

Актуальность исследования

Вопрос о половой идентичности является одним из наиболее сложных и мало разработанных. В тоже время рефлексия общества на такое социальное явление как гомосексуализм, достаточно высока. Кроме того, исключение гомосексуальности из списка психических заболеваний в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и признание возможности и допустимости существования гомосексуального влечения у здорового человека (вне рамок психических заболеваний) вовсе не снимает, а скорее даже обостряет вопросы, от которых ранее можно было запросто отмахнуться и отнести их к категории личностной аномалии или иным болезненным проявлениям.

Тенденция в принятии гомосексуализма, как имеющего права на существование социального явления, связана с общей демократизацией и гуманизацией общества. Происходящие процессы детерминируют изменение нормативной социальной системы, что требует изучения процессов производства и воспроизводства легитимных социальных моделей поведения и конструирования современных идентичностей, в частности гомосексуализма. Происходит постепенная модификацию гендерной системы, а снижаются рамки допустимых повседневных практик гендерных отношений. Демократизация общества, происходящая в условиях индивидуализации и плюрализации жизненных стилей, актуализирует изучение современных гендерных норм, выявление изменений в доминирующих социокультурных паттернах, в отношении общества к норме и отклонению от неё. Международные организации, включая Организацию Объединенных Наций и Совет Европы, принимают документы, направленные на обеспечение равных прав, воспитание толерантности и взаимного уважения по отношению к людям на принципах отказа от дискриминации по признакам расы, пола, возраста, инвалидности, сексуальной ориентации.

Вынесение проблемы, связанной с однополыми отношениями, за пределы компетенции одних только психиатров лишний раз подчеркнуло актуальность и неразработанность проблемы социальных представлений о гомосексуализме.

Гомосексуальность как альтернативный или атипичный вариант направленности сексуального влечения представляет собой не произвольный выбор человеком объекта любви, а выражение его личностной (а иногда и природной) сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности.

Восприятие проблем маргинальных социальных групп, в качестве которых можно рассматривать и гомосексуалов, в общественном дискурсе постепенно изменяется от категорического неприятия и непонимания в направлении уважения достоинства и прав человека. Нормализация гомосексуализма – грандиозное знаковое явление, решительный сдвиг в отношении признания прав меньшинств. За короткий срок не только представления, но реальная практика отношения общества к этому меньшинству прошла казавшуюся неприступной лестницу: от преступления к болезни – от болезни к патологии – от патологии к норме.

В то же время во многих современных обществах по-прежнему распространены явления ксенофобии, расизма, гомофобии по отношению к людям, отличающимся от большинства, причем социокультурные механизмы формирования различных видов социальной нетерпимости имеют между собой много общего. Необходимость изучения подобных механизмов, в частности гомофобии, является очевидной, поскольку знание истоков и способов формирования вражды социальных групп выступает условием предотвращения экстремизма, реализации принципов правового государства и распространения идеологии и практики мультикультурализма в современном российском обществе.

Степень научной разработки проблемы:

Такое явление как гомосексуализм являлось в центре исследований в различных сферах знаний. С точки зрения медицины данная проблема исследовалась в работах таких авторов как: Свядощ А.М., 1988; Бойко Н.И., Борисенок Ю.А., Быстров А.А., 1997; Прокопенко Ю.П., 1999; Щербатых Ю.В., 2001; Мавров И.И., 2002; Сосновский А.В., 2002, Васильченко Г. С., 1990; Володин В.С., 2003, Кришталь В. В., Григорян С. Р., 2002.

С точки зрения социологии стоит отметить следующие работы: особенности гендерного восприятия были проанализированы такими авторами, как В. С. Агеев, В. А. Лабунская, М. В. Буракова, Т. И. Юферева; половая идентичность и полоролевое поведение исследовалась такими авторами, как: Д. Д. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Е. Г. Соколова, О. К. Труфанова; механизмы полоролевой социализации и стереотипизации рассматриваоись В. С. Агеев, И.С. Кон, Т. А. Репина, причины социального неприятия гомосексуализма рассматривались В. В. Нагаев.

Особое значение для работы имели следующие работы:

1. статья «Нормализация гомосексуализма как медико-социальная проблема» Г.С. Кочаряна[1]. В статье представлены современные полярные взгляды на гомосексуализм. В противовес точке зрения, отраженной в МКБ-10 и DSM-IV, согласно которой он не является расстройством/заболеванием, приводятся высказывания ряда известных специалистов (сексологов, психиатров, психологов), а также собственное мнение автора, в соответствие с которыми гомосексуализм следует относить к патологии. Также обсуждаются некоторые аспекты проблемы конверсионной терапии гомосексуалов.

2. работа «Гомосексуализм и эволюция» Бутовской М.Л.[2]. Работа знакомит с современными представлениями об эволюции полового поведения человека. Разъясняются основные преимущества полового размножения. Дается объяснение феноменов непорочного зачатия, гермафродитизма и гомосексуализма. Данное исследование рассматривает вопрос гомосексуализма с точки зрения антропологии, психологии, культурологи, социологии.

Цель курсовой работы заключается в анализе особенностей социальных представлений о гомосексуализме в различных социальных группах.

В соответствии с представленной работой, необходимо решить следующие задачи

- рассмотрение таких понятий как: гомосексуализм, бисексуализм гомофомбия;

- рассмотрение становления гомосексуализма как социального явления;

- анализ эволюции общественного мнения на такое социальное явление как гомосексуализм;

- осуществить социологический анализ отечественных и зарубежных теорий и исследований, связанных с социальными смыслами и практиками определения нормы и патологии при рассмотрении гендральных отношений;

- рассмотреть основные нормы современного общества с позиций гендерного анализа, выделить особенности современного гендерного порядка;

- рассмотреть современные тенденции нормализации гомосексуализма, как социального явления, схемы гендральных отношений;

- провести исследование общественного мнения о гомосексуальности, определения отношения, установок, настроений различных социальных и возрастных групп, а также степени информированности о проблемах людей гомосексуальной ориентации и готовности принимать участие в их решении;

Объектом исследования выступают различные схемы гендральных отношений, а так же механизм построения нормы гендральных отношений в современном общества.

Предметом работы является социальные представления о гомосексуализме, его оценка в разных социальных группах.

Гипотеза исследования: В настоящее время наблюдается демократизация всех сфер жизни общества. Это справедливо и по отношению к определению нормы и патологии в гендральных ролях и отношениях. Общественное мнение и оценка гомосексуализма прошла казавшуюся неприступной лестницу: от преступления к болезни – от болезни к патологии – от патологии к норме. И приняв это во внимание, в данной работе выдвигаются следующие гипотезы:

Гипотеза 1. Содержание и структура представлений о гомосексуализме в двух возрастных группах различаются.

Гипотеза- следствие 1. В содержании представлений о гомосексуализме у молодежи больше негативных отношений по сравнению с людьми старшего поколения или (представление о гомосексуализме в первой группе имеет больше негативных характеристик по сравнению с представлением сложившимся у второй группы)

Гипотеза-следствие 2. В содержании представлений о гомосексуализме у взрослых больше положительного или безразличного отношения по сравнению с молодежью.

Гипотеза 2. Представления о мужском и женском гомосексуализме отличаются.

Гипотеза-следствие 2. Отношение к женскому гомосексуализму носит более позитивную окраску, в сравнении с отношением, сложившимся к мужскому гомосексуализму.

Работа имеет традиционную структуру, которая включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Основные понятия. Исторический обзор эволюции отношения к гомосексуализму разных культур и времен

Понятие: гомосексуализм, бисексуализм, гомофобия

Гомосексуальность и социальное отношение к ней занимают важное место в социокультурной системе общества, в системе полового и сексуального символизма в любой культуре, латентно структурируют все социальные институты. Важной тенденцией представляется анализ гомосексуальности в социальном понимании термина как принадлежности к определенной социально активной группе общества, сознающей свои потребности и отстаивающей свои права. Гомосексуальность правомерно анализировать в терминах нормальности с учетом социокультурного контекста, многообразия жизненных сценариев и стилей. В современном обществе мужчины и женщины с гомосексуальной ориентацией представляют объект распространенных стереотипов и дискриминации на всех уровнях общественной и государственной жизни. Гетеросексистская гендерная система предполагает не только социальную дискриминацию, но и конструирует жесткие границы нормативных гендерных ролей, а также негативную (само) идентичность индивидов, выходящих за эти границы.

В данном пункте работы рассмотрим основные понятия на которых будет построено исследование.

Термин впервые был предложен врачом Л. Бенкертом (1869) для обозначения направленности сексуального влечения к лицам своего пола, был использован в 1869 году в анонимно опубликованном памфлете, написанном на немецком языке австрийским публицистом Карлом-Марией Кертбени.

Гомосексуализм - половое влечение к лицам своего пола. Синонимы: у обоих полов - инверсия, у мужчин - уранизм, у женщин - сафизм, трибадия, лесбиянство (лесбийская любовь).

Активный гомосексуальный партнер называется педикатор, пассивный - патикус или кинэдэ.

Гомосексуальное влечение к взрослым субъектам у мужчин носит название андрофилия, у женщин - гинекофилия.

Половое влечение к несовершеннолетним у мужчин-гомосексуалов называется эфебофилия, у женщин - корофилия.

Половое сношение через задний проход имеет название мужеложства, или педикации. Такие гомосексуальные действия с мальчиками называются педерастией.

Гомосексуальность в широком смысле — это один из видов сексуальности человека, складывающийся из гомосексуальной ориентации (сексуального влечения к лицам своего пола), гомосексуальной идентичности (осознания себя как лица гомосексуальной ориентации) и гомосексуального поведения (сексуальной практики с лицами своего пола)[3].

В узком смысле слова гомосексуальность — это одна из трёх типичных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либо сексуальное влечение только и исключительно к лицам своего пола. Двумя другими ориентациями являются гетеросексуальная и бисексуальная. Гомосексуальность бывает мужской и женской (последняя часто называется лесбийской любовью).

Американский социолог Кинси[4] в своих исследованиях человеческой сексуальности, основанной на выборке из нескольких тысяч человек в 1940—1950-х годах, предложил шкалу сексуальности (так называемую шкалу Кинси), в которой в качестве одной из нескольких подшкал выступает гомо—/би—/гетеросексуальность, наряду с такими подшкалами, как гомо—/би—/гетеросоциальность, гомо—/би—/гетероэстетичность, гомо—/би—/гетероэротичность и другими.

Американский психиатр Ф.Клейн (F.Klein)[5] выделяет в гомосексуальности ряд автономных параметров:

1) сексуальное влечение (предпочитаемый пол сексуальных партнеров),

2) сексуальное поведение (пол реальных сексуальных партнеров),

3) эротические фантазии,

4) эмоциональные предпочтения (с лицами какого пола индивид предпочитает общаться),

5) социальные предпочтения (с кем он фактически проводит больше времени),

6) самоидентификация (как он определяет свою сексуальную идентичность),

7) стиль жизни (мера включенности личности в ту или иную субкультуру).

Поскольку эти параметры могут не совпадать друг с другом и по-разному проявляются на разных стадиях жизненного пути, однозначное разделение индивидов на гетеро-, гомо - и бисексуалов, как и их количественный подсчет, весьма проблематичны. На этих воззрениях он составил решётку сексуальной ориентации[6].

В связи с многозначностью термина «гомосексуальность» в научной литературе в последнее время стало принято пользоваться уточняющими или более узкими терминами — например, говорить о гомосексуальной ориентации, гомосексуальном поведении, гомосексуальности как явлении, гомосексуальности как точке на подшкале «сексуальность» шкалы Кинси[7] и так далее[8].

Как правило, в Западных странах люди гомосексуальной ориентации по закону имеют равные права с представителями гетеросексуальной ориентации: во многих странах Западной Европы (Голландия, Бельгия, Испания, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Северная Ирландия, Словения, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых странах Северной, Южной Америки и Африки (ЮАР) однополые пары могут заключать так называемые гражданские партнёрства[9]. В то же время нередка и дискриминация людей гомосексуальной ориентации — явление, уходящее корнями в историю. Существует значительное число государств (на постсоветской территории это, например, Узбекистан и Туркменистан), в которых ненасильственные гомосексуальные связи являются уголовно наказуемым деянием[10].

Необходимо сказать, что некоторые психологи различают гомосексуальность «ядерную» (вызванную особым типом функционирования центров, регулирующих половое поведение), транзиторную и заместительную (имеющую преходящий характер, вызванную отсутствием лиц противоположного пола), невротическую (гомосексуальная активность вызвана тем, что реализация гетеросексуальной близости блокируется психологическими причинами)[11].

Гомосексуалы относятся к двум примерно равным группам: истинного гомосексуализма и приобретенного. Первые – это те, что таковыми рождаются. Наука в скором будущем должна ответить на этот вопрос причины появления этого явления, исследуя аспекты девиации на генном уровне. Приобретенный гомосексуализм – это зачастую результат насилия, растления еще в детском возрасте, длительного пребывания в закрытых учреждениях, будь это интернаты или места отбывания заключения. Человек как бы втягивается в гомосексуализм обстоятельствами своей частной жизни. И, что интересно, если у него на этот момент уже есть гетеросексуальный опыт, то он может в дальнейшем об этой странице жизни забыть и как-то это пережить, вернувшись в русло обычных сексуальных отношений с лицом другого пола. Если же речь идет о подростках, о людях с минимальным или отсутствующим опытом, то они могут остаться на всю жизнь людьми гомосексуальной ориентации[12].

Истинные гомосексуалы не зависят от моды, при любом отношении общества они были и останутся таковыми, скрывая свою сексуальную ориентацию, если их подвергают гонениям или, демонстрируя свой статус, если за это они будут получать социальные поощрения. Как всегда, не хватает спокойного, взвешенного взгляда на суть вопроса, вместо него крайности: или давить и презирать, или превозносить и «брать пример».

По мнению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в современных условиях распространенность гомосексуализма составляет не менее 4% населения[13].

В связи с тем, что гомосексуализм отличается от гетеросексуализма лишь направленностью полового влечения при сохранности эмоциональных и сексуальных связей (за исключением возможности оплодотворения и продолжения рода), ВОЗ еще 15 лет назад исключила гомосексуализм из Международной классификации психических болезней[14].

И в наше законодательство внесены соответствующие поправки, исключившие гомосексуальную связь двух взрослых людей из преследуемых законом деяний, сохранив наказание лишь за сексуальные действия с несовершеннолетними, совращение и насилие.

Далее следует сказать об этапах формирования гомосексуальной ориентации и механизмах имеющих значение при этом.

По мнению известного сексолога И. Кона[15], формирование гомосексуальной ориентации у подростка имеет три этапа:

— от первого осознанного эротического интереса к человеку своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности;

— от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта:

— от первого гомосексуального контакта до уверенности в своей гомосексуальности и выработки соответствующего образа жизни.

Сбой в психосексуальном развитии гомосексуала можно заподозрить еще на этапе выбора половой роли, т.е. с 5 до 12 лет. По неясным пока еще мотивам ребенок выбирает, апробирует и учится поведению лица противоположного пола. Мальчику, например, нравится переодеваться в женскую одежду, играть в детских играх женские роли, шить, вышивать и т.д. Но что плохого, скажете вы, в том, что мальчик выполняет домашнюю работу, помогает родителям или матери-одиночке? Конечно же, детей нужно учить этому. Но одно дело, когда ребенок сознательно подходит к этому, следуя принципу «надо», а другое, когда сам, добровольно отказываясь от обучающих игр своего пола в компании сверстников, выбирает, получает эмоциональное удовольствие от своеобразной «домашней» игры в представителя другого пола.

Психологически трудный юношеский период для всех подростков у лиц с гомосексуальными наклонностями осложняется многократно. Переживая острый внутренний конфликт, чувствуя свою изоляцию от сверстников, на фоне страха и одиночества они эмоционально страдают в поисках выхода. Появляющиеся со временем гомоэротические сны их еще больше пугают, как и то волнение, которое они испытывают при первой влюбленности в лицо, как правило, своего пола. Без понимания их проблем, сопереживания и помощи со стороны в первую очередь взрослых велика в этот период и опасность самоубийства.

Говоря о гомосексуализме, нельзя обойти и другую проблему сексуальной ориентации - бисексуализма, т.е. влечения, как к мужчинам, так и к женщинам[16].

Бисексуальность — в широком смысле слова феномен человеческой сексуальности, который включает или может включать в себя бисексуальную ориентацию, бисексуальную идентичность и/или бисексуальное поведение.

В более узком смысле слова бисексуальность — это бисексуальная ориентация, то есть одна из многих возможных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) и/или половое влечение к лицам как своего, так и противоположного пола, не обязательно в равной степени и не обязательно одновременно[17].

Ученые выделяют несколько таких типов[18]:

1. Бисексуальность как эксперимент на этапе психосексуальных ориентаций, когда подросток еще не определил своих эротических предпочтений. Обычно этот выбор делается до 14-15-летнего возраста.

2. Чередование гетеро- и гомосексуальных контактов. В основе их лежит либо попытка «вылечиться» при близости с лицом другого пола (хотя истинного влечения, а тем более эмоционального удовлетворения здесь нет), либо половые контакты с лицом своего пола есть своеобразный вид проституции, а влечение существует к лицам другого пола.

3. Ситуационная бисексуальность процветает в местах вынужденной половой разделенности (тюрьма, училище и т.д.). Будучи гетеросексуальным, контингент таких заведений вынужден вступать в гомосексуальные контакты, подчиняясь силе.

4. Бисексуализм как следствие равнодушия к полу партнера. Особенно ярко это выражено у любителей группового секса, когда фетишем выступает лишь собственный оргазм вне зависимости от пола сексуального партнера.

На наш взгляд, в процессе формирования и закрепления гомосексуального влечения у подростков наибольшую опасность представляет собой первый вариант. Именно его чаще всего используют опытные гомосексуалы, создавая себе сексуальных партнеров[19].

Следует прямо сказать, что так как гомосексуализм не признан как заболевание, то и лечению не подлежит. Попытки психотерапевтов-сексологов изменить у гомосексуала сексуальную ориентацию малоэффективны. В этой связи акцент борьбы общества за гетеросексуальную ориентацию подростков должен быть перенесен на правильное, своевременное и действительно половое воспитание[20].

С начала 1990-х годов в России стало популярно заимствованное из английского языка слово «гей», имеющее коннотацию не только сексуальной ориентации, но и активной общественной позиции[21].

Ещё полвека назад слово «гей» в английском языке означало просто «весёлый, беззаботный», но сейчас его уже не употребляют в этом значении. Согласно сексологу Игорю Кону, посвятившему несколько работ трактовке наименований сексуальных меньшинств, а также их символике (розовому треугольнику, букве лямбда, радужному флагу), происхождение употребления слова «гей» в связи с сексуальной ориентацией не совсем ясно. Кон утверждает, что в провансальском наречии XII—XIV веках слово «гей» обозначало куртуазное «искусство поэзии и любви»[22].

В Англии XVII века слово «gay» обозначало легкомысленного повесу, а затем (применительно к женщинам) — проститутку[23]. В 1920—1930-е годах в Англии и США возникают первые зафиксированные употребления слова «gay», которые можно понять как намёк на гомосексуальность[24]. Социолог Эдуард Сагарин, что «уже в 1930-е годы это было самое часто используемое название среди самих гомосексуалов»[25]. В 1960-е года это слово стало широко распространяться и в более широком кругу носителей языка — например, именно этим словом пользуется психотерапевт Альберт Эллис для обозначения гомосексуалов[26].

В своей книге с эффектным названием «Любовь небесного цвета» известный исследователь проблемы восприятия гомосексуальности обществом И. С. Кон пишет:

«Гей» (это прилагательное употребляется и как существительное) — не просто мужчина, любящий мужчин, а носитель особого самосознания, член соответствующей субкультуры, общины или организации, борец за свои гражданские права и т. д.[27]

В контексте темы исследования стоит сказать о таком явлении как «гомофобия». Гомофобия - это собирательное определение для различных форм негативной реакции на проявления гомосексуальности, а также на связанные с ней общественные явления[28].

Джордж Вейнберг в 1972 определяет гомофобию как «страх контакта с гомосексуалами, а если речь идёт о гомосексуалах, то под гомофобией понимается их отвращение к самим себе»[29].

Позднее, в 1980, Хадсон и Риккетс расширяют этот термин для обозначения «чувств тревоги, отвращения, гнева, дискомфорта и страха, которые могут испытывать гетеросексуалы в отношении лесбиянок и геев». В последнее время стали часто выдвигаться версии, что гомофобия возникает из-за тяги к человеку того же пола и боязни признать эту тягу[30].

Социальные установки мажоритарных групп характеризуются приписыванием негативных качеств представителям меньшинств, что обусловливает дискредитацию их социального статуса и закрепление отрицательных характеристик как определяющих компонентов идентификации объекта социального восприятия. В публичном дискурсе распространены утверждения о неполноценности, медикализация и криминализация гомосексуальности, обусловливающие нетерпимость общественного мнения.

Наши рекомендации