Правовые основы экономики культуры 1 страница

Право — это система общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, прямо установленных или санкционированных (одобренных) государством. Правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью норм права. Целью правового регулирования является упорядочение, охрана и развитие общественных отношений в соответствии с общественными потребностями. Но отношения в сфере культуры многообразны и многоплановы, и не на все из них можно прямо воздействовать при помощи юридических норм. Так, например, создание произведений искусства, интеллектуальная, умственная деятельность человека фактически являются «отношениями автора с самим собой по поводу своего творчества» и не поддаются правовому регулированию.

Правовое обеспечение — создание системы правового регулирования, необходимой для нормального возникновения, изменения и прекращения отношений в отрасли человеческой деятельности. Правовое обеспечение в сфере культуры, как и в других отраслях, представляет собой разработку и принятие государством законодательных и иных нормативных актов, а также принятие мер по соблюдению этих норм, т.е. осуществление государством правотворческих, правореализационных, правоисполнительных и правоохранительных действий.

Правовое регулирование в сфере культуры осуществляется по многим направлениям. Прежде всего, это развитие закрепленного в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ принципа свободы творчества и обеспечение декларированного 3 ч. 2 той же статьи права каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям. Особенности правового регулирования культурной деятельности можно разделить на несколько групп.

Особенности, связанные с неоднородностью сферы культуры. В соответствии с российским законодательством культурная деятельность включает в себя деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Само понятие «культурные ценности» охватывает широчайший круг объектов — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, а также имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

При таком всеобъемлющем подходе к предмету правового регулирования необходим большой массив законодательных актов, на сегодняшний день в основном сформированный. Нормы, регулирующие отношения в сфере культуры, практически невозможно отнести к какой-либо одной отрасли права, хотя в классификаторе правовых актов, утвержденном указом президента Российской Федерации № 511 от 15 марта 2000 г., законодательство о культуре выделено в самостоятельную ветвь. Сюда включены общие положения, законодательные акты, регулирующие вопросы управления в сфере культуры, сохранения национального культурного наследия народов Российской Федерации, охраны и использования памятников истории и культуры, а также нормативные документы, определяющие режим особо охраняемых историко-культурных территорий, особенности правового положения культурных ценностей и отдельных направлений культурной деятельности.

Особенности методов правового регулирования. Сфера культуры практически единственная, в которой законодательство в большинстве вопросов исходит не только из принципа юридического равенства, но и презумпции добросовестности. Это отражается в том, что в правовых актах практически не содержится профилактических мер, упреждающих возможные нарушения прав и законных интересов субъектов культурной деятельности, а случаи наступления юридической ответственности строго ограничены (что неплохо), и их реализация на практике вызывает затруднения.

Особенности, связанные с подчиненностью предмета регулирования. В соответствии с Конституцией (ст. 71) в ведении Российской Федерации находится ограниченный круг вопросов сферы культуры. Это установление основ федеральной политики в области культуры и федеральные программы культурного развития России, а также правовое регулирование интеллектуальной собственности. Общие вопросы культуры отнесены Конституцией (ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, национальное законодательство о культуре состоит фактически из двух уровней правовых актов: федерального и регионального. В связи с этим многие положения федерального законодательства являются не нормами прямого действия, а носят рекомендательный или рамочный характер, а детализация содержится в региональных актах.

Помимо технических неудобств, такая система порождает сущностные проблемы, связанные с различиями в регулировании сходных отношений в зависимости от территории. Кроме того, некоторые субъекты не имеют собственного законодательства по целому ряду вопросов, требующих правовой трактовки.

Особенности, связанные с протекционистской политикой в области культуры. В самом начале периода коренных преобразований в экономике нашей страны государство исходило из необходимости введения режима сохранения и развития отечественной культуры. Это выразилось в установлении льгот (в основном налоговых) для отдельных категорий субъектов культурной деятельности, которые не носили системного характера и со временем перестали обеспечиваться реальными возможностями государства. Однако отмена части этих льгот в настоящее время воспринимается как невнимание со стороны власти к нуждам отрасли.

Особенности, связанные с международными обязательствами Российской Федерации. Вопросы культуры всегда были в центре внимания международных организаций, однако наиболее остро некоторые проблемы встали перед международным сообществом в связи с процессом так называемой глобализации. Отдельные аспекты культурной Деятельности, правовой статус объектов этой деятельности и правовое положение ее субъектов являются предметами Регулирования большого числа международных соглашений, причем некоторые из них носят декларативный и политический характер, а другие содержат большое количество норм прямого действия, иногда не сопрягающихся и даже вступающих в противоречие с национальным законодательством. Проблемы правоприменения возникают еще и потому, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации нормы международного права не только являются частью правовой системы нашей страны, но и имеют преимущество в применении по сравнению с положениями внутреннего законодательства.

9.1

Формирование отраслевого законодательства. Законодательное обеспечение российской культуры имеет непродолжительную, но очень насыщенную историю. Первым специальным актом в сфере культуры, ее правовой базой стали принятые в 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (закон Российской Федерации № 3612-1 от 9 октября 1992 г.; далее - Основы). Время рождения и форма этого документа предопределили не только его содержание, но и возможности применения на практике. Тогда уже сама возможность принятия того или иного закона казалась панацеей от всех бед. С одной стороны, факт появления правового акта, охватывающего максимальное число аспектов культурной деятельности, свидетельствовал о внимании государства к этой сфере. И это было важным проявлением государственной политики по отношению к культуре. С другой стороны, универсальный характер акта — своеобразной «конституции» культуры - существенно повлиял на его правовое наполнение, состоящее в значительной степени из деклараций. Однако Основы сыграли и продолжают играть ключевую роль в правовом регулировании отношений в сфере культуры.

Основы состоят из десяти разделов. Они определяют правовое положение отдельных объектов в сфере культуры или их совокупности (например, национального культурного достояния и культурного наследия, включая библиотечный, музейный, архивный и иные фонды), правомочия и обязанности основных субъектов культурной деятельности (физических лиц как создателей и потребителей культурных ценностей и благ, их объединений, народов и иных этнических общностей, государства и его органов, а также органов местного самоуправления), режим и условия культурной деятельности (включая условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры и осуществления ими предпринимательской деятельности, вопросы собственности и приватизации, финансирования и ценообразования, инвестиционной политики и обеспечения материально-технической базы в области культуры).

Несомненным достоинством Основ является то, что впервые в законодательстве были определены обязанности государства в области культуры, в том числе по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, по созданию условий для самореализации талантов. Немаловажным явилось введение норм, регулирующих трудовые отношения и социальное положение работников культуры. Наконец, Основы, путем включения отсылочных норм, устанавливали ответственность за правонарушения в сфере культуры.

Ряд положений Основ был развит в принятых позднее законах — не только отраслевых, но и таких важнейших правовых актах общего характера, как Конституция, Гражданский, Трудовой, Налоговый кодексы и др. В то же время с появлением этих правовых актов некоторые нормы Основ утратили силу. Однако целый ряд норм по-прежнему остается актуальным и с течением времени приобретает все более принципиальный характер. Так, многие судебные споры были разрешены в пользу Минкультуры России на основании статьи 31 Основ, устанавливающей право государственных органов вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, если такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Принципы, закрепленные в Основах, получили развитие в самостоятельных законах или их отдельных положениях. Среди них:

q закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-1 от 15 апреля 1993 г., обеспечивающий защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них;

q Федеральный закон «О библиотечном деле» 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г., являющийся правовой базой хранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации; он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантии прав на культурную, научную и образовательную деятельность, на доступ к информации и на приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

q Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г., определяющий особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации и создания и правового положения музеев в нашей стране;

q Федеральный закон «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ от 17 июня 1996 г., определяющий правовые основы национально-культурной автономии как формы национально-культурного самоопределения, которая представляет собой объединение граждан (относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории) на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры; этот закон определяет правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития;

q Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» № 126-ФЗ от 22 августа 1996 г., устанавливающий основы протекционистской политики в отношении национальной кинематографии и порядок ее государственной поддержки; он определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии;

q Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» № 64-ФЗ от 15 апреля 1998 г., регулирующий отношения, связанные с определенными культурными ценностями; он обеспечивает защиту от расхищения, незаконного вывоза и неправомерной передачи этих ценностей, создает правовые условия для реального обращения таких ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию нашей страны в результате войны, а также для возможности ознакомления с указанными ценностями;

q Федеральный закон «О народных художественных промыслах» № 7-ФЗ от 6 января 1999 г., регулирующий отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, определяющий основы государственной политики в этой сфере и условия участия граждан и организаций в связанной с ней деятельности;

q Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г., регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; он обеспечивает реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, декларирует конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, а также обеспечивает право народов и этнических общностей на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания.

Кроме законов в развитие Основ был принят ряд иных нормативных правовых актов, среди которых по предмету правового регулирования выделяются следующие:

§ постановление правительства Российской Федерации № 179 от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»;

§ постановление правительства Российской Федерации «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» № 329 от 25 марта 1999 г., ставящее целью сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализацию инновационных проектов организации театрального дела, осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ, обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работников; этим постановлением утверждены Положение о театре в Российской Федерации и Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров, являющиеся документами прямого действия по отношению к федеральным театрам и модельными документами для разработки соответствующих постановлений в Регионах;

§ постановление правительства Российской Федерации № 504 от 5 июля 2001 г. «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда», устанавливающее порядок наблюдения за состоянием культурного наследия и его изучения в целях получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Предметом обследования являются целостность памятников истории и культуры, сохранность их конструкций, соблюдение пользователем установленного договором либо охранным обязательством порядка проведения ремонтно-реставрационных работ; сохранность предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, материалов кинофонда, условия их хранения, порядок проведения реставрационных работ; использование памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда, условия доступа к ним.

Вопросы культуры неоднократно становились предметом нормативных актов президента Российской Федерации, определяющих основные направления государственной политики в сфере культуры. Среди указов, имеющих особое регулирующее значение для всей сферы культуры, можно выделить следующие:

· указ президента Российской Федерации № 1487 от 30 ноября 1992 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»;

· указ президента Российской Федерации № 1607 от 7 октября 1993 г. «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»;

· указ президента Российской Федерации № 1904 от 12 декабря 1993 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»;

· указ президента Российской Федерации № 1987 от 7 октября 1994 г. «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»;

· указ президента Российской Федерации №1010 от 1 июля 1996 г. «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». Кроме того, вопросы культуры нашли отражение в президентских актах о национальной безопасности, региональной политике, информационной стабильности, архивном деле и т. д.

Дополняет президентские акты комплекс ведомственных нормативных актов. В него входят не только документы, выпускавшиеся Министерством культуры Российской Федерации, но и акты многих других ведомств*: Государственного таможенного комитета Российской Федерации (по вопросам сохранения культурных ценностей и режима перемещения через границу товаров, необходимых для осуществления культурной деятельности), Министерства финансов Российской Федерации (по вопросам финансирования организаций культуры), Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (относительно налогообложения в сфере культуры и порядка предоставления льгот), Министерства имущественных отношений Российской Федерации (по вопросам имущества организаций культуры, а также о правовом режиме объектов культурного наследия федерального значения), Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (относительно реализации федеральной целевой программы «Культура России») и т. п.

Как уже говорилось, частью российской правовой системы являются нормы международного права. Они приобретают нормативный характер в силу участия Российской Федерации в международных организациях и в международных соглашениях, и это оказывает влияние на регулирование отношений в сфере культуры. Россия является членом Организации Объединенных Наций (ООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Международной Организации Труда (МОТ), Европейского фонда поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ (ЕВРИМАЖ) и других правительственных и неправительственных организаций.

* Структура правительственных органов и названия министерств даны по состоянию на 1 января 2004 г.

Среди множества международных договоров, к которым присоединилась Россия, выделим наиболее актуальные для регулирования отношений в сфере культуры. К ним относятся следующие:

¨ Европейская конвенция об охране археологического наследия;

¨ Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия;

¨ Конвенция об охране архитектурного наследия Европы;

¨ Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве;

¨ Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе;

¨ Конвенция ЮНИДРУА по похищенным и незаконно вывезенным культурным ценностям;

¨ Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими;

¨ Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии (между странами СНГ);

¨ Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности;

¨ Европейская культурная конвенция; -1 Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;

¨ Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;

¨ Всемирная конвенция об авторском праве;

¨ Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Особое регулирование в сфере культуры обеспечивает законодательство о результатах интеллектуальной деятельности. Объекты культурной деятельности в большинстве случаев представляют собой продукт творчества, и для них установлен специальный правовой режим. Правовой базой в этой области является закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 г., призванный урегулировать правовые отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Среди основных его положений, соответствующих нормальному, принятому в мировом сообществе уровню охраны плодов творческого труда, необходимо отметить следующие:

1. Охрана предоставляется всем результатам творческой деятельности, независимо от достоинства, назначения, формы выражения, содержания, факта обнародования.

2. Охрана предоставляется в силу факта создания произведения и не зависит от выполнения каких бы то ни было формальностей.

3. Правомочия автора не связаны с правом собственности на материальный носитель, в котором выражен результат творческой деятельности.

4. Автором признается только физическое лицо, чьим творческим трудом произведение создано.

5. Автору принадлежат личные неимущественные права (неотчуждаемые и охраняемые бессрочно), а также срочные имущественные права, которые могут передаваться третьим лицам, как правило, с условием выплаты вознаграждения за использование ими произведения.

6. Устанавливается баланс интересов автора и публики, предполагающий в том числе строго лимитированные случаи использования произведения автора без его согласия и без выплаты вознаграждения, как правило, в гуманитарных целях.

7. Определяются особые виды ответственности за нарушения авторского права и смежных прав.

За десятилетнюю практику применения закона были выявлены положения, нуждающиеся в корректировке, о чем будет рассказано ниже. Особенностью авторского законодательства по сравнению с остальными нормами, регулирующими отношения в сфере культуры, является то, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об интеллектуальной собственности является исключительной прерогативой Российской Федерации.

9.2

Отраслевые аспекты общего законодательства.Массив специальных законов в области культуры охватывает широчайший круг вопросов, однако регулирования этой сферы только специальными нормами недостаточно. Во-первых, многие отношения, возникающие при осуществлении культурной деятельности, не обладают спецификой, и для них достаточно общих норм; во-вторых, вплетение специальных норм в общее законодательство позволяет лучше понять особенности правового регулирования отношений культуре. Наконец, наметившаяся в последнее время в законотворческой деятельности тенденция «расчистки» правого поля отдает преимущество общим актам, учитывающим особенности правового регулирования различных сфер, одновременно сокращая число специальных законов, вступающих в противоречие с основополагающими документами.

Основами законодательства Российской Федерации о культуре основная часть норм, регулирующих отношения в сфере культуры, отнесена к отрасли гражданского права. Действительно, гражданское право, базирующееся на таких принципах, как юридическое равенство участников и свобода договора, как нельзя лучше подходит для регулирования отношений в области культурной деятельности. Кроме того, именно в Гражданском кодексе Российской Федерации закреплены организационно-правовые формы юридических лиц, основные требования к различным видам договоров и сделок, положения о причинении вреда и многие другие положения, необходимые для регулирования отношений в сфере культуры. Приведем конкретный пример.

Пример 9.1

Применение норм Гражданского кодекса. Рассмотрим случай из практики применения статьи 300, определяющей сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику. Использование именно этой статьи Гражданского кодекса обусловило легитимный способ передачи Академического Малого драматического театра — театра Европы из регионального (Ленинградской области) в федеральное ведение.

Гражданский кодекс содержит и специальные нормы, определяющие особенности тех или иных аспектов правоотношений в области культуры, например, абз. 2ч. 3 ст. 1 устанавливает, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться, если это необходимо для охраны культурных ценностей, а ст. 240 устанавливает порядок изъятия у собственника культурных ценностей, содержащихся им бесхозяйственно.

В Гражданском кодексе дано определение коммерческих и некоммерческих организаций, приводятся перечни их организационно-правовых форм. Закон дает исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Некоммерческие организации в соответствии с Гражданским кодексом могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Среди законов, предусматривающих и описывающих различные организационно-правовые формы, важнейшим для отношений в сфере культуры является федеральный закон «О некоммерческих организациях», принятый в 1996 г. Этим законом, наряду с перечисленными выше, предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), государственные корпорации. Закон, с учетом специфических особенностей отдельных организационно-правовых форм, определяет порядок создания, деятельности, управления, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, их взаимодействия с органами государственной власти.

Другие федеральные законы конкретизируют порядок создания и деятельности организаций отдельных форм. Например, закон «Об общественных объединениях», определяющий статус большинства творческих союзов в нашей стране, и закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Большое значение для регулирования отношений в государственном секторе сферы культуры, а также для обеспечения государственной поддержки культурной деятельности приобрел Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в 1998 г. Впервые в нашей стране в виде кодекса был принят свод норм, имеющий целью финансовое регулирование, а также установление общих принципов бюджетного законодательства, правовых основ функционирования бюджетной системы, правового положения субъектов (участников) бюджетных правоотношений и порядка регулирования межбюджетных отношений. Кодекс определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, устанавливает основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Он дает определение бюджетного учреждения - наиболее распространенной формы среди государственных и муниципальных организаций культуры.

Еще одной новеллой российского законодательства - непосредственно затрагивающей сферу культуры, явился Налоговый кодекс Российской Федерации. Первая часть того акта определяет общую систему налогов и сборов в Российской Федерации, а также принципы налогообложения и виды налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Эта первая часть Налогового кодекса была принята в 1998 г., окончательное же формирование полного текста растянулось на многие годы.

Введение в действие Налогового кодекса ознаменовало новый курс государственной политики в сфере налогообложения, направленный в первую очередь на сокращение льгот, что не могло не отразиться на отношениях в сфере культуры, традиционно строящихся на системе налоговых преимуществ как одной из форм государственной поддержки.

Вступивший в силу в 2002 г. Трудовой кодекс Российской Федерации во многом отразил особенности трудовых отношений в сфере культуры и искусства. В качестве общих основных целей трудового законодательства этим законом определены установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей всех категорий и сфер. Кодекс определил также создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников. Кроме того, в указанном законе сформулированы условия социального партнерства, ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, материальной ответственности работодателей и работников, надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), разрешения трудовых споров.

Наши рекомендации