Исходная база (основа) для определения таможенной стоимости ввозимых товаров
Цена товара (продукции) является важнейшей его характеристикой и существенным условием сделки. Цепа (стоимость) товара должна быть указана с необходимой и достаточной точностью и полнотой описания со всеми разъяснениями и оговорками. Именно цена (стоимость) товара, определенная во внешнеторговом контракте, и является исходной базой для определения таможенной стоимости товара.
Документальным подтверждением заявленной декларантом стоимости товара является счет-фактура (инвойс), который должен быть предъявлен декларантом вместе с таможенной декларацией и внешнеторговым контрактом, или счет-проформа для сделок, по которой не осуществляется оплата ввозимого товара (например, бартерные и компенсационные поставки, поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки и т.п.), либо аккредитив о фактической оплате. При сдаче-приемке груза, в том числе в момент сто таможенного оформления, могут быть выявлены отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий контракта, которые могут повлечь за собой изменение контрактной цены товара. Наличие скидки в контракте также может повлечь за собой изменение контрактной цены товара. При осуществлении сделок купли-продажи возможны ситуации, когда поставка ввозимых товаров учитывает кредит, предоставленный продавцом покупателю. В таких случаях кредит образует часть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары и, следовательно, должен быть включен в цену сделки и таможенную стоимость. Однако доход по процентам на кредит не должен входить в таможенную стоимость, так как он не является ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Это возможно в том случае, если:
а) кредитное соглашение составлено в письменной форме;
б) установленный размер процентного дохода не превышает фактически сложившийся в стране уровень.
Данные положения применяются независимо от того, кем предоставляется кредит: продавцом, банком или какой-либо другой организацией.
В зависимости от условий (базиса) поставки расходы по доставке товара либо уже входят в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, либо должны доначисляться к этой цене дополнительно. В настоящее время основное многообразие возможных вариантов распределения обязанностей по доставке товара от продавца к покупателю описываются Международными правилам и толкования торговых терминов "Инкотермс-2010".
Зная правила "Инкотермс-2010", легко сориентироваться в структуре транспортных расходов, которые необходимо добавить или наоборот вычесть из контрактной цены ввозимого товара. Валюта цены в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте третьей страны. При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами.
Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесцениванию. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.
При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. При транспортировке товара существуют также риски, связанные с порчей или потерей товара. Как правило, все сделки международной купли-продажи сопровождаются обязательным страхованием груза.
Если существует два договора о страховании товара, например страховка за морской фрахт и страховка за перевозку товара автомобильным транспортом, то они должны быть обе включены в таможенную стоимость. Расходы по доставке товара весьма велики и могут составлять до 50% цены товара, в отдельных случаях стоимость авиаперевозок может быть выше цены товара. Условия поставки предполагают разные места, где происходит разграничение обязанностей продавца и покупателя, поскольку путь от склада продавца до склада покупателя включает в себя погрузку и разгрузку, возможную перегрузку с одного вида транспорта на другой, расходы на транзит через те страны, которые товар должен пересечь, расходы на таможенное оформление в этих странах, расходы по страхованию груза и др.
При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. Расходы по доставке товара весьма велики и могут составлять до 50% цены товара, в отдельных случаях стоимость авиаперевозок может быть даже выше цены товара. Условия поставки предполагают разные места, где происходит разграничения обязанностей продавца и покупателя. Ведь путь от склада продавца до склада покупателя включает погрузку и разгрузку, возможную перегрузку с одного вида транспорта на другой, расходы на транзит через те страны, которые товар должен пересечь, расходы на таможенное оформление в этих странах, расходы по страхованию груза и др. Базисные условия поставки представлены в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Базисные условия поставки согласно "Инкотермс-2010"
Тер мин | Вид транспорта | Описание |
EXW | Любые виды транспорта | EX Works (...named place) Франко завод (...название места) |
FCA | Любые виды транспорта | Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места) |
FAS | Морской и внутренний водный транспорт | Free Alongside Ship (...named port of shipment) Франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки) |
FOB | Морской и внутренний водный транспорт | Free On Board (...named port of shipment) Франко борт (...название порта отгрузки) |
CFR | Морской и внутренний водный транспорт | Cost and Freight (...named port of destination) Стоимость и фрахт (...название порта назначения) |
CIF | Морской и внутренний водный транспорт | Cost, Insurance and Freight (...named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) |
CIP | Любые виды транспорта | Carriage and Insurance Paid To (...named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения) |
CPT | Любые виды транспорта | Carriage Paid То (...named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения) |
DAT | Любые виды транспорта | Delivered At Terminal (...named terminal of destination) Поставка на терминале (...название терминала') |
DAP | Любые виды транспорта | Delivered At Point (...named point of destination) Поставка в пункте (...название пункта) |
DDP | Любые виды транспорта | Delivered Duty Paid (...named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (...название места назначения) |