Главные угрозы национальной безопасности

Завершившаяся «холодная война» между народами христианского мира стала «пирровой победой» Запада. Не случайно геополитики проводят параллели с первой мировой (Пелопоннесской) войной античного мира, когда победа местного Запада ослабила энергетику внешних взаимодействий и стала началом конца античного европоцентризма. Возникший хаос поглотил классическую культуру.
Западная цивилизация, наряду с достижениями научно-технического прогресса и информационной революции «подарила» миру две мировых войны, в которых погибло больше людей, чем за всю историю человечества. В прошлом Европа дарила христианские заповеди Новому Свету с помощью «огня и меча», то теперь американский Запад — права человека евразийским «неправильным» народам с помощью самых «справедливых» американских бомб и ракет. Появился соблазн победить в современных войнах с помощью военной и технологической мощи без потерь для нападающих.
Мир не стал более устойчивым после того, как исчезла так называемая «империя зла» — Советский Союз. Появилась опасность новой мировой войны (кстати, многие считают, что она уже началась), которая будет вестись партизанскими методами. К этой войне Запад не готов, и, скорее всего, эту войну проиграет.

Мифотворчество и имитация действительности, кризис экономики, упадок морали, уровня и качества жизни, утрата рубежных функций многомерного коммуникационного пространства между Западом и Востоком реально усиливают маргинальные процессы, способные расчистить место для главных полей сражений. Облученным радиацией воинствующего атеизма Восточная Европа является самым взрывоопасным местом на евразийской карте.
В конце ХХ века приступы глупого оптимизма овладели миром. Самонадеянный Запад решил, что история закончилась, и во всем мире победили принципы демократии и модель гражданского общества. И закрыв глаза от умиления, Запад объявил всплывшие на поверхность общественно-политической жизни Восточной Европы этнократические кланы с «элитой в законе» «последними оплотами» демократии. И бросился сгоряча с ними лобызаться. «Последним оплотам» под патронажем Запада было позволено использовать в лучших традициях пролетариата символы гражданского общества в качестве булыжника в борьбе за личную власть. И эпидемия рыночного (неолиберального) фундаментализма, замешанного на казнокрадстве, попрании чести, совести и долга охватила обширные пространства. Этот бизнес без моральных ограничений получил распространение в России, Украине и других постсоветских государствах. Рыночный фундаментализм стал реальной угрозой для ценностей западной демократии и исламского интегризма.
Занесенный с Запада вирус рыночного фундаментализма встретился в расколотом постсоветском пространстве Хартленда с религиозным фундаментализмом и начал свою разрушительную работы, ведущую к Третьей мировой войне. На Ближнем и Среднем Востоке для такого столкновения нет почвы. Конфликт между Израилем и Палестиной носит другой характер — проблемы сосуществования двух государств, относящихся к разным цивилизациям и живущим в разном социальном времени. Мусульманский Восток защищен от рыночного фундаментализма верой в Бога и самоуважения, нежеланием быть геополитической подстилкой для Запада. Нельзя путать веру и экстремизм. Никогда западный лидер, избранный самым демократическим путем, не будет иметь авторитета у мусульман, в ментальности которых интуитивное (чувственное) видение мира доминирует над логическим. Восточный лидер должен быть признан и призван народом.

Самый слабый фронт столкновения рыночного и религиозного фундаментализма ныне проходит через Восточную Европу. Произошло катастрофическое падение демографического и экономического веса православно-христианской цивилизации, дезинтеграция политического и конфессионального пространства. Возможно, впервые в истории, властные местные элиты, став по совместительству компрадорской буржуазией, готовы предать народы и отказаться от своих корней, чтобы ассимилироваться в Западе. В Восточной Европе была предпринята попытка новой формы модернизации на основе догоняющего развития — стратегии «бомжей», безуспешно ломящихся в закрытую дверь Запада. Как стал очевидным, разгуливающие «последние оплоты» демократии, способны рассуждать о западных ценностях преимущественно с помощью ненормативной лексики великого русского языка.
Народы христианского Востока, опаленные радиацией воинствующего атеизма, устремились мечтой из светлого коммунистического будущего в скорое пришествие «европейской интеграции» с богатым Западом. Восточная Европа не смогли открыть врата Запада, и отброшена с пути социального прогресса. У многих народов, сохраняющих чувство собственного достоинства, стратегия «бомжей» вызывает презрение. Рано или поздно оно появится у мусульман Восточной Европы. Распространенным является заблуждение о России как форпосте борьбы с терроризмом.

Новый «железный занавес». Вызывает тревогу будущее Восточной Европы, где двухсотмиллионное население стремительно нищает, а власть демонстрирует неспособность принимать профессиональные решения. После эйфории победы в «холодной войне» перед Западом стал вопрос «что делать» с проигравшими? Существуют многочисленные сценарии развития событий в восточноевропейских странах. Больше пессимистических, когда ситуация может полностью выйти из под контроля мирового сообщества. Выделяется геополитический прогноз американских экспертов о возвращении восточноевропейских стран за «железный занавес». В мире капитала всегда торжествует прагматических подход, основанный на цене того или иного варианта развития событий. Из двух зол выбирают наименьшее. Во сколько обойдутся для западным налогоплательщиков бесконечные кредитные вливания в немощную и коррумпированную власть, ведущую к распаду национальной экономики? Может быть, дешевле обойдется вариант виртуальной экономики за вновь отстроенным «железным занавесом»?
Запад опасается анархии и хаоса в восточноевропейских и других странах. Мировое сообщество оказалось не способным позитивно влиять на события в разных частях света, где местные корпоративные группы или племена ведут борьбу за власть. Особую озабоченность вызывает последствия столкновения рыночного и религиозного фундаментализма в России, способного перерасти в столкновение цивилизаций.

***
Казалось, совсем недавно удалось относительно замирить южную дугу нестабильности в Восточной Европе, Кавказе и Центральной Азии, как на горизонте вновь появилась угроза очередного извержения потухших геополитических вулканов этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов. Наступает время новой геополитической трансформации (тектонических сдвигов) на рубежах евразийских цивилизаций. Становится очевидным, что немощная Россия оказалась не в состоянии обеспечить мир на геополитических рубежах бывшей империи. И можно понять после событий 11 сентября 2001 года желание Соединенных Штатов реализовать свое военное присутствие в этом регионе и взять под контроль местные «коррумпированные суверенитеты». Трудно представить лучшего подарка для радикальных исламских террористических организаций. С Америкой можно будет сражаться не через Атлантический океан и не на собственной территории. Велика опасность, что таким полем сражения в современной истории в третий раз станет Восточная Европа.
Об опасной геополитической тенденции свидетельствует и трансформация геоэкономического пространства. Пока остается потенциальная угроза этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов на рубежах цивилизаций не приходится рассчитывать на свободу перемещения товаров, услуг, людей и капиталов. Зоны прошлых конфликтов — это своеобразные «острова» советского геополитического пространства, где, как теперь стало очевидным, был относительно высокий уровень жизни. Эти «острова» достались местным национальным элитам как «манна небесная» и они возомнили, что навсегда. Но природа человек не желает долго мириться с имитацией действительности, падением уровня и качества жизни. И достаточно случайной искры, чтобы разгорелось пламя. Детонатор может быть разной природы. И проблемы «некомпетентных суверенитетов», кавказских ущелий, этнофобия или предвыборная дестабилизация.
Если Западная Европа, арабский Восток и АТР ушли на десятилетие вперед, то Хартленд на несколько десятилетие назад. Образовался неэквивалентный материальный обмен, уменьшились торговые потоки, пришли в запустение коммуникации. Все это отрицательно сказалось на экономическом благополучии государств, расположенных в ЕВРАМАРе.
Настал час истины для «последних оплотов» демократии, успешно разгуливающих целое десятилетие на постсоветских просторах и «опустивших» народ на уровень нищеты. Для власти кончается лимит доверия граждан. Европейская интеграция оказалась болтовней, если не считать персональных «мерседесов» и западных сантехнических и других евростандартов жизни для избранных «слуг народа». Чтобы сохранить во власти богатство при нищем народе, нужна крепкая «дружба» с американской администрацией, исповедующая двойные стандарты и закрывающая глаза на реальные права человека. На худой конец, сойдет и «крыша» Европейского Союза или Московского Кремля, чтобы спасать свои «семьи» или корпоративные группировки от собственного народа. Компрадорская власть должна окончательно предать народ или покаяться, что маловероятно.
У западных политиков исчерпан ресурс доверия к ним собственного электората и особенно деловых кругов, которым обещали новые плацдармы для продвижения инвестиций. Для сохранения во власти им надо показать, что новые стратегические партнеры оказались не теми, за кого себя выдавали. Период дружеских лобызаний закончился.
Что же делать народам новых «неправильных» государств? Большинство, не способное к самоадаптации в условиях рыночных отношений, спешит вскочить на подножку последнего поезда, уходящего к станции благоденствия. Этот путь для многих молдаван проходит через Румынию, для русского Крыма — через Россию, для части грузин — через Америку. Не важен вектор, опасны новые тектонические подвижки в трансформирующемся геополитическом пространстве. После Балкан начинает возрождаться зарево тлеющих конфликтов, способных стать детонаторами Большой войны.
Образовавшаяся южная дуга нестабильности от Балкан до Афганистана отрицательно сказывается на экономике России и всего постсоветского пространства, превращая его в геополитический остров, где ограничены возможности получения геоэкономической ренты (пока за исключением Москвы), а значит эффективной интеграции в мировой рынок. Современное мифотворчество, кризис экономики, упадок уровня и качества жизни, утрата рубежных функций многомерного коммуникационного пространства между Западом и Востоком реально усиливают нестабильность в пространстве расколотой.

***
Теневые социальные отношения представляют наряду с рыночным фундаментализмом главную угрозу для национальной безопасности.Они связаны, прежде всего, со стремлением индивидуума к повышению своего социального статуса, позволяющего осуществлять преступный бизнес на государственных ресурсах. Здесь первоначально целью являются не деньги, а статусные коммуникации. Коррупция трансформируется во взятку для искусственного повышения статуса (взятка за «мандат» депутата, ученую степень или звание и т.д.). Купленная должность в исполнительной власти «улучшает» социальную среду для криминального бизнеса на государственных ресурсах. Теневые социальные отношения в восточноевропейских странах являются вызовом современной информационной эпохе, ведущей к отмене статусных коммуникаций. Таким образом, в Восточной Европе идут процессы, противоположные цивилизованному миру.
Получившие широкое распространение теневые социальные отношения в государствах, декларирующих «европейский выбор» представляет для западной цивилизации более серьезную угрозу, чем криминальная экономика и другие вызовы, включая исламский терроризм. Европейская интеграция не ограничивается наличием соответствующих макроэкономических показателей. Вирус теневых социальных отношений может взорвать декларируемый «Общеевропейский дом» изнутри. Невозможно представить на общей европейской скамье английского лорда и «элиту в законе» из стран с «некомпетентными суверенитетами». Поэтому Западная Европа никогда не пустит на свой порог другие государства континента, пораженные этой болезнью. Проблема интеграции уже не определяется наличием или отсутствием соответствующих макроэкономических показателей.

***
Для Восточной Европы наступил час истины. Пришло время избавится от крайностей мессианского величия и самобичевания. Чтобы преодолеть упущенное время и не превратиться в «черную дыру» человечества, надо научиться думать и жить своим умом. И так в путь, для тех, кто отважился отправиться к энергонасыщенным берегам бушующего океана Большого многомерного пространства новейшей геополитики. Только политическая культура в сочетании с интеллектом способна преодолеть мифологический хаос в обществе и выявить стратегический ресурс развития. Восточная Европа, несомненно, обладает высоким потенциалом созидательной энергии народа, и искусство политиков заключается в том, чтобы от самолюбования перейти к созданию цивилизованной формы гражданского общества. И народ ответит на это достижениями во всех сферах человеческой деятельности.

Резюме

В Восточной Европе углубляется цивилизационный системный кризис (власти, военной доктрины, экономики, религии и нравственности).
Постсоветская трансформация Восточной Европы закончилась конрреформацией (застоем) и образованием новой мировой периферии.
В Восточной Европе сформировалась криминально-коррумпированная демократия с «элитой в законе», представляющей угрозу для западных ценностей правового гражданского общества.
Теневые социально-экономические отношения стали нормой в государствах, частично утративших культурно-генетический цивилизационный код (деинтеллектуализация, упадок морали). К ним относятся теневые политика, право, образование, наука, культура, медицина и другие сферы общественной жизни.
Бездумность, аморальная вера в западные ценности углубили мифологический хаос. Думающий человек остается смертельным врагом власти.
Отсутствие диалога между говорящим истину, владеющим знанием транслятором и умеющим слушать рецептором.
Невостребованными остаются самоотверженный труд и другие источники человеческой энергии, без которых немыслима созидательная деятельность.
Коммуникационная природа культуры основана на драгоценном свойстве пограничья. Если эта рубежность разрушается ради «чистой» национальной культуры или возводится «железный занавес» в духовном или интеллектуальном пространстве, демоны провинциализма начинают вырываться на поверхность общественной жизни.
В Восточной Европе наблюдается имитация европейской реформации (борьбы за совесть) и европейского Просвещения (влечения к правде и чести).
Не произошло интеллектуального возрождения бесконечного движения мысли, сопряженное с великим движением капитала. Восточная Европа стала дальше от Запада, а власть усвоила преимущественно сантехнические евростандарты.
Облученная радиацией бездумности и воинствующего атеизма Восточная Европа является взрывоопасным местом на евразийской карте Третьей Мировой войны. Здесь проходит самый слабый фронт столкновения рыночного и религиозного фундаментализма.
Восточной Европе пришло время избавиться от крайностей мессианского величия и самобичевания. Чтобы преодолеть упущенное время и не превратиться в «черную дыру» человечества.
Чтобы быть в Европе, надо научиться думать и жить своим умом.

Наши рекомендации