Взаимодействуем с внешкольными организациями
Для многих учреждений образования очень важной является вовлечение учащихся в работу на территории района. В центре образования № 1471организовать такую работу помогает молодежная переговорная площадка. Процесс ее подготовки и проведения нельзя назвать мероприятием одного дня – это очень большая и серьезная работа в течение всего учебного года.
Целью такой работы было создание всех необходимых условий для организации диалога молодежи с представителями органов власти на территории района «Крылатское». Такой диалог необходим для того, чтобы органы власти, с одной стороны, увидели проблемы молодежи, живущей на вверенной им территории, а старшеклассники, с другой стороны, не были равнодушными к тому, что происходит вокруг них.
Чтобы участвовать в диалоге с властью, нужно понимать, что она собой представляет. Поэтому на первом этапе работы группы старшеклассников отправились в управу и муниципалитет. Там они выясняли функции этих организаций, а также старались понять, каким образом уже сейчас молодежь может принимать участие в жизни района. Ребята получили для работы перспективную программу работы управы, увидели схему, по которой строится ее работа.
Следующим этапом подготовки диалога с властью была работа с заместителями директоров школ района по воспитательной работе и с районным советом старшеклассников. На совете были обсуждены три вида анкет, которые надо было предложить заполнить школьникам, а затем проанализировать их и прийти с результатами для обсуждения их в группах.
Анкеты были распределены следующим образом. Первая группа – это экспертный лист. В нем анализировались те дела, конкурсы и соревнования, которые проводит управа. Вторая группа – качество жизни подростков и молодежи. Третья группа – участие молодежи в развитии района и округа, т.е. анализ вопросов, связанных с непосредственным участием молодежи в обсуждении проблем района.
По итогам анкетирования за две недели до непосредственного проведения молодежной переговорной площадки в ЦО № 1471 собрались представители всех школ Крылатского. По одному представителю от школы с итогами своего анкетирования работали в каждой группе. Все три группы объединили итоги по анкетам и проанализировали их. Важно было не просто вычленить проблему, но и попытаться увидеть пути ее решения.
Затем обсуждение и подготовка продолжились в каждой школе. Ребята вернулись с общими результатами, из которых нужно было понять, что же выносить на обсуждение на переговорную площадку.
В день проведения переговорной площадки ребята начали свою работу с обсуждения выступлений в группах. Определились с выступающими и проблемами, которые будут обсуждаться. Взрослые также начали свою работу с обсуждения проблем молодежи в районе и округе и возможных способов их решения.
На переговорной площадке присутствовали представители префектуры всех управ Западного округа, окружного управления образования, окружного управления Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, представители межрайонного центра «Дети улиц», руководители школ. Такое представительство позволило ребятам увидеть очень серьезное отношения органов власти и управления к обсуждаемым вопросам. Именно при организации такого диалога можно объединить усилия всех заинтересованных сторон.
На переговорной площадке обсуждались вопросы организации досуга, трудоустройства и занятости молодежи. Предлагалось организовать клуб старшеклассников района, создать банк информации о возможном трудоустройстве выпускников. Обсуждалась и проблема встречного движения: если молодежь готова выйти с интересными инициативами к органам власти, то ее представители (в первую очередь – управа) должны быть готовы эти инициативы рассматривать и продвигать.
Очень серьезно стоял вопрос об информированности молодежи о том, что происходит в районе, и о невостребованности той информации, которая, как кажется взрослым, в большом количестве уже имеется.
Итогами работы молодежной переговорной площадки можно назвать следующие:
1. Изменение отношения управы к формам работы с учащимися на территории.
2. Социальные инициативы:
· Создание экологического объединения под руководством дирекции заказника «Крылатские холмы», объединяющего три школы.
· Организация клуба старшеклассников в клубе «Надежда».
· Активное вовлечение учащихся в работу газеты «Ровесники Крылатского».
· Работа совета старшеклассников района.
Переговорная площадка как форма организации диалога молодежи с властью показала, что если обе стороны – взрослые и ребята – заинтересованы в решении наболевших проблем, то такой диалог имеет очень большое значение для обеих сторон. Но был и еще один очень важный результат: в процессе подготовки и проведения этого мероприятия произошло неформальное объединение старшеклассников района, которые совместными усилиями решились взяться за реальные дела.
Старшеклассники Пушкинского лицея № 1500 не напрасно назвали свой совет Лицейской думой. Обучаясь самоуправлению, они сотрудничают с Московской городской думой и даже проходят в ней практику. Ребята наблюдают за прохождением законопроектов, представляют отчеты о ходе рассмотрения вопросов на заседаниях депутатских комиссий, разрабатывают предложения по совершенствованию городского законодательства.
Система внешних контактов ученического самоуправления лицея является достаточно разветвленной. Вот краткий перечень основных организаций, с которыми Лицейская дума осуществляет взаимодействие:
· Городской центр по взаимодействию с детскими общественными объединениями и ученическими активами;
· Молодежный окружной ученический совет;
· Ассоциация юных лидеров;
· управа Красносельского района;
· Московская городская Дума.
Подобные контакты позволяют ребятам не замыкаться в собственной школе, а узнавать и получать опыт общественной деятельности из других организаций, чтобы затем применить его в собственной практике.
Важнейшим стимулом для саморазвития ученического самоуправления в конкретном учреждении образования является и объединение школьных активистов на уровне района и округа. В Центральном административном округе, на территории которого находится и лицей № 1500, Центром молодежных и детских объединений ЦОУО разработана и проводится образовательно-спортивная командообразующая игра «Команда-Центр». Это одна из инновационных форм внеклассной работы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и молодежных клубов по гражданскому, экологическому и физическому воспитанию подростков и молодежи в духе патриотизма, взаимопонимания и дружбы.
Игра проводится с целью образования и сплочения школьного актива, установления дружеских связей между учебными заведениями, сплочения учащихся ЦАО в единую Команду. В процессе игры в ребятах развиваются лидерские и организационные качества, интеллектуальные способности, физическая выносливость, укрепляется их здоровье. Молодежь знакомится с историей и культурным наследием Москвы и России, с опытом работы детских и молодежных организаций Москвы.
В игре «Команда-Центр» участвуют юноши и девушки в возрасте 13-18 лет. Команды создаются во всех школах и детско-молодежных клубах ЦАО. Для методического и педагогического руководства игрой привлекаются вожатые, учителя и родители участников.
Игра «Команда-Центр» представляет собой комплекс этапов гражданского, интеллектуального, творческого и спортивного характера: специальных занятий, походов, экскурсий, конкурсов, викторин, исторических игр на местности и др. Они закладывают основы морально-волевой, психологической, образовательной подготовки и всестороннего развития молодежи. Все мероприятия проводятся во внеурочное время.
Учащиеся школ и члены молодежных клубов, выразившие желание принимать участие в игре, создают команды и избирают капитана и его заместителя. Для включения команды в состав участников игры директор школы (клуба) направляет заявку в адрес Центра молодежных и детских объединений ЦОУО (в настоящий момент его функции возложены на ОМЦ ЦОУО) c приложением списка. После получения подтверждения команда под руководством вожатого и капитана при содействии Центра проводит установочную встречу для ознакомления с правилами и составом этапов игры. Участники проводят тренировки по разделам команды, выпускают стенгазету, создают страницу на сайте школы, организуют уголок «Команды-Центр» в школе для ознакомления всех учащихся с ходом игры.
В рамках программы работы Центра команды проводят добровольческие акции по оказанию помощи инвалидам и престарелым, ветеранам войны и труда, принимают участие в экологических акциях, привлекаются к участию в мероприятиях округа и управления образования.
Организационный комитет разрабатывает рекомендации по проведению игры, проводит занятия с капитанами и вожатыми по изучению разделов программы подготовки к игре, учебу организаторов и консультантов, учения, смотры, соревнования и финалы, подводит итоги работы, поддерживает связь со средствами массовой информации. По результатам игры лучший опыт обобщают и пропагандируют.
Справедливости ради надо отметить, что подобные цикличные мероприятия, рассчитанные по времени на большую часть учебного года, проводятся в разных округах столицы. В каждом из них есть свои ноу-хау, но все они направлены на взаимодействие и сплочение различных детско-молодежных коллективов.
Однако не менее важно для ученических активов выйти не только за рамки своей школы, но обменяться опытом общественной деятельности на более высоком уровне – выйти за рамки района и округа.
В 2009 году было создано Детское региональное общественное движение «Детское движение ученической общественности столицы». Это независимое детское общественное объединение, созданное для достижения общих целей и защиты общих интересов участников Движения.
Деятельность Движения строится на принципах добровольности, равноправия всех участников, самоуправления, законности и гласности.
Движение было создано и действует в целях:
· поддержки и развития демократических форм участия ученической общественности г. Москвы в ученическом самоуправлении;
· защиты прав и законных интересов участников Движения;
· создания условий для развития демократической культуры;
· объединения ученической общественности.
ОсновнымизадачамиДвижения являются:
· координация деятельности участников Движения;
· помощь в создании социально значимых проектов и программ;
· обеспечение диалога между руководством г. Москвы, заинтересованными органами и организациями и участниками Движения;
· привлечение внимания к проблемам ученического самоуправления, проблемам детей и подростков;
· развитие сотрудничества с другими организациями в сфере детского движения.
Более подробно познакомиться с целями, задачами и основными принципами деятельности можно в Уставе Движения на www.rupordds.ru.
Глава 11. Зачем все это нужно?
От самоуправления в школе к самоуправлению в жизни
«Научить человека быть счастливым