ИНТЕГРАТИВНАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. к букве закона, но служили отражением общинных ценностей

к букве закона, но служили отражением общинных ценностей, были «живым законом». Древнему правосознанию, по мысли Бермана, было присуще ощущение целостности жизни, взаимосвязи права со всеми ее сторонами, ощущение того, что «правовые учреждения и процессы, как и правовые нормы и правовые решения, составляют неотъемлемую часть вселенской гармонии. Право, как искусство, как миф и религия, как сам язык, было для народов Европы на ранних этапах их истории отнюдь не способом применения правил для опре­деления вины и вынесения приговора, не средством разделения лю­дей на основе набора принципов, — право было средством удержать людей вместе, оно было инструментом примирения. Право восприни­малось, прежде всего, как процесс посредничества, способ общения,

*-' ^й

а не как процесс создания норм и принятия решении».

Берман убежден в том, что хотя обычное право народов Европы VI-X вв. было слито воедино с религией и моралью, но это было право, правовое измерение общественной жизни. Согласно Берману, право есть там, где имеет место разделяемое членами любого сооб­щества (семья, квартал, школа) ощущение того, что «они связаны взаимными правами и обязанностями, исходящими от признаваемого ими всеми авторитета».59

Л. Л. Фуллер

Лон Лувуа Фуллер (1902-1978) — знаменитый американский ученый, профессор общей юриспруденции в Гарвардской школе права. Фуллер прославился как защитник моральной обоснованности пра­ва и последовательный оппонент правового позитивизма. Его зна­менитый спор с Г. Хартом о природе права вызвал широкую дискус­сию во всем мире и до сих пор считается важнейшим источником идей для представителей естественно-правовой и позитивистской мысли. Основные положения своего учения о праве Фуллер изло­жил в книге«Моральность права» (1964), в основу которой был положен курс лекций, прочитанных в 1963 г. в Йельской школе права. Его перу принадлежит также работа«Анатомия права» (1968).

Фуллера чаще всего относят к представителям естественно-правовой мысли. Однако есть основания полагать, что его правовое

8 Там же. С. 87.

9 Там же. С. 90.

Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX RFi^

учение в большей мере соответствует интегральным представлениям о праве, чем естественно-правовому подходу. Ведь то, что Фуллеп относит в своем учении к естественно-правовой традиции, является его важной, но лишь составной частью. Взятая же в своей целостности его концепция, по нашему мнению, вполне соответствует коммуни­кативному варианту интегрального правопонимания.

Методологические основы правового учения. Две морали.

Серьезным упущением позитивистской теории права Фуллер считал неадекватное понимание соотношенияправа и морали. Ученый отмечал, что существующая на этот счет литература отличается се­рьезными недостатками. В ней, в частности, отсутствует ясное по­нимание самой морали, что не могло не сказаться и на понимании права. Свою задачу Фуллер видел как раз в том, чтобы восполнить этот пробел и восстановить необходимый баланс между этими по­нятиями.

Решение поставленной задачи ученый связывал с различением двух видов морали: моралиобязывающей и мораливдохновляющей.Свою заслугу Фуллер видел в том, что ему впервые удалось показать, какое значение имеет такая классификация для понимания правиль­ного соотношения между правом и моралью.60

Ученый находил, чтовдохновляющая мораль (morality of aspiration) наиболее полно была обоснована в греческой философии. Это мораль благой жизни, в которой наиболее полно реализуются человеческие силы и возможности. В этой морали может присут­ствовать в качестве обертона момент долга, но, как правило, он при­глушен, как это имело место у Платона и Аристотеля. Для греков была характерна концепция поведения, направленного на достиже­ние высшего качества человеческого бытия.

Если вдохновляющая мораль имеет дело с вершиной челове­ческих достижений, тообязывающая мораль — с их дном. Она устанавливает основные правила, без которых человеческое общество невозможно. Это мораль Ветхого Завета и десяти библейских запо­ведей. Такая мораль говорит в терминах «ты не должен» или, реже, «ты должен». Как правила грамматики предписывают, каким образом можно использовать язык в качестве инструмента коммуникации,

60 Fuller L. L. The Morality of Law. London, 1964. P. 5. — Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.

ИНТЕГРАТИВНАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Глава 10

так правила обязывающей морали предписывают, что необходимо для социальной жизни (р. 6).

Другое отличие между двумя моралями Фуллер видел в том, что вдохновляющая мораль, в отличие от обязывающей, не обвиняет, если поставленные ею цели не были достигнуты, а, скорее, требует презрения к такому человеку.

Между двумя видами морали ученый видел тесную взаимосвязь. Ведь мы можем знать, что такое зло, рассуждал мыслитель, только тогда, когда представляем, что такое добро. Одно невозможно без другого. Поэтому и обязывающая мораль не может существовать без морали вдохновляющей (р. 11). Это подтверждает элементарный человеческий опыт. Моральное суждение «не убий» не определяет представления о совершенной жизни. Оно основывается на прозаич­ной истине, что если люди начинают убивать друг друга, вдохновля­ющая мораль становится невозможной.

Как разъясняет ученый, обязывающая мораль относится к чело­веческой жизни в обществе, тогда как мораль вдохновляющая есть то, что опосредует отношения человека к самому себе или к тому, что находится между ним и Богом. Классические положения вдох­новляющей морали Фуллер находил у греческих философов. Они полагали, что человек как политическое животное должен найти благую жизнь вжизни, разделенной с другими (р. 13).

Ученый указывал также наценностную природу вдохновляющей морали. Только специфика обыденного языка не позволяет ясно видеть это обстоятельство. Когда мы говорим о «чувстве ценности», пояснял мыслитель, мы тем самым выражаем наше стремление к достижению человеческого превосходства. Но, в конце концов, мы соединяем «цен­ность» с термином «решение», который выражает не стремление к совершенству, а вывод относительно обязательства. Подобный субъективизм скрывает высокое предназначение человеческого вдохно­вения в языке морального дискурса, и мы легко приходим к абсурдному выводу, будто бы обязательства явно существеннее для социальной жизни, по сравнению с другими жизненными предпочтениями.

В центре внимания ученого также находилась идея коммуни­кации, без которой невозможно никакое человеческое и социальное взаимодействие. Так, Фуллер особо подчеркивает, что обязанности, как моральные, так и правовые, могут возникать изобмена, например, из обмена обещаниями (р. 19). В качестве опосредующего принципа между долгом (обязанностью) и обменом Фуллер называет отношения

Раздел V

Наши рекомендации