Законник «Маестас Каролина»

Карл предполагал также создать и ввести в действие общечешский законник, известный в истории как «Маестас Каролина» (хотя это название он получил лишь в 1617 г., припервом издании). Этот свод правовых обычаев и норм был сформулирован в 109 пунктах, отражая экономические и правовые основы государственной власти короля, его стремление к централизации власти и направленность против панской олигархии. Однако крупная шляхта в 1355 г. на генеральном сейме провалила принятие законника. Ей было выгодно право неписаное. В проекте законника попытка централизации власти зашла слишком далеко, исторические условия для ее осуществления еще не созрели. Карл IV не устанавливал абсолютизм, а лишь ограждал свою власть и ограничивал центробежные тенденции шляхетской олигархии.

Стремясь превратить Чехию в центр империи, Карл также проводил политику всестороннего экономического развития страны. В этих целях велась дипломатическая деятельность, обеспечивалось судоходство и движение по наземным путям, охрана товаров на них, была создана речная флотилия. В Чехии развивается земледелие, скотоводство, хмелеводство, рыборазведение, интенсивно вывозится за границу зерно, растет добыча полезных ископаемых, особенно серебра. Впрочем, о расцвете экономики все же говорить нет оснований, речь идет лишь об экономическом оживлении.

Культурная политика

Развитие чешской культуры при Карле IV внесло столь богатый вклад в европейскую цивилизацию, что и в наше время созданные в XIV в. духовные ценности служат человечеству.

В предшествующие периоды культурная деятельность ограничивалась украшательством королевского двора, Карл же стал проводить культурную политику. Он был меценатом и организатором культурной деятельности в стране. Немалый вклад внес он в культуру и своим личным творчеством. Карл считал культуру составной частью политики, видел в ней, как и в науке, потенциал политического противовеса претензиям шляхты на власть. Знания и образованность, а сам он владел пятью языками, по его мнению, дают силу, способную пропагандировать господствующую систему управления, создавать для нее благоприятный социальный климат. Именно поэтому в 1348 г. в Праге был создан первый в империи университет. Карлу нужны были кадры для государственного управления. Образованные юристы и другие специалисты позволяли королю в меньшей мере, чем прежде, пользоваться услугами представителей шляхты. Университет служил идеологической опорой короля. Образование стало доступно и светским лицам, тогда как раньше оно являлось монополией духовенства. Университет был организован по образцу Парижского и Болонского, отличался определенной демократичностью. Относительная свобода академической дискуссии в рамках схоластического метода способствовала развитию идей и вообще мышления и имела огромное значение в период общественного брожения и критики существующих порядков.

Карл приглашал в Пражский университет крупнейших ученых со всей империи. В новом университете были заложены основы исследований в области точных и естественных наук: астрономии, математики, медицины. Были привлечены лучшие преподавательские силы по этим дисциплинам. В 1366 г. Карл подарил

в Старом месте Праги дом университету для 12 магистров и их учеников, предоставил для содержания этой коллегии несколько деревень, передал ей также значительное количество книг. Все это подробно описано в хронике Крабице из Вайтмиле. Повысился уровень и школьного образования. Только в Праге насчитывалось 25 школ, имелись они и в каждом королевском городе. Карл заботился также о развитии литературы, искусства, музыки, научного творчества, сосредоточил в Чехии лучшие культурные силы Европы. Литература эпохи Карла IV представлена многими жанрами: светская и духовная лирика, студенческая поэзия, сатирические произведения ремесленников, дидактические и философские сочинения, политические аллегории. Все это существовало на чешском и латинском языках параллельно. На чешский переводились с ряда языков описания путешествий, нравоучительные и вероучительные трактаты. В 60-х годах был осуществлен перевод на чешский язык Библии. Бартоломей из Хлума собрал в одном произведении научную терминологию — медицинскую, географическую, астрономическую, грамматическую, теологическую. Магистры Пражского университета писали схоластические, гомилетические, дидактические, апологетические сочинения. Возник ряд произведений в области права.

Особенностью развития литературы во второй половине XIV в. была ее чехизация и усиление светского элемента. Многие произведения проникнуты патриотизмом, национальным самосознанием. Для развития чешского языка этой эпохи характерно возникновение новых слов — они составили до трети всего словарного состава. Но продолжался расцвет и латинской письменности, и немецкого литературного творчества.

В особом направлении развивалась историческая проза. Она находилась под сильным влиянием и личным контролем Карла IV. Историография актуализировалась и носила пропагандистский характер. Хроники писались только на латинском языке и предназначались для узкого круга читателей. Выбирая хронистов, Карл давал им материал и сам участвовал в создании хроник. Так, в хроники Бенеша Крабице из Вайтмиле и Пржибика Пулкавы из Раденина Карл внес «Святовацлавскую легенду» и «Автобиографию». Возникли также хроники Франтишка Пражского, аббата Опатовицкого монастыря Неплаха, Джованни Ма-риньолы. Однако хроники этой эпохи не достигали уровня аналогичных произведений предшествующего периода (Збраславс-кой хроники и др.) и не имели существенного влияния на дальнейшее развитие историографии в Чехии. Это связано с суровой цензурой Карла.

В XIV в. возникла чешская драма, как правило, религиозного характера, если судить по названиям произведений, но по существу веселая и озорная. Расцвета достигло музыкальное искусство. В нем преобладал грегорианский хорал. О расцвете церковных хоров заботились лично епископ Арношт из Пардубиц, да и сам Карл. В 1347 г. возник Эмаусский монастырь, где практиковалось славянское литургическое пение. Большого развития достигла народная духовная песня, не связанная правилами римской литургии. Поощрялась игра на органе. При дворе существовали оркестры, давались концерты, устраивались музыкальные праздники. Инструментальная музыка проникала в большие города. В целом музыка эпохи стала основой позднейшей музыкальной традиции.

Выдающиеся произведения были созданы в области архитектуры, скульптуры, в настенной и станковой живописи, в книжной иллюминации, т.е. украшении рукописи. С 1344 г. началось строительство Святовитского кафедрального собора в стиле классической южнофранцузской готики. Прибывший в Прагу в 1356 г. по приглашению Карла IV Петр Парлерж стал создателем специфического готического стиля, распространившегося по всей католической части Восточной Европы. В Праге до 1399 г. существовала его мастерская, объединявшая архитекторов, скульпторов, художников. Парлерж продолжал строительство Святовитского храма, возвел в 1357 г. мост через Влтаву (Карлов мост), Староместскую мостовую башню и другие постройки. Карл IV строил и города. В Праге, насчитывавшей тогда 40 тыс. жителей, им был основан и построен Новый город.

В Чехии, Моравии и других землях Чешской короны десятки королевских и шляхетских замков, крепости, готические храмы, светские строения сохранились вплоть до нашего времени.

Важнейшей замковой постройкой, уникальной по своему характеру и назначению, был Карлштейн, произведение высокой готики французского стиля. Он возведен в 1348—1365 гг. и предназначался для хранения императорских коронационных драгоценностей и святых мощей.

Интерьеры храмов и Карлштейна расписывали крупнейшие художники — Микулаш (Никлас) Вурмзер и мистр Освальд. В Праге существовал специальный цех художников, работавших на заказ. Станковая живопись черпала свое содержание из Библии, житий святых. Особенно развился Марианский культ. Мастер Теодорих создал 130 изображений святых для часовни св. Креста на Карл-штейне. Его произведения — вершина позднеготического искусства. В Южной Чехии работал анонимный творец Тржебоньского

алтаря, также создавший шедевр готического искусства. Еще один крупный центр готики находился в Моравии.

В Праге развивалось искусство книжной миниатюры. Оно культивировалось в монастырских и капитульных скрипториях. Украшались в основном Библия и некоторые книги для индивидуального чтения: молитвенники, часовники, духовные сборники назидательного характера. При этом начинается переход к реалистической манере изображения фигур, передаче форм тела, пропорций.

Таким образом, культура развивалась не только интенсивно, но и всесторонне. Чехия стала центром культурной жизни Европы. Но ценности создавались преимущественно в сфере церковной жизни. Особенностью чешского культурного развития была тесная связь с французской и итальянской культурой. Успехи культуры этой эпохи объясняются не только особенностями личности Карла IV, но и наличием высокообразованных в стране советников, политических и культурных деятелей и меценатов, объединенных международными контактами с центрами европейской культуры. Вокруг таких людей возникали группы и братства ученых, литераторов, художников.

Итак, в период правления Карла TV Чехия достигла вершины своего могущества, а феодализм — зрелости. Но и в обществе, и в деятельности императора были не только положительные моменты. Уже в 60-е гг. начался экономический застой, что явилось выражением объективной закономерности развития феодального общества, против которой действия Карла были бессильны, — они могли разве что задержать развитие неизбежного процесса. К концу жизни Карла обострились социальные противоречия, которые король умел сглаживать, не давая им разрастаться. Многие стороны деятельности Карла таили в себе опасности для самой же королевской власти в будущем, но предвидеть их он не мог.

Сам Карл был человеком незаурядным. Одаренный государственным умом, в высшей степени искусный политик, для которого коварство, вероломство, цинизм являлись вполне естественными свойствами правителя, к ним он прибегал, если это диктовалось государственной необходимостью. В то же время Карл был человеком широкого кругозора, свободным от фанатизма и формализма. Широко известна его терпимость к различным мнениям. Так, он находился в дружбе с Франческо Петраркой, взгляды которого на власть были совершенно иными, чем его собственные. Некоторое время Карл держал в Чехии Кола ди Риен-ци, вел с ним беседы и переписку, хотя знал, что этот человек

объявлен ересиархом. Карл оттягивал выполнение требования авиньонского папы выдать ди Риенци до тех пор, пока не изменилась ситуация. В то же время интересы государства и династии, как он их понимал, были для Карла высшим законом. Ради них; он мог пойти на любые жертвы, отречься от дружбы и обещаний, даже от семейного счастья.

Наши рекомендации