Условия формирования белорусской экономической модели

Вопрос №2

Какую роль в формировании идеологии белорусского государства играет политическая система?

Итогом последних лет, прошедших с момента при­нятия Конституции Республики Беларусь, явились фак­тическая завершенность государственного строительст­ва, создание легитимных органов государственной вла­сти, становление демократической политической сис­темы.

Политическая система — это совокупность и взаимо­действие всех политических институтов в обществе, ре­гулирующих политическую жизнь.

В политическую систему включаются следующие под-

I. Институциональная подсистема, состоящая из раз­личных общественно-политических институтов и орга­низаций, играющих ведущую роль в формировании идео­логии государства.

Ведущим политическим институтом, сосредоточи­вающим в себе максимальную политическую власть, яв­ляется государство. Среди негосударственных организа­ций наибольшую роль в политической жизни общества играют политические партии. Немаловажное влияние на политическую жизнь оказывают также общественные ор­ганизации и движения.

2Нормативная (регулятивная) подсистема . эта подсистема выступает в виде политико правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы

3 политико-идеологическая система включает в себя совокупность политических идей, теорий и взглядов ,на основании которых формируются и функционируют различные общественно-политические системы как элементы политической системы общества

4 функциональная подсистема. Этот комплекс характеризует основные формы и направления деятельности политической систем , способы и средства воздействия на общественную жизнь. конкретное выражение функциональная подсистема находит в политических отношения и политическом режиме

Вопрос №3

Белорусская экономическая модель как элемент идеологии белорусского государства.

Белорусскими учёными предложена модель социально-экономического развития, которая похожа на Шведскую, Германскую, Бельгийскую. О ней говорилось в Докладе Президента РБ на совещании руководящих работников (2003г.). Эта модель определена как: “Социально ориентированная многоукладная экономика с равноправным функционированием государственной и частной собственности и обязательным наличием и превалированием идеи конкуренции”. При этом, ей должен быть “характерен высокий уровень социальной защищённости..., характерно гуманное отношение к человеку как главной ценности в нашей стране”.

В Европе эта модель действует благодаря тому, что 1) социал-демократические идеи там имеют долгую историю (эволюционным путём сложились 200-300 лет ); 2) социальноориентированная экономика может быть только при высоком уровне развития экономики с высокой степенью производительности труда, при высокой эффективности экономики; 3) там делается ставка на богатый средний класс (70% населения вкладывает инвестиции в производство), а у нас в ХХ в. – на бедных, а они проедают, а не вкладывают в производство.

Есть некоторые положительные предпосылки в РБ для реализации такой же модели на практике.

В РБ высокие экономические показатели, кроме уровня инфляции, и самый высокий уровень социальной защищённости на постсоветском пространстве.

Но многоукладная экономика может быть только при многоукладной политической системе, где нужны методы регулирования социального рыночного хозяйства, которые должны быть экономическими, а не административными.

Для устойчивого экономического роста необходимо 25% инвестирования, которые невозможно достичь за счёт внутренних ресурсов (даже США) , необходимо привлекать извне, иностранный капитал.

Чтобы иметь эффективные и перспективные технологии необходимо входить в корпорации по производству технологий (иначе приобрести можно будет только через 10 лет, уже устаревшие).

С нарастанием глобализации будет расти открытость экономики, будет расти и конкуренция между государствами, т.к. открытая экономика предполагает равные условия хозяйствования для национальных капиталистов и иностранных (например:для РБ будет нарастать конкурентность со стороны России и др., т.к. РБ стремится в ВТО). Во Всемирную Торговую Организацию уже вступили Грузия, Молдова, Киргизстан и в результате импорт заполонил их рынки.

Поэтому нужны высокие технологии и инновационность. Вопрос тоже упирается в собственность, т.к. не отрегулирована правовая защищённость в т.ч. интеллектуальной собственности (В России 20% государственной собственности, а в Беларуси – 80%). Необходимо, чтобы государство использовало экономический интерес собственника (т.е., максимизация прибыли и дохода) в целях всего общества – тогда это будет социальное рыночное хозяйство.

Задачи:

1) Необходимо обеспечить высокий уровень социального равенства и справедливости, а это значит:

-равные доходы на равный капитал;

-защита и поддержка нетрудоспособных слоёв населения в сферах, где действуют хозяйственные механизмы;

-социальное партнёрство между различными социальными группами;

-достойное качество жизни.

Поэтому необходимо:

2) Государственное регулирование, которое включает следующие меры:

-антимонопольная политика;

-недопущение концентрации доходов у незначительного числа субъектов экономических отношений;

-обеспечение соответствия доходов степени эффективности;

-поощрение доходов, которые не противодействуют развитию рынка и препятствие получению спекулятивных доходов (т.е., конкуренция + политика доходов)

3) Генерация и усваивание нового знания, высокий уровень интеллекта граждан – основа постиндустриальной экономики. Например: США в 2 раза больше вкладывает в НИОКР, чем 6 остальных стран большой семёрки, поэтому быстро монополизирует перспективные отрасли мировой экономики (телекоммуникаций, связи, финансовую).

К 2015 г. в первой пятёрке будут Китай и Индия (Россия пытается занять место СССР в мире, а реализовал Китай – 3-я космическая держава).

В январе 2003 г. в РБ запущена программа «Электронная Беларусь».

В Концепции устойчивого развития РБ до 2020 г. оговаривается механизм функционирования экономической модели: на микроуровне – бизнес-план (т.е. планирование экономики), а на макроуровне – рыночные механизмы регулирования и постепенные, плавные реформы

В Концепции развития народного хозяйства РБ на 2001 – 2015 гг. выделены следующие этапы и задачи:

1)На первом этапе в 2001 – 2005 гг. задача – достижение развития экономики по основным параметрам уровня 1990 г.

2)На втором этапе в 2006 – 2010 гг. – завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реструктуризация экономики и повышение уровня жизни;

3)На третьем этапе в 2011 – 2015 гг. – задача заложить основы нового постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.

Вопрос №4

Под внешней политикой государства понимается деятельность той или иной страны на международной арене, направленная на осуществ­ление взаимодействия с другими субъектами международных отноше­ний: иностранными государствами, союзами государств и международ­ными организациями. В основе внешней политики лежат отношения между государствами.

Выработка внешнеполитического курса представляет собой слож­ный процесс, в основе которого лежит взаимодействие целого ряда факторов. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Взаимодействуя между собой, они оказывают непосредственное влия­ние на формирование внешней политики страны. Среди внешних фак­торов следует назвать военно-политическую и экономическую обста­новку, складывающуюся на международной арене в целом и, в первую очередь, в тех регионах, где есть стратегические интересы конкретного государства. Свою внешнюю политику государство строит исходя из внешнеполитического курса других стран (прежде всего, сопредель­ных), соотношения сил основных субъектов мировой политики, меха­низмов и принципов деятельности системы международных отноше­ний. Внутренние факторы, представляющие собой процесс взаимодей­ствия различных институтов государственной власти, общественных структур и социальных групп, в ходе которого определяются нацио­нальные внешнеполитические приоритеты, по степени влияния не ус­тупают внешним факторам.

Средством осуществления внешней политики является диплома­тия - принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению мирными средствами целей и задач -внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства и его граждан за границей. Часто дипломатию определяют как науку международных отношений и ис­кусство ведения переговоров руководителями государств и правительств, совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ве­дения публичных дел между государствами.

Внешняя политика реализуется путем установления дипломати­ческих отношений между странами, осуществления членства государств в международных организациях, проведения визитов, переговоров и контактов на разных уровнях, высшими из которых являются встречи глав государств и правительств. Важная роль в практическом осуще­ствлении внешней политики принадлежит внешнеполитическим ве­домствам и зарубежным дипломатическим представительствам.

Вопрос №5

Консерватизм

Консерватизм возник в конце XVIII века как реак­ция на французское Просвещение и Великую француз­скую революцию. Консервативная идеология была отве­том на вызов либерализма и радикализма.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание сущест­вования незыблемых нравственных идеалов и цен нос гей.

Другим важнейшим принципом консерватизма яв­ляется традиционализм .Традиционные начала это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества:

1. Сохранение и защита традиционных, исторически сложившихся норм и форм жизни общества, ценностей, выдержавших испытание временем;

2. Исходные и неизменные ценности – нравственные, порядок в обществе, стабильность государства;

3. власть в обществе должна принадлежать элите (профессионалам в политике), но интересоваться политикой должен каждый гражданин;

4. свода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;

5. частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала; частная собственность – гарант личной свободы, защиты социального порядка;

6. закономерно неравенство людей в отношении физического, нравственного и умственного развития и вытекающее из труда социальное неравенство положения людей (и эксплуатация человека человеком)

7. государство – “не дойная корова”, социальное попечительство государства порождает иждивенчество, которое становится источником растущих притязаний, поэтому социальная помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить.

После Второй Мировой войны консерватизм эволюционировал в сторону либерализации → в 1970 -1980 гг. сложился неоконсерватизм.

Политические идеи неоконсерватизма:

1. усиление государственного регулирования в экономической и социальной сферах;

2. индивидуальная свобода, поведение человека не может выходить за рамки традиционных ценностей общества (т.к. это может угрожать стабильности и преемственности в развитии общества)

3. укрепление духовности, моральных основ общества, духовные приоритеты семьи и религии;

4. развитие институтов гражданского общества;

5. стабильность общества, опирающаяся на уважение гражданина к закону; моральная ответственность гражданина и государства, их взаимопомощь.

Носители: консервативные партии Великобритании, Австралии, Новой Зеландии; Христианско-демократические партии Европы.Либерализм и консерватизм ─ реформистские идеологии.

Вопрос №6

Условия формирования белорусской экономической модели.

Развитие человека тесно связано с социально-экономическим развитием страны. Особенно с её экономической безопасностью. Поэтому теория модели социально-экономического развития является важнейшей частью идеологии белорусского государства.

Беларусь вступила в ХХI век с экономикой, находящейся на стадии реформирования. Была реализована программа Основных направлений социально-экономического развития на 1996-2000 гг. В результате в 2000 г. были превышены показатели докризисного 1990 г. по:

· объёму производства промышленности (100,7 %)4

· потребительских товаров (110, 1 %)

· реальных денежных доходов населения (107 %)

Хотя: ВВП составил лишь 89%, продукция сельского хозяйства = 71,4, инвестиций в основной капитал = 52 %, но, начиная с 1996 г., наблюдается рост ВВП на душу населения и уровня жизни населения. Однако рост ВВП сопровождается тревожными симптомами (внутренние экономические проблемы):

1) низкая конкурентноспособность продукции, так как высоки издержки производства, что увеличивает объёмы нереализованной продукции. Например: в 2002 г. на 1 января, запас готовой продукции = 63,8 % от произведённой, а в 2003 г. = 67 %;

2) рост кредиторской задолженности предприятий и недостаток инвестиций;

3) низкий уровень рентабельности, в результате чего не обеспечиваются условия для расширенного воспроизводства (расширения производственных мощностей); например: рентабельность в 2000 г. = 15,8 %, а в 2003 г. 10,5 %

4) рост числа убыточных предприятий; например: на 1 января 2003 г. – 32,9 % (от общего количества, в основном, это лёгкая, стройматериалов, пищевая отрасли промышленности);

5) физический и моральный износ активной части основных производственных фондов на 2003 г., достигали 70-80 %;

6) политика сохранения занятости работающих на предприятиях и в организациях: с одной стороны (+) обеспечила низкий уровень безработицы и бедности во второй половине 90-х гг., с другой стороны (–) к 2004 г. стала системным препятствием на пути устойчивого роста экономики и благосостояния людей, т.к. привела к:

-высокой скрытой безработице (через вынужденный отпуск, частичную занятость)

-низкой конкурентоспособности, т.к. инвестиции в старую структуру производства, где сохранены рабочие места тратятся на выплату зарплаты и т.п., а не на обновление и расширение производственных фондов (проедаются на 90).

Решение этих проблем предусматривается в следующих документах:

1) Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.;

2) Разрабатывающимися и утверждающимися президентом годовыми прогнозами социально-экономических параметров развития страны.

Однако выполнение этих показателей становится всё более сложной задачей. например: в 2000 г. были выполнены все показатели годового прогноза, в 2001 – 12 из 16, в 2002 достигнуты 6 из 16, а в 2005 – 15 из 16.

Наблюдается ухудшение финансового положения в бюджетной сфере. Для улучшения состояния и обеспечения устойчивого развития необходимо:

1)резкое снижение общих и материальных затрат на единицу продукции (сейчас в 1 рубле белорусском = 65 – 68 копеек – это затраты);

2)уменьшение энергоёмкости производства;

3)увеличение доли сертифицированной продукции;

4)рост удельного веса новых видов такой продукции.

Особую роль в развитии человеческого потенциала играет агропромышленныйкомплекс, который обеспечивает продовольственную безопасность. Например:для обеспечения продовольственной безопасности в Европе дотируется 50% АПК. И хотя по производству молока, мяса, картофеля на душу населения РБ занимает 1 место среди всех стран СНГ, качество жизни в сельской местности намного хуже, чем в городе.

В этой сфере наблюдаются следующие проблемы:

1) низкая заработная плата (например: на 2002 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 49,9 % среднереспубликанского уровня);

2) неблагоустроенноё жильё, а в итоге – миграция молодых людей в город;

3) нехватка трудовых ресурсов в АПК в будущем;

4) сельское хозяйство развивается неустойчиво, т.к. зависит и от погодных условий;

5) проблемы дефицита кормов и их качества;

6) проблемы сокращения поголовья скота (например:по сравнению с 1995 г. оно уменьшилось на 20,8% в 2003 г.) и сокращение реализации скота и птицы (по сравнению с 1995 – в 2002 г. на 20,6%, производство молока снизилось на 3,3 %, яиц – на 13%.); в структуре сельского хозяйства с 1994 г. стало преобладать растениеводство;

7) сложное финансовое положение предприятий АПК;

8) продолжающийся износ их основных фондов;

9) нехватка инвестиций;

10) нерешённость проблемы собственности на землю, что отпугивает инвесторов, т.к. нет гарантий, что не отберут (нет хозяина – нет заботы);

11) необходимость долгосрочного реформирования АПК, в т.ч. необходимость совершенствовать социальную инфраструктуру села: благоустройство жилья на селе, повышение зарплаты, экономически обоснованная занятость населения, реформирование структуры собственности и внедрение новых механизмов мотивации к труду (например:участие работников в прибылях предприятия, начисление дивидендов на долевую собственность и т.п.)

Наряду с тем, что растёт уровень сбережений граждан (например: сбережения в 2001 г. = 19,6%, то в 2002 г. = 22%), сохраняется дефицит бюджета страны (например:1995 = «– 2,7 %», 2001 г. = «– 1,6%», 2002 = «– 0,4%»). В том числе товарооборот с Россией имеет отрицательное сальдо (к нам больше товаров, чем от нас к ним) и, в результате, 1 млрд. 789 млн. $ (они на нас зарабатывают), что в 1,3 раза больше, чем в 2001г. (см. «Национальную экономическую газету.– 6 января.– 2003г.) По этим причинам идёт постоянное экономическое моделирование (например:2004 г. (23-24 мая) в Ялте переговоры: Россия+Украина+Казахстан+Беларусь, и в сентябре создаётся Единое Экономическое Пространство (ЕЭП).

Вопрос №7

В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Глубокие изменения в судьбе Белоруссии, которы­ми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи.

В новых условиях важнейшей задачей молодежной политики ста­ла адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям.

В этих условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе в соответствии с логикой развития бело­русского общества.

В задачи молодежной политики входят:

• выявление потребностей и интересов молодежи;

• создание благоприятных условий для реализации этих потребно­стей и интересов;

• регулирование отношений между молодежью и обществом, меж­ду молодежью и иными социальными группами общества;

• регулирование отношений внутри молодежи как особой социаль­но-профессиональной группы общества;

• создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров;

• содействие молодежной занятости;

• поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей;

• формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях поли­тического плюрализма;

• формирование новой концепции воспитания молодежи. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь

имеет длительную историю, которая своими корнями уходит еще в период нахождения республики в составе Советского Союза. Тогда глав­ным организационным институтом и инструментом реализации мо­лодежной политики был комсомол. ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - и его республиканское отделе­ние ЛКСМБ - Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Бело­руссии - был очень влиятельным и сильным общественным объеди­нением, которое в условиях политической системы советского обще­ства было интегрировано во все сферы управления и оказывало огром­ное влияние на все стороны жизни молодого поколения.

Комсомол очень тесно взаимодействовал с Коммунистической парти­ей, органами государственного управления, с профсоюзами.

В деятельности комсомола сочетались самостоятельность, инициа­тива, самоуправление с дисциплиной, идеологическим принуждением, бюрократизмом. Фактически комсомол являлся органичной частью об­щественно-государственной системы Советского Союза, той ее частью, которая проводила политику государства по отношению к молодежи.

Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики, состоит в том, что государство как основной субъект моло­дежной политики ставит своей целью обеспечить полноценный пра­вовой и социальный статус молодым гражданам республики, защи­тить их права и свободы.

Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и га­рантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Концепция молодежной политики исходит из того, что эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процве­тания сильной, демократической Беларуси.

Она ориентирована на то, чтобы создать эффективные механизмы по привлечению самой молодежи и молодежных организаций к разре­шению молодежных проблем, к формированию молодежной политики, новой модели развития белорусского общества.

Вопрос №8

Понятие национальной идеологии включает систему взглядов, основанную на принципах об нации и приоритета ее интересов в различных жобщественной жизни. Оценивая это понятие, необходимо "погружать" его в конкретно-исторический контекст При определенных условиях, международных и внутрених оно может способствовать консолидации нации в отстаивании ею своего самостоятельного экономического и политического развития, суверенитета и государственной независимости. Рост националы! самосознания в нашей и других национальных республиках привел в последние годы к возрождению национальной идеологии, национальной культуры, языки традиций, символики. Основной функцией идеологии" понимаемой в таком контексте, с учетом национальных традиций и новаций реформируемого обще должно быть достижение согласия, ценностного консенсуса общества по проблемам обеспечения корен! интересов граждан. Поскольку же идеология белорусе! государства может быть понята как выражение систем ценностей и идей пришедших к власти политических сил, правомерно использовать термины "идеология русской государственности". Идеология государственности таким образом, достаточно стабильное образование, целенное на долговременную перспективу, учитывая национальные интересы и нормы общества, в котором важнейшим фактором достижения социального прогресса, mi ряду с гражданским обществом, является государство. Поэтому для трансформирующегося общества, которым сегодня является Беларусь, чрезвычайно важно изуче­ние и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение через систему социологических исследова­ний личностного восприятия респондентами мод государственного устройства, функционирующей в Республики, определение контуров оптимальной ее Республики. системы экономических и политических ценней и приоритетов, которые бы могли стать фундамент

Условия формирования белорусской экономической модели - student2.ru Условия формирования белорусской экономической модели - student2.ru Условия формирования белорусской экономической модели - student2.ru фомировании белорусской государственности и национальной идеологии. В то же время следует иметь в виду, что в своих край них формах национальная идеология смыкается с на­ционализмом, сепаратизмом и экстремизмом, служит обоснованием для стремления некоторых националисти­ческих элементов и групп к политическому лидерству и захвату государственной власти, приводит к пренебре­жительному отношению к интересам других наций и национальных групп, к высокомерию, демонстрации личного превосходства, стремлению подчинить государ­ственные интересы локальным.

Несмотря на то, что в нашем трансформирующемся обществе пока еще не сформирована целостная система политических ценностей, ориентированная на различ­ных представителей общества, результаты Референдума по новой редакции Конституции, а также результаты проведенных социологических опросов позволяют пред­полагать, что конституционные нормы общественной жизни восприняты населением и должны составлять базисные принципы формирования государственной идеологии. Так, гуманитарная элита республики, высту­пившая в качестве эксперта в социологическом иссле­довании, проведенном в 1988 г. по анкете "Государст­венное устройство и политические ценности" (66,4% — кандидаты и 7,5% — доктора наук, среди которых пре­подаватели, старшие преподаватели, доценты, заведую­щие кафедрами составляют 67,1%; 4,1% — директора институтов, ректоры высших учебных заведений, дека­ны; 13% — старшие ведущие сотрудники, заведующие отделами; 6,2% — аспиранты), считает наиболее значи­мыми событиями для будущего республики (и фунда­ментальными ценностями, которые имеют стратегиче­ское значение в формировании белорусской государст­венности), провозглашение независимости Беларуси, введение института Президента, создание Союза Бела­руси и России, равный статус белорусского и русского языков.

Вопрос №9

Наши рекомендации