Отличия от иных правовых актов
Нормативный правовой акт как результат правотворческой деятельности компетентных государственных органов, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, имеет двойственную юридическую природу. Во-первых, он является разновидностью правовых актов; во-вторых, для статутной правовой системы это основной источник права, внешняя форма выражения и закрепления юридических норм.
Правовой акт - акт-документ компетентных органов, должностных лиц, иных субъектов направленный на достижение определенных юридических последствий. Правовые акты в целом характеризуются следующими основными чертами:
§ они выражены в словесно-документальном виде, представляют собой юридические акты-документы;
§ носят волевой характер, закрепляют волю государственных органов, должностных лиц, граждан, направленную на достижение определенных юридических последствий;
§ содержат, фиксируют определенные элементы правового регулирования - юридические нормы; правоположения юридической практики, разъяснения норм права; правоприменительные и правореализующие индивидуально-конкретные правовые предписания.
Правовые акты подразделяются на три основные вида (группы): нормативные, интерпретационные, индивидуальные акты.
Основу правового регулирования статутной правовой системы составляют нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления и др. Все иные правовые акты носят поднормативный характер, должны соответствовать нормативным актам, им не противоречить. Содержанием нормативных актов являются юридические нормы, общеобязательные правила должного, дозволенного, запрещенного поведения, которые лежат в основе принимаемых правовых решений. Два главных признака отличают нормативные акты от других правовых актов:
§ общий характер, неконкретность адресата - нормативные акты распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия;
§ непрерывность действия - они действуют непрерывно, постоянно, вплоть до их отмены или замены другими нормативными актами.
Интерпретационные акты (акты толкования права) - результат официального нормативного толкования правовых норм, содержащий разъяснения норм права и имеющий определенную степень обязательности.
Акты толкования права, как правило, не содержат новых правовых норм, они направлены на разъяснение и в определенных пределах конкретизацию правовых норм, носят в этой области обязательный характер и действуют вместе с разъясняемыми нормативными актами. Это, например, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, инструктивные письма Центробанка, Таможенного комитета и др.
Индивидуальные правовые акты адресованы конкретным лицам, содержат индивидуально-конкретные предписания, действуют в ограниченных во времени пределах до момента выполнения принятого решения. К индивидуальным актам относятся:
§ акты применения права - государственно-властные акты-документы, выражающие индивидуально-правовую деятельность государственных органов, направленную на решение (разрешение) конкретного юридического дела, установление либо конкретизацию юридических прав и обязанностей, определение их меры и объема;
§ акты реализации прав обязанностей - договоры, дополнительные соглашения по их исполнению, иные акты-документы, фиксирующие автономные решения отдельных лиц в процессе их правовой активности и правореализующей деятельности.
Ведущее положение нормативных актов как источников права в статутных правовых системах, все большее их распространение в правовых системах общего права и традиционных правовых системах объясняется их достоинствами, соответствием объективным свойствам права современной цивилизации по сравнению с правовыми обычаями и судебными прецедентами.
§ Нормы права формируются в нормативных актах как общие модели, масштаб поведения, применимый к многократно повторяющимся, типичным общественным отношениям, тем самым обеспечивается ведущее свойство права - общеобязательная нормативность.
§ Нормативные акты отличаются оперативностью: они при необходимости могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены или отменены, то есть способны оперативно реагировать на изменяющиеся общественные отношения.
§ Они исходят из единого центра - правотворческих органов, что дает возможность установить единую, цельную, в определенных пределах внутренне непротиворечивую систему законодательства и обеспечить системность права.
§ В нормативных актах точно и определенно фиксируется содержание юридических норм, устанавливаются права и обязанности субъектов, санкции за их нарушение, формируются исходные начала (принципы) права, юридические понятия и конструкции, что отвечает формальной определенности права. Кроме того, нормативные акты выражаются в письменных документах, публикуемых в официальных изданиях, что позволяет оперативно довести содержание нормативных предписаний до адресатов, всего населения, обеспечить воспитательное воздействие права на волю и сознание субъектов.
Нормативные акты подразделяются на виды прежде всего по их юридической силе, которая определяет место нормативного акта в системе законодательства, соподчиненность и субординацию между нормативными актами. По этому основанию, а также учитывая субъектов правотворческой деятельности, их властные полномочия и компетенцию все нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права и правовых актов, быть основой законности и правопорядка. Закон - нормативный правовой акт принятый в особом процедурном порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий первичные (изначальные) нормы страны и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы характеризуются следующими признаками.
§ Закон - нормативный правовой акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон - основной источник права.
§ Закон - акт строго определенных, высших (представительных) органов страны; в России – Федерального Собрания (Государственной Думы, Совета Федерации), высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета.
§ Законы принимаются в особом порядке, по специальной юридической процедуре. Законодательный процесс состоит из строго установленных, выраженных в законодательстве стадий:
§ 1). Законодательная инициатива - право специально определенных в законе субъектов (ст. 104 Конституции РФ) возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона, влекущее обязательное рассмотрение законодательным органом. 2). Подготовка проекта закона. 3). Обсуждение, принятие закона Государственной Думой (проходит в трех чтениях). 4). Одобрение закона Советом Федерации. 5). Подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ. При этом существует строгая юридическая процедура принятия, одобрения, подписания и обнародования Федерального закона.
§ Закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. это акт самого высшего юридического “ранга”, все другие нормативные акты находятся “под законом”, должны соответствовать закону и ему не противоречить. Кроме того, закон может отменяться или изменяться только законом.
§ Закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе в основном не было. При этом законы содержат нормы по основным, ключевым вопросам жизни общества и государства, принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам. Правовое регулирование по данным вопросам начинается с закона, поэтому закон в своем действии, прежде всего в случаях нарушения, «выходит» прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона, т.е. последний имеет прямое действие.
Законы по своей значимости и юридической силе подразделяются на следующие виды: 1) Конституцию; 2) федеральные конституционные (органические) законы; 3) обыкновенные законы.
§ Конституция - основополагающий, основной закон страны учредительного характера, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества. Конституция характеризуется особым порядком принятия и защиты. Во многих странах имеются особые органы конституционной защиты. В России такой инстанцией является Конституционный Суд РФ, рассматривающий в порядке конституционного судопроизводства вопросы соответствия Конституции РФ законов и иных правовых актов, принимаемых государственными, должностными лицами на всей территории России.
§ Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, и тоже посвящены правовым основам государства. Всего Конституция РФ предусматривает принятие 14 таких законов, например о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Судебной системе и др. Федеральные конституционные законы также требуют особого порядка принятия. Такие законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если они одобрены большинством не менее 3/4 от общего числа депутатов Совета Федерации.
§ Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они также обладают высшей юридической силой, но сами должны строго соответствовать Конституции и Федеральным Конституционным законам, что обеспечивает единство правовой системы и проведение в жизнь правовых начал, выраженных в Конституции и конституционных законах.
Среди законов выделяют кодифицированные законы (акты-кодексы).
Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, юридически цельный сводный, внутренне согласованный закон, обеспечивающий обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.
Кодифицированные акты носят различные наименования. Наряду с названием «кодекс» это может быть «устав», «положение», а иногда просто «Закон».
По территориальному распространению и с учетом компетенции и властных полномочий субъектов Федерации различаются:
федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации;
законы субъектов Федерации (региональные законы) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции субъектов Федерации и распространяются только по их территории.
Все другие нормативные акты имеют иное юридическое качество и относятся к числу подзаконных.
Подзаконный нормативный акт - принятый компетентными органами или должностными лицами на основании и во исполнение закона правовой акт, имеющий юридическую силу и содержащий нормы права.
Подзаконные акты призваны обеспечить на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений и поэтому занимают важное место во всей правовой системе. Подзаконные нормативные акты многообразны и различаются между собой по трем взаимосвязанным критериям: 1) по юридической силе; 2) компетенции государственных органов, издающих акт; 3) сфере действия акта.
Наиболее важными подзаконными нормативными актами в Российской Федерации (располагая их по убывающей «величине» юридической силы) являются следующие:
§ указы Президента Российской Федерации, изданные в пределах его компетенции;
§ постановления Правительства Российской Федерации;
§ акты исполнительных (управленческих) органов субъектов РФ: указы президентов (в республиках), постановления глав администрации (в иных субъектах); приказы, инструкции;
§ акты министерств и ведомств (общие и ведомственные): приказы, инструкции, уставы, положения и прочее;
§ акты органов местного самоуправления: решения, распоряжения, приказы;
§ локальные акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.