Условия формирования белорусской экономической модели
Вопрос №2
Какую роль в формировании идеологии белорусского государства играет политическая система?
Итогом последних лет, прошедших с момента принятия Конституции Республики Беларусь, явились фактическая завершенность государственного строительства, создание легитимных органов государственной власти, становление демократической политической системы.
Политическая система — это совокупность и взаимодействие всех политических институтов в обществе, регулирующих политическую жизнь.
В политическую систему включаются следующие под-
I. Институциональная подсистема, состоящая из различных общественно-политических институтов и организаций, играющих ведущую роль в формировании идеологии государства.
Ведущим политическим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Среди негосударственных организаций наибольшую роль в политической жизни общества играют политические партии. Немаловажное влияние на политическую жизнь оказывают также общественные организации и движения.
2Нормативная (регулятивная) подсистема . эта подсистема выступает в виде политико правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы
3 политико-идеологическая система включает в себя совокупность политических идей, теорий и взглядов ,на основании которых формируются и функционируют различные общественно-политические системы как элементы политической системы общества
4 функциональная подсистема. Этот комплекс характеризует основные формы и направления деятельности политической систем , способы и средства воздействия на общественную жизнь. конкретное выражение функциональная подсистема находит в политических отношения и политическом режиме
Вопрос №3
Белорусская экономическая модель как элемент идеологии белорусского государства.
Белорусскими учёными предложена модель социально-экономического развития, которая похожа на Шведскую, Германскую, Бельгийскую. О ней говорилось в Докладе Президента РБ на совещании руководящих работников (2003г.). Эта модель определена как: “Социально ориентированная многоукладная экономика с равноправным функционированием государственной и частной собственности и обязательным наличием и превалированием идеи конкуренции”. При этом, ей должен быть “характерен высокий уровень социальной защищённости..., характерно гуманное отношение к человеку как главной ценности в нашей стране”.
В Европе эта модель действует благодаря тому, что 1) социал-демократические идеи там имеют долгую историю (эволюционным путём сложились 200-300 лет ); 2) социальноориентированная экономика может быть только при высоком уровне развития экономики с высокой степенью производительности труда, при высокой эффективности экономики; 3) там делается ставка на богатый средний класс (70% населения вкладывает инвестиции в производство), а у нас в ХХ в. – на бедных, а они проедают, а не вкладывают в производство.
Есть некоторые положительные предпосылки в РБ для реализации такой же модели на практике.
В РБ высокие экономические показатели, кроме уровня инфляции, и самый высокий уровень социальной защищённости на постсоветском пространстве.
Но многоукладная экономика может быть только при многоукладной политической системе, где нужны методы регулирования социального рыночного хозяйства, которые должны быть экономическими, а не административными.
Для устойчивого экономического роста необходимо 25% инвестирования, которые невозможно достичь за счёт внутренних ресурсов (даже США) , необходимо привлекать извне, иностранный капитал.
Чтобы иметь эффективные и перспективные технологии необходимо входить в корпорации по производству технологий (иначе приобрести можно будет только через 10 лет, уже устаревшие).
С нарастанием глобализации будет расти открытость экономики, будет расти и конкуренция между государствами, т.к. открытая экономика предполагает равные условия хозяйствования для национальных капиталистов и иностранных (например:для РБ будет нарастать конкурентность со стороны России и др., т.к. РБ стремится в ВТО). Во Всемирную Торговую Организацию уже вступили Грузия, Молдова, Киргизстан и в результате импорт заполонил их рынки.
Поэтому нужны высокие технологии и инновационность. Вопрос тоже упирается в собственность, т.к. не отрегулирована правовая защищённость в т.ч. интеллектуальной собственности (В России 20% государственной собственности, а в Беларуси – 80%). Необходимо, чтобы государство использовало экономический интерес собственника (т.е., максимизация прибыли и дохода) в целях всего общества – тогда это будет социальное рыночное хозяйство.
Задачи:
1) Необходимо обеспечить высокий уровень социального равенства и справедливости, а это значит:
-равные доходы на равный капитал;
-защита и поддержка нетрудоспособных слоёв населения в сферах, где действуют хозяйственные механизмы;
-социальное партнёрство между различными социальными группами;
-достойное качество жизни.
Поэтому необходимо:
2) Государственное регулирование, которое включает следующие меры:
-антимонопольная политика;
-недопущение концентрации доходов у незначительного числа субъектов экономических отношений;
-обеспечение соответствия доходов степени эффективности;
-поощрение доходов, которые не противодействуют развитию рынка и препятствие получению спекулятивных доходов (т.е., конкуренция + политика доходов)
3) Генерация и усваивание нового знания, высокий уровень интеллекта граждан – основа постиндустриальной экономики. Например: США в 2 раза больше вкладывает в НИОКР, чем 6 остальных стран большой семёрки, поэтому быстро монополизирует перспективные отрасли мировой экономики (телекоммуникаций, связи, финансовую).
К 2015 г. в первой пятёрке будут Китай и Индия (Россия пытается занять место СССР в мире, а реализовал Китай – 3-я космическая держава).
В январе 2003 г. в РБ запущена программа «Электронная Беларусь».
В Концепции устойчивого развития РБ до 2020 г. оговаривается механизм функционирования экономической модели: на микроуровне – бизнес-план (т.е. планирование экономики), а на макроуровне – рыночные механизмы регулирования и постепенные, плавные реформы
В Концепции развития народного хозяйства РБ на 2001 – 2015 гг. выделены следующие этапы и задачи:
1)На первом этапе в 2001 – 2005 гг. задача – достижение развития экономики по основным параметрам уровня 1990 г.
2)На втором этапе в 2006 – 2010 гг. – завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реструктуризация экономики и повышение уровня жизни;
3)На третьем этапе в 2011 – 2015 гг. – задача заложить основы нового постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.
Вопрос №4
Под внешней политикой государства понимается деятельность той или иной страны на международной арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств и международными организациями. В основе внешней политики лежат отношения между государствами.
Выработка внешнеполитического курса представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит взаимодействие целого ряда факторов. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Взаимодействуя между собой, они оказывают непосредственное влияние на формирование внешней политики страны. Среди внешних факторов следует назвать военно-политическую и экономическую обстановку, складывающуюся на международной арене в целом и, в первую очередь, в тех регионах, где есть стратегические интересы конкретного государства. Свою внешнюю политику государство строит исходя из внешнеполитического курса других стран (прежде всего, сопредельных), соотношения сил основных субъектов мировой политики, механизмов и принципов деятельности системы международных отношений. Внутренние факторы, представляющие собой процесс взаимодействия различных институтов государственной власти, общественных структур и социальных групп, в ходе которого определяются национальные внешнеполитические приоритеты, по степени влияния не уступают внешним факторам.
Средством осуществления внешней политики является дипломатия - принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению мирными средствами целей и задач -внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства и его граждан за границей. Часто дипломатию определяют как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств, совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ведения публичных дел между государствами.
Внешняя политика реализуется путем установления дипломатических отношений между странами, осуществления членства государств в международных организациях, проведения визитов, переговоров и контактов на разных уровнях, высшими из которых являются встречи глав государств и правительств. Важная роль в практическом осуществлении внешней политики принадлежит внешнеполитическим ведомствам и зарубежным дипломатическим представительствам.
Вопрос №5
Консерватизм
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и цен нос гей.
Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм .Традиционные начала это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества:
1. Сохранение и защита традиционных, исторически сложившихся норм и форм жизни общества, ценностей, выдержавших испытание временем;
2. Исходные и неизменные ценности – нравственные, порядок в обществе, стабильность государства;
3. власть в обществе должна принадлежать элите (профессионалам в политике), но интересоваться политикой должен каждый гражданин;
4. свода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;
5. частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала; частная собственность – гарант личной свободы, защиты социального порядка;
6. закономерно неравенство людей в отношении физического, нравственного и умственного развития и вытекающее из труда социальное неравенство положения людей (и эксплуатация человека человеком)
7. государство – “не дойная корова”, социальное попечительство государства порождает иждивенчество, которое становится источником растущих притязаний, поэтому социальная помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить.
После Второй Мировой войны консерватизм эволюционировал в сторону либерализации → в 1970 -1980 гг. сложился неоконсерватизм.
Политические идеи неоконсерватизма:
1. усиление государственного регулирования в экономической и социальной сферах;
2. индивидуальная свобода, поведение человека не может выходить за рамки традиционных ценностей общества (т.к. это может угрожать стабильности и преемственности в развитии общества)
3. укрепление духовности, моральных основ общества, духовные приоритеты семьи и религии;
4. развитие институтов гражданского общества;
5. стабильность общества, опирающаяся на уважение гражданина к закону; моральная ответственность гражданина и государства, их взаимопомощь.
Носители: консервативные партии Великобритании, Австралии, Новой Зеландии; Христианско-демократические партии Европы.Либерализм и консерватизм ─ реформистские идеологии.
Вопрос №6
Условия формирования белорусской экономической модели.
Развитие человека тесно связано с социально-экономическим развитием страны. Особенно с её экономической безопасностью. Поэтому теория модели социально-экономического развития является важнейшей частью идеологии белорусского государства.
Беларусь вступила в ХХI век с экономикой, находящейся на стадии реформирования. Была реализована программа Основных направлений социально-экономического развития на 1996-2000 гг. В результате в 2000 г. были превышены показатели докризисного 1990 г. по:
· объёму производства промышленности (100,7 %)4
· потребительских товаров (110, 1 %)
· реальных денежных доходов населения (107 %)
Хотя: ВВП составил лишь 89%, продукция сельского хозяйства = 71,4, инвестиций в основной капитал = 52 %, но, начиная с 1996 г., наблюдается рост ВВП на душу населения и уровня жизни населения. Однако рост ВВП сопровождается тревожными симптомами (внутренние экономические проблемы):
1) низкая конкурентноспособность продукции, так как высоки издержки производства, что увеличивает объёмы нереализованной продукции. Например: в 2002 г. на 1 января, запас готовой продукции = 63,8 % от произведённой, а в 2003 г. = 67 %;
2) рост кредиторской задолженности предприятий и недостаток инвестиций;
3) низкий уровень рентабельности, в результате чего не обеспечиваются условия для расширенного воспроизводства (расширения производственных мощностей); например: рентабельность в 2000 г. = 15,8 %, а в 2003 г. 10,5 %
4) рост числа убыточных предприятий; например: на 1 января 2003 г. – 32,9 % (от общего количества, в основном, это лёгкая, стройматериалов, пищевая отрасли промышленности);
5) физический и моральный износ активной части основных производственных фондов на 2003 г., достигали 70-80 %;
6) политика сохранения занятости работающих на предприятиях и в организациях: с одной стороны (+) обеспечила низкий уровень безработицы и бедности во второй половине 90-х гг., с другой стороны (–) к 2004 г. стала системным препятствием на пути устойчивого роста экономики и благосостояния людей, т.к. привела к:
-высокой скрытой безработице (через вынужденный отпуск, частичную занятость)
-низкой конкурентоспособности, т.к. инвестиции в старую структуру производства, где сохранены рабочие места тратятся на выплату зарплаты и т.п., а не на обновление и расширение производственных фондов (проедаются на 90).
Решение этих проблем предусматривается в следующих документах:
1) Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.;
2) Разрабатывающимися и утверждающимися президентом годовыми прогнозами социально-экономических параметров развития страны.
Однако выполнение этих показателей становится всё более сложной задачей. например: в 2000 г. были выполнены все показатели годового прогноза, в 2001 – 12 из 16, в 2002 достигнуты 6 из 16, а в 2005 – 15 из 16.
Наблюдается ухудшение финансового положения в бюджетной сфере. Для улучшения состояния и обеспечения устойчивого развития необходимо:
1)резкое снижение общих и материальных затрат на единицу продукции (сейчас в 1 рубле белорусском = 65 – 68 копеек – это затраты);
2)уменьшение энергоёмкости производства;
3)увеличение доли сертифицированной продукции;
4)рост удельного веса новых видов такой продукции.
Особую роль в развитии человеческого потенциала играет агропромышленныйкомплекс, который обеспечивает продовольственную безопасность. Например:для обеспечения продовольственной безопасности в Европе дотируется 50% АПК. И хотя по производству молока, мяса, картофеля на душу населения РБ занимает 1 место среди всех стран СНГ, качество жизни в сельской местности намного хуже, чем в городе.
В этой сфере наблюдаются следующие проблемы:
1) низкая заработная плата (например: на 2002 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 49,9 % среднереспубликанского уровня);
2) неблагоустроенноё жильё, а в итоге – миграция молодых людей в город;
3) нехватка трудовых ресурсов в АПК в будущем;
4) сельское хозяйство развивается неустойчиво, т.к. зависит и от погодных условий;
5) проблемы дефицита кормов и их качества;
6) проблемы сокращения поголовья скота (например:по сравнению с 1995 г. оно уменьшилось на 20,8% в 2003 г.) и сокращение реализации скота и птицы (по сравнению с 1995 – в 2002 г. на 20,6%, производство молока снизилось на 3,3 %, яиц – на 13%.); в структуре сельского хозяйства с 1994 г. стало преобладать растениеводство;
7) сложное финансовое положение предприятий АПК;
8) продолжающийся износ их основных фондов;
9) нехватка инвестиций;
10) нерешённость проблемы собственности на землю, что отпугивает инвесторов, т.к. нет гарантий, что не отберут (нет хозяина – нет заботы);
11) необходимость долгосрочного реформирования АПК, в т.ч. необходимость совершенствовать социальную инфраструктуру села: благоустройство жилья на селе, повышение зарплаты, экономически обоснованная занятость населения, реформирование структуры собственности и внедрение новых механизмов мотивации к труду (например:участие работников в прибылях предприятия, начисление дивидендов на долевую собственность и т.п.)
Наряду с тем, что растёт уровень сбережений граждан (например: сбережения в 2001 г. = 19,6%, то в 2002 г. = 22%), сохраняется дефицит бюджета страны (например:1995 = «– 2,7 %», 2001 г. = «– 1,6%», 2002 = «– 0,4%»). В том числе товарооборот с Россией имеет отрицательное сальдо (к нам больше товаров, чем от нас к ним) и, в результате, 1 млрд. 789 млн. $ (они на нас зарабатывают), что в 1,3 раза больше, чем в 2001г. (см. «Национальную экономическую газету.– 6 января.– 2003г.) По этим причинам идёт постоянное экономическое моделирование (например:2004 г. (23-24 мая) в Ялте переговоры: Россия+Украина+Казахстан+Беларусь, и в сентябре создаётся Единое Экономическое Пространство (ЕЭП).
Вопрос №7
В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Глубокие изменения в судьбе Белоруссии, которыми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи.
В новых условиях важнейшей задачей молодежной политики стала адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям.
В этих условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе в соответствии с логикой развития белорусского общества.
В задачи молодежной политики входят:
• выявление потребностей и интересов молодежи;
• создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов;
• регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и иными социальными группами общества;
• регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-профессиональной группы общества;
• создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров;
• содействие молодежной занятости;
• поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей;
• формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях политического плюрализма;
• формирование новой концепции воспитания молодежи. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь
имеет длительную историю, которая своими корнями уходит еще в период нахождения республики в составе Советского Союза. Тогда главным организационным институтом и инструментом реализации молодежной политики был комсомол. ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - и его республиканское отделение ЛКСМБ - Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Белоруссии - был очень влиятельным и сильным общественным объединением, которое в условиях политической системы советского общества было интегрировано во все сферы управления и оказывало огромное влияние на все стороны жизни молодого поколения.
Комсомол очень тесно взаимодействовал с Коммунистической партией, органами государственного управления, с профсоюзами.
В деятельности комсомола сочетались самостоятельность, инициатива, самоуправление с дисциплиной, идеологическим принуждением, бюрократизмом. Фактически комсомол являлся органичной частью общественно-государственной системы Советского Союза, той ее частью, которая проводила политику государства по отношению к молодежи.
Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики, состоит в том, что государство как основной субъект молодежной политики ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы.
Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Концепция молодежной политики исходит из того, что эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической Беларуси.
Она ориентирована на то, чтобы создать эффективные механизмы по привлечению самой молодежи и молодежных организаций к разрешению молодежных проблем, к формированию молодежной политики, новой модели развития белорусского общества.
Вопрос №8
Понятие национальной идеологии включает систему взглядов, основанную на принципах об нации и приоритета ее интересов в различных жобщественной жизни. Оценивая это понятие, необходимо "погружать" его в конкретно-исторический контекст При определенных условиях, международных и внутрених оно может способствовать консолидации нации в отстаивании ею своего самостоятельного экономического и политического развития, суверенитета и государственной независимости. Рост националы! самосознания в нашей и других национальных республиках привел в последние годы к возрождению национальной идеологии, национальной культуры, языки традиций, символики. Основной функцией идеологии" понимаемой в таком контексте, с учетом национальных традиций и новаций реформируемого обще должно быть достижение согласия, ценностного консенсуса общества по проблемам обеспечения корен! интересов граждан. Поскольку же идеология белорусе! государства может быть понята как выражение систем ценностей и идей пришедших к власти политических сил, правомерно использовать термины "идеология русской государственности". Идеология государственности таким образом, достаточно стабильное образование, целенное на долговременную перспективу, учитывая национальные интересы и нормы общества, в котором важнейшим фактором достижения социального прогресса, mi ряду с гражданским обществом, является государство. Поэтому для трансформирующегося общества, которым сегодня является Беларусь, чрезвычайно важно изучение и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение через систему социологических исследований личностного восприятия респондентами мод государственного устройства, функционирующей в Республики, определение контуров оптимальной ее Республики. системы экономических и политических ценней и приоритетов, которые бы могли стать фундамент
фомировании белорусской государственности и национальной идеологии. В то же время следует иметь в виду, что в своих край них формах национальная идеология смыкается с национализмом, сепаратизмом и экстремизмом, служит обоснованием для стремления некоторых националистических элементов и групп к политическому лидерству и захвату государственной власти, приводит к пренебрежительному отношению к интересам других наций и национальных групп, к высокомерию, демонстрации личного превосходства, стремлению подчинить государственные интересы локальным.
Несмотря на то, что в нашем трансформирующемся обществе пока еще не сформирована целостная система политических ценностей, ориентированная на различных представителей общества, результаты Референдума по новой редакции Конституции, а также результаты проведенных социологических опросов позволяют предполагать, что конституционные нормы общественной жизни восприняты населением и должны составлять базисные принципы формирования государственной идеологии. Так, гуманитарная элита республики, выступившая в качестве эксперта в социологическом исследовании, проведенном в 1988 г. по анкете "Государственное устройство и политические ценности" (66,4% — кандидаты и 7,5% — доктора наук, среди которых преподаватели, старшие преподаватели, доценты, заведующие кафедрами составляют 67,1%; 4,1% — директора институтов, ректоры высших учебных заведений, деканы; 13% — старшие ведущие сотрудники, заведующие отделами; 6,2% — аспиранты), считает наиболее значимыми событиями для будущего республики (и фундаментальными ценностями, которые имеют стратегическое значение в формировании белорусской государственности), провозглашение независимости Беларуси, введение института Президента, создание Союза Беларуси и России, равный статус белорусского и русского языков.
Вопрос №9